Версия для слабовидящих

Рубрика «100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025». Статья 11

Мы продолжаем публикацию серии статей, объединенных рубрикой:«100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025». С предыдущими статьями вы можете познакомиться по ссылкам:
СТАТЬЯ 1
СТАТЬЯ 2
СТАТЬЯ 3
СТАТЬЯ 4
СТАТЬЯ 5
СТАТЬЯ 6
СТАТЬЯ 7
СТАТЬЯ 8 
СТАТЬЯ 9
СТАТЬЯ 10

Сегодня речь пойдёт о периоде 1988–1992 гг. - самый большой и эффективный период деятельности Ростовского ОАО за всю столетнюю историю гражданской авиации на Дону. Период развития авиапредприятия, начатый в 1986 году, получил новый импульс роста в 1988–1990 годы. Это и вахтовые перевозки в Тюмень и в Новый Уренгой, и международные маршруты по Европе и Ближнему Востоку. Резкое увеличение вахтовых перевозок с гарантированной загрузкой и оплатой подняли эффективность использования парка самолетов на новый уровень. Теперь многое завесило от организации работы летных отрядов и авиационно-технической базы Ростовского ОАО.

Материал представляют:
Брызгадова И.Г.
Брызгалова Ирина Генриховна
Историк, доцент, кандидат исторических наук
Институт истории и международных отношений
Южного Федерального Университета

 Толченов П.Н.
Толченов Павел Николаевич
Командир самолета Ту-154
Командир международной авиаэскадрильи 77 летного отряда Ростовского объединенный авиаотряда авиакомпании ДОНАВИА

1988 октябрь 21 – начало эксплуатации самолета Ту-152Б-2 СССР-85409, с 1993 регистрационный номер RA-85409, заводской номер 80A409, серийный номер 0409, Maximum takeoff weight (MTOW) = 98 тонн, Ростовский объединённый авиационный отряд (РОАО), 77 летный отряд, Донавиа (RA-85409), c 1980 апреля 26 по 1988 октябрь 20 – эксплуатировался в ЦУ МВС (Москва), списан 18 мая 2001, акт №3 - по отработке назначенного срока службы, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска в 1980 апрель ХХ, в эксплуатации с 26 апреля 1980, 29 лет 3 месяца, это был последний самолет переданный в РОАО для эксплуатации.
 Самолет Ту-154 Б-2 85409
Самолет Ту-154 Б-2 85409 Ростовского ОАО

1988 декабрь 07 – землетрясение в Армении (Спитак, Ленинакана) (время 10:41 МСК), и последующая спасательная операция. Аэропорт Ростов на Дону на период до 31 января 1989 года стал ключевым аэропортом для обеспечения перевалки авиационных грузовых и пассажирских перевозок в район землетрясения и материально-технического обеспечения обслуживания воздушных судов, участвующих в спасательных операциях.

1988 декабрь 11, воскресенье – под Ленинаканом при заходе на посадку потерпел катастрофу Ил-76М, участвующий в спасательных операциях (Спитак, Ленинакана), в результате чего погибли 77 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа в Армении.

1989 январь – декабрь в СССР выпущено: 522 воздушных судна, в том числе 220 самолетов.

1989 январь 02 – первый полёт самолета Ту-204, однако начало эксплуатации состоялось только 23 февраля 1996 года.

1989 – по инициативе Министерства Гражданской авиации и Северо-Кавказского УГА на базе Ростовского ОАО открыт Северо-Кавказский филиал банка Аэрофлот в Ростове.

1989 апрель 07 – май 06 (Рамадан) – экстремальный рейс с паломниками Махачкала – Джидда (Саудовская Аравия), самолет Ту-154, командир Толченов П.Н. Рейс был задержан в Джидде более, чем на сутки. Заказчик рейса не выполнил свои обязательства по финансовым вопросам перед самими паломниками в аэропорту Джидда, Саудовская Аравия требует обязательный финансовый сбор с пассажиров по прибытию. Но для них это оказалось неожиданностью.
Толченов П.Н.
КВС (капитан) самолета Ту-154
Толченов Павел Николаевич

1989 апрель – ввод в строй грузового терминала службы организации почтово-грузовых перевозок аэропортового комплекса Ростовского объединенного авиаотряда. Общая площадь грузового терминала — 7,16 тыс. м², в том числе складских помещений — 4,41 тыс. м². Терминал оснащён механизированным комплексом обработки грузов и досмотровой техникой. Производственные мощности грузового терминала позволяли обрабатывать до 420 тонн грузов в сутки. Однако терминал так и не был запущен полностью, по причине недопоставок складского оборудования.

1989 май 22 – на должность командира 3-й авиаэскадрильи 1 Летного отряда Ростовского ОАО, приказ № 45/л от 22.05.1989 командира РОАО, назначен Толченов Павел Николаевич.
 Толченов П.Н. трудовая книжка

Выписка из трудовой книжки Толченова П.Н.

ХРОНИКА выполнения международных авиарейсов из летной книжки КВС (капитана) Толченова П. Н.:
1989 сентябрь 05 – самолет Ту-154, полет Ростов – Цюрих (Швейцария) – Ростов, чартерный рейс.
1989 сентябрь 24 – самолет Ту-154, полет Ростов – Сочи – Хельсинки – Сочи – Ростов, чартерный рейс, перевозка финских туристов в Сочи.
1989 сентябрь 29 (хроника) – самолет Ту-154, полет Ростов – Франкфурт-на-Майне (ФРГ) – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL.
1989 октябрь 09 – самолет Ту-154, полет Ростов – Лейпциг (ГДР) – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL.
1989 октябрь 10 – самолет Ту-154, полет Ростов – Дюссельдорф (ФРГ) – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL.
1989 ноябрь 12 – самолет Ту-154, полет Ростов – Гамбург (ФРГ) – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL.
1989 декабрь 15 – самолет Ту-154, полет Ростов – Ганновер (ФРГ) – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL.
1989 декабрь 21 (хроника) – самолет Ту-154, полет Ростов – Шенифельд (Берлин, ГДР) – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL. И другие рейсы.

1989 октябрь - архивные фото 1-й авиаэскадрильи 77 летного отряда Ростовского ОАО, которая эксплуатировала 5 грузовых самолетов Ан-12. В год они перевозили более 7000 тонн плодоовощной продукции из Ростовской области и Краснодарского края, и около 10000 тонн грузов на международных авиалиниях.
Максимов Н.И., эскадрилья Ан-12.png
Первый ряд - Максимов Николай Иванович, командир первой АЭ (1975), заместитель командира 77 ЛО (с 1984), справа командир первой АЭ самолетов Ан-12 Опрышко Борис Пантелеевич (с ноября 1984). Второй ряд - Сурков Михаил Михайлович - начальник штаба 77 ЛО, командир ВС Ан-12 Чусов Юрий Иванович (по центру, в фуражке). Октябрь 1989г.
Эскадрилья Ан-12
Летный состав первой авиаэскадрильи самолетов А-12, 77 летного отряда Ростовского ОАО.
Октябрь 1989.

1989 декабрь 21 – решением ученого Совета Рижского Краснознаменного института инженеров гражданской авиации, по результатам защиты диссертаций, начальнику планово-экономического отдела Ростовского ОАО, главному экономисту Дужникову Павлу Дмитриевичу и начальнику отдела труда и заработной платы Ростовского ОАО Павлову Юрию Васильевичу, присуждены ученые степени кандидатов экономических наук.
Павлов Ю.В.
Начальник отдела труда и заработной платы Ростовского ОАО, к.э.н. Павлов Ю.В.
В РОАО до 1993 года.
Фото сентябрь 1993 года.
 Диплом к.э.н. Дужникова П.Д.Диплом кандидата экономических наук Дужникова П.Д.

1990 - начало 90-х для Ростовского ОАО и в дальнейшем авиакомпании ДОНАВИА были расцветом предприятия. Объём авиаперевозок достиг максимального значения. Над Уралом, Западной и Восточной Сибирью, Дальним Востоком в эфире постоянно звучали позывные Ростовского предприятия. Перрон аэропорта был пустой, потому что все воздушные суда были в воздухе. Ощущалась нехватка летного состава на самолет Ту-154, чтобы полностью удовлетворить спрос по перевозки авиапассажиров. Для этого была сформирована дополнительная авиаэскадрилья, произведен набор персонала. Теперь в подразделении стало три авиаэскадрильи Ту-154, одна - международная и две для полетов по РФ. Большими темпами увеличивался объем международных рейсов. Кроме ростовской гавани использовались такие аэропорты, как Сочи, Краснодар, Махачкала. Резко выросло количество международных полетов на грузовых самолетах Ан-12.
Из-за большого спроса в пассажирских и грузовых авиаперевозках во всех аэропортах РФ и за рубежом открываются представительства авиакомпании. Большим достижением предприятия являлось высокая регулярность полетов с максимальной безопасностью их выполнения. Практически не было инцидентов и предпосылок авиационным происшествиям. Это было достигнуто напряженным трудом всего личного состава Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА. Летный состав, бортпроводники, инженерно-технический персонал регулярно проходили курсы повышения квалификации в согласно установленные сроки в учебных подразделениях гражданской авиации. По просьбе руководителя авиапредприятия «Сургутавиа» в долгосрочную аренду сдается самолет Ту-154 с экипажем для удовлетворения нужд в пассажирских авиаперевозках на севере нашей страны. «Авиакомпания Авиационные линии Кубани» арендует самолет Ту-154, на котором краснодарцы осваивали новый тип (для этого предприятия) воздушного судна.

1990 – объем пассажирских авиаперевозок в СССР достиг рекордного уровня – более 94 млн. пассажиров.

1990 – в гражданской авиации СССР было около 240 транспортных авиапредприятий.

1990 – сложная экономическая и социально-политический ситуация в стране. В РФ прошло более 500 протестных акций, участвовало более 2 млн. человек. Коллектив РОАО в акциях участия не принимал, эксплуатация сложной авиатранспортной техники аэродрома и аэропорта требует круглосуточного (7х365) управления, обслуживания, принятия оперативных решений, обеспечения проведения мероприятий по безопасности полетов (БП). Гражданская авиация требует постоянной концентрации профессиональных навыков и умения и может безопасно функционировать только в условиях общественной безопасности в стране.
 Напрасников за штурвалом
Командир авиаэскадрильи самолетов Ту-134, 78 летного отряда РОАО Напрасников Александр Иванович.
Во время аварийной посадки пилотировал воздушное судно справа.

1990
– командиром авиаэскадрильи самолетов Ту-134, 78 летного отряда РОАО назначен Напрасников А.И. В апреле 1993 года Александр Иванович своим профессионализмом и выдержкой спас самолет, экипаж, пассажиров и город, от падающего на одном двигателе воздушного судна после того, как в самолёт на взлете врезалась стая куропаток и разрушила один из двигателей.
 Экипаж Напрасникова
Фото экипажа после аварийной посадки.
Слева направо: командир самолета. Резников Ю. В., второй пилот Самарцев В. М., бортмеханик Городничий П. В., штурман Кодачигов В. В.

1990 – Центральное управление международных воздушных сообщений (ЦУМВС, Шереметьево) выполняло в основном международные перевозки. Но по мере того, как остальные авиакомпании СССР прекращали свою деятельность из-за нерентабельности в связи со значительным уменьшением пассажиропотока, московские авиапредприятия постепенно расширял внутрироссийскую маршрутную сеть, покрывая все свои убытки в неконкурентной борьбе с помощью «роялти» (платежей), получаемых от иностранных авиаперевозчиков за пролёт над территорией России по транссибирскому маршруту, как преемник по международным договорам СССР.

1990 – Ростовский ОАО один из первых в МГА начал работу по реорганизации структуры авиапредприятия (создание комплексов), которая послужила хорошим фундаментом (основанием) для создания в дальнейшем нескольких юридических лиц, акционерных и государственных структур.

1990 январь – декабрь в СССР (за один год) выпущено: 447 воздушных судов, в том числе 203 самолета.

1990 январь 08 – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П.Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Мюнхен (ФРГ) – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL.

1990 май 08–1991 август 31 – выход союзных республик из состава СССР
Огни ОВИ на ВПП
Огни высокой интенсивности на взлетно-посадочной полосе

1990 май-июнь – под руководством начальника аэродромной службы Ростовского ОАО Паршукова Александра Марковича организованы и выполнены, практически без закрытия аэродрома, строительные работы по демонтажу старой светосистемы Д-2 и монтажу новой светосистемы СВЕЧА-3, с устройством углубленных осевых огней на ИВПП и углубленных огней зоны приземления с МК-40º, что позволило выполнять взлетно–посадочные операции с МК-40º по 2 категории ИКАО, а с МК -220º по 1 категории ИКАО.

1990 июнь 06 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Мадрид (Испания) – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL.

1990 июнь 12 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Дамаск (Сирия) – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL.

1990 июль – выполнен первый чартерный пассажирский рейс на Ту-154 в ОАЭ, аэропорт Шарджа, перевозка вахтовых бригад из аэропорта Южно-Сахалинск на буровые вышки в Персидском заливе, рядом с Бахрейном. Вахту доставляли в Ростов регулярным рейсом 6139–6140 Центрального Расписания Движения Самолетов (ЦРДС) Гражданской Авиации СССР по маршруту Южно-Сахалинск — Ростов. Далее бригады доставляли в Бахрейн и ОАЭ чартерными рейсами. Управления буровых работ значительно экономили средства, бронируя и выкупая места на пассажирских рейсах по расписанию, стоимость заказных авиарейсов с Дальнего Востока СССР в страны Персидского залива превышала в несколько раз оплату просто авиационного тарифа по фактическому количеству мест. Ростовский ОАО тем самым увеличивал загрузку собственных пассажирских рейсов Центрального расписания ГА.
 Один из первых самолетов Ан-12 в ОАЭ
Экипаж РОАО - Духовкой, Исаев, Арутюнян, Кашлин, Феоктистов, Тютерев

1990 июль 04 – самолет Ту-134А СССР-65771 выполнял рейс Сочи — Ростов-на-Дону, когда 30-летняя продавщица книжного магазина Р. Маевская, которая летела с 2-летней дочкой, угрожая взорвать бомбу потребовала лететь в Турцию. После посадки в Ростове-на-Дону была задержана; в свёртке, который выдавался за бомбу, находились молоток и нож (см. 65771, 1984 март 15)

1990 октябрь 01 – прекращены регулярные пассажирские авиаперевозки в аэропорт Белая Калитва. РОАО не смог по финансовым причинам содержать данный аэропорт местных воздушных линий.

1990 декабрь 21 – самолет Ту-154 РОАО выполнял рейс Ростов—Волгоград—Нижневартовск. На стоянке в Волгограде женщина, утверждая, что в багаже спрятана бомба, потребовала следовать в США. Преступницу задержали, а проверка показала, что она находилась в самолёте без билета.

1990 июнь – ветераны Ростовского ОАО, соседи, собрались все вместе в первом авиагородке на проспекте Шолохова.
Ветераны РОАО
На фото ветераны РОАО (слева направо): Маханьков Прохор Федотович, Дубатов Иван Александрович, Гирнык Иван Степанович.


Быков Владимир Ильич – командир 77 летного отряда РОАО, Калужина Вера Ильинична – супруга Калужина Юрия Петровича,
Калужин Юрий Петрович – заслуженный пилот СССР,
Кузьмин Владимир Игнатьевич – командир авиаэскадрильи Ту-154, 77 летный отряд РОАО, Фомин Владимир Иванович - КВС (капитан) Ту-154,

Негаметулин Виктор Александрович – пилот инструктор самолета Ту-154,

К сожалению, ни всех удалось узнать.

1991 - экономические условия периода, котировка денежной единицы на 01.01.1991: рублей за доллар - 0,56, долларов за рубль - 1.7841.

1991 - численность работников Аэрофлота - 420 000 человек.

1991 – последний благоприятный год в деятельности Ростовского ОАО – расширение плана движения самолетов ПДС на всех типах воздушных судов.

1991 – продолжение сложной экономической и социально-политической ситуации в стране, в РФ прошло тысячи протестных акций, участвовало более 4 млн. человек. Коллектив РОАО в акциях участия по-прежнему не принимал.

1991 январь – декабрь в СССР выпущено: 488 воздушных судов, в том числе 213 самолетов.

1991 – записки капитана Ту-154: «полеты за границу – это престижно (?) - да, это – интересно (?) - да, это познавательно (?) – да. Но чтобы это произошло, чтобы ты мог себя увидеть в форме для зарубежного рейса, какое усилие, сколько стараний необходимо приложить – это знают только те, кто прошел через это испытание. Многие специалисты делают вид, что им эти зарубежные полеты и сто лет не нужны, что им вполне хватает работы и на огромных просторах России. Но на самом деле, чаще всего, их пугает постоянная и непрерывная учеба английского языка, правил международных полетов, сложные и порой непредсказуемые полеты в аэропорты зарубежных стран. И что там говорить - мы все не англоязычные люди, мало кто из нас оканчивал среднюю школу с углубленным изучением английского языка. А начинать учить язык, когда ты уже давно не мальчик, когда эти новые английские слова, фразы, выражения необходимо вбивать себе в голову каждый день, пока проходит четырехмесячный теоретический курс, а затем, через определенное время, садится в учебный центр для прохождения курсов повышения квалификации. Окончить теоретический курс обучения к полетам на «загранрейсах» - это только первый шаг к заветной мечте. Чтобы попасть новичку в кабину самолета, вылетающего международным рейсом, требовалось увеличение «загранрейсов», которые и давали возможность появления дополнительных вакансий необходимых специалистов уже к существующим. Время появления вакансии у всех было разное. Например, у меня прошло два года после первоначальной учебы. Пришлось проходить курсы повышения квалификации по английскому языку, и только после этого я попал в кабину самолета. И это было только начало. Постоянная учеба, учеба, учеба. К этому прибавляется прохождение курсов повышения квалификации по своей основной специальности как пилот (штурман, бортинженер). Не хочешь - не учи. Летай потихоньку по аэропортам России - матушки, и не о чем больше не заморачивайся. Но, если ты влился в коллектив международных пилотов - то ты должен полностью соответствовать этому статусу. Это требование было фундаментом качества РОАО и авиакомпании ДОНАВИА».
Записки капитана Ту-154.

1991 – начало чартерных и регулярных пассажирских и грузовых рейсов из аэропортового комплекса Ростовского объединенного авиационного отряда, созданного в преддверии реструктуризации и приватизации РОАО.

1991 – Ростовский объединённый авиационный отряд участвовал в формировании социальной инфраструктуры для личного состава: строил жильё, имел медсанчасть, профилакторий, базу отдыха и три детских сада, шефствовал над средней школой № 54.

1991 – открытие в терминале аэропорта Ростов-на-Дону Ростовского объединенного авиационного отряда постоянных пунктов таможенного и пограничной службы, начало регулярных и чартерных международных пассажирских и грузовых рейсов из Ростова-на-Дону.

1991 – при реорганизации Ростовского объединенного авиационного отряда было создано предприятие ГУП «Центр ЭРТОС», которому и был передан ЦКС наряду с некоторыми другими структурными подразделениями Ростовского ОАО: проектно-изыскательской группой (ПИГ), региональным центром аэронавигационной информации (РЦАИ), радио-контрольной станцией (РКС-14) и АТС.

1991 январь – декабрь были выполнены чартерные рейсы в Дюссельдорф и Глазго, Фуджейру, Шарджу, Абу-Даби.

1991 январь – декабрь - начало активных международных полетов РОАО. Лучше, чем от первого лица об этом не расскажешь.

1991 март 17 – прошел Всесоюзный референдум о сохранение Союза СССР. Четкая воля собственного народа - 77,85 % за сохранение. В экономике – достигли точки бифуркации. Экономическая бифуркация (точка перелома в ту или иную сторону) - это совокупность актов и действий органов власти и управления в экономическом пространстве субъекта, их депутатов и должностных лиц, направленных в разрез интересов социума. Резкое ухудшение экономических условий для бизнеса. В первую очередь для высокоинтеллектуального, организованного, образованного и профессионального бизнеса. Прямая и явная угроза безопасности полетов. Появление (продолжение) традиции отсутствия предметной ответственности верховной власти за состояние социума и экономики. Положено начало полного разрушения СССР.

1991 март 31 (хроника) – на самолете Ту-154 выполнен чартерный рейс Ростов-Тбилиси-Рим-Лас-Пальмос (Испания)-Ростов, состав усиленного экипажа, КВС (капитан) Толченов П.Н. (командир 3-й эскадрильи самолетов Ту-154, 77 летный отряд РОАО), КВС (капитан) Нор-Аверян Алексей Тадесович (заместитель командира 3-й эскадрильи самолетов Ту-154, 77 летный отряд РОАО) (на фото поднимается по трапу), КВС (капитан) Москаленко Анатолий Николаевич, штурман, бортинженер Остроухов Владимир Петрович (старший инженер 77 летного отряда РОАО), бортпроводники – Татьяна Рыбка, Чипирова Фатима Павловна, Босенко Марина Николаевна, Арсеньева Ольга Георгиевна, Гавриленко Вера Алексеевна, Николова Белла Борисовна.
Экипаж Толченова на трапе в Европе
На фото слева на право: проверяющий Павел Толченов, бортпроводники Татьяна Рыбка и Марина Босенко, КВС (капитан) Анатолий Москаленко, бортпроводники – Ольга Арсеньева, Вера Гавриленко и Белла Николова. Фото от 01.04.91.

1991 апрель 01 - экономические условия периода, котировка денежной единицы на 01.01.1991: рублей за доллар - 0,56, курс черного рынка - 30–33 рубля, долларов за рубль: 1.7841.

1991 июнь - в Ленинградском райисполкоме Москвы было зарегистрировано Производственно-коммерческое объединение «Аэрофлот — советские авиалинии» с последующим внесением его в реестр Минфина СССР — так впервые в истории появилось зарегистрированное юридическое лицо, в названии которого присутствовало слово «Аэрофлот». В том же году Ленинградский райисполкоме Москвы был упразднен.

1991 июнь - произошло объединение Центрального управления международных воздушных сообщений с Международным коммерческим управлением МГА СССР в производственно–коммерческое объединение «Аэрофлот - Советские авиалинии». В ведение ПКО были переданы иностранные представительства Аэрофлота, к нему же перешел весь пакет договоров, заключенных с иностранными авиакомпаниями, агентствами и другими зарубежными партнерами. Московские менеджеры практически приватизировали все международные коммерческие права гражданской авиации СССР.

1991 июнь 13 — сорвана попытка угона самолёта Ту-154, выполнявшего рейс Ростов-на-Дону—Москва (Внуково), одним из пассажиров.

1991 июль 03 – принят закон РСФСР от 03.07.91 N 1531-I "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР". Мировой практике не было таких прецедентов, когда государственная собственность в таких масштабах и в такие предельно сжатые сроки трансформировалась в частную.

1991 июнь 22 (хроника) – экстремальный рейс, из летной книжки КВС (капитана), Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Сочи - Джидда (Саудия) – Ростов, чартерный рейс по международному расписанию, флаг AFL, рейс по заявке Духовного управления мусульман (Грозный, Ичкерия).

1991 июль – начало пассажирских чартерных рейсов Ростов-на-Дону – Шарджа, доставка бригады вахтовых рабочих Управления буровых работ (УБР) из Южно–Сахалинска в Шарджу (ОАЭ).

1991 июль 10 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Сочи – Белград – Сочи – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL.

1991 август 18 – августовский политический кризис в СССР (ГКЧП).

1991 август 22 – сентябрь 05 – острая фаза «демократической революции» в РФ, августовский путч и реформы Ельцина-Гайдара сняли вопрос о кооперативах с повестки дня. На смену перестроечному романтизму и метаниям пришли жесткие реалии эпохи первоначального накопления.

1991 сентябрь 18 – создан Департамент Воздушного Транспорта Министерства Транспорта РФ, распоряжение Совета Министров РСФСР № 1026-р (см. 1923, 1932, 1964, 1996, 1999).

1991 сентябрь 27 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Дубай – Ростов, чартерный рейс по международному расписанию, флаг AFL.

1991 ноябрь 26 - министр ГА СССР Б.Е. Панюков уволен с этой должности вместе с рядом других чиновников высшего ранга, Указ Президента СССР от 26.11.1991 №УП-2884 "О ЧЛЕНАХ БЫВШЕГО КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР".

1991 ноябрь 11 – указом Президента РСФСР №242 "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" Министерству транспорта РСФСР переданы имущество, финансовые и другие средства, предприятия, организации и учреждения упраздняемого МГА СССР. И 10.04.1992 – подписан Акт о ликвидации МГА СССР.

1991 ноябрь 28 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Бахрейн – Ростов, чартерный рейс по международному расписанию, флаг AFL

1991 декабрь 8 – тайная, «мнимая смерть» СССР в Беловежской Пуще - государственный переворот, названный «демократической революцией». Резкое ухудшение экономических условий для бизнеса, в первую очередь для высоко интеллектуального, организованного, образованного и профессионального бизнеса, прямая и явная угроза безопасности полетов.

1991 декабрь 05 – через месяц после начала работы авиакомпании Трансаэро (1991 ноябрь 05), на совещании в Министерстве МГА Ростовский ОАО внес официальное предложение «льготы по таможенным пошлинам (таможенная пошлина 0%) на ввозимые иностранные самолеты в СССР авиакомпаниям Аэрофлот и Трансаэро», применить ко всем авиапредприятиям СССР.
Но нас попросили не акцентировать это, а обратить внимание на собственную деятельность (отказ в преференции). Авиакомпания Трансаэро находилась под патронажем (особый вид опеки и попечительства) члена Совета безопасности СССР Примакова Евгения Максимовича, политического и экономического деятеля СССР, что являлось «нормальной» мировой практикой.

1991 декабрь 25 – президент СССР Михаил Горбачёв сложил свои полномочия.

1991 декабрь 26 – Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.

1991 декабря 12 – вышло Постановление Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР», записано – «Денонсировать Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утвержденный I Съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года в городе Москве», однако далее Государственная Дума РФ в 1996 году отменила это Постановление Верховного Совета. А именно: Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Постановление от 15 марта 1996 г. №156-II ГД, Государственная Дума РФ постановила отменить Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации договора об образовании СССР». Тем самым была подтверждена юридическая сила результатов Всесоюзного референдума 17 марта 1991 года. Но … (далее «Эффект Манделы»).

1991 – они хотели быть допущенными к центральному аппарату власти, не имея представления о том, как им пользоваться. Нарушен один из главных законов СВЖ – ты не имеешь право брать в руки штурвал, не имея практики и документального допуска на вождение (СВЖ – самолетовождение – авиационный сленг.).

В период «перестройки» (по поручению высшего руководства страны) было принято решение так называемые «компенсационные выплаты» — «роялти» за пролет территории РФ оставить в пользу «Аэрофлота». Решение, на основании межправительственных соглашений, реализовывалось путем подписания соответствующих протоколов (соглашений) с иностранными авиакомпаниями.
«Роялти» же остались, а распоряжаться этими средствами по-прежнему продолжал «Аэрофлот», а также руководство гражданской авиации в виде соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Если правомерность взимания так называемых роялти относительно понятна и обоснована, то к распределению этих средств всегда были вопросы, в том числе на самом высшем уровне государственной власти.
Механизм распределения так называемых роялти, в силу ряда причин, не прозрачен, что создал благодатную среду для коррупционных действий.
По мере необходимости «роялти» также использовались в качестве средств для затыкания периодически возникающих «дыр» в различных проблемных вопросах, связанных с деятельностью ГА. Применялись они и для решения возникающих экстренных вопросов, связанных с функционированием системы предприятий по ИВП и УВД и при урегулировании коллективных трудовых споров с авиадиспетчерами.
Для примера можно привести Протокол от 30 июля 1993 года о распределении так называемых «компенсационных выплат», получаемых от ряда иностранных авиакомпаний, подписанный представителями Росаэронавигации, Департамента воздушного транспорта и «Аэрофлота» (ПКО).
При этом необходимо отметить, что условия, предусмотренные данным протоколом, никогда не выполнялись.
Для справки: не все подписанты этого протокола знали, сколько реально в денежных средствах составляют эти 100% и, соответственно, каким образом должна осуществляться его реализация, а также контроль исполнения
Ту=154 на закате
1992 – переломные экономические моменты, оказывающие влияние на состояние гражданской авиации. До 1992 года работы по поисково-разведочному бурению и подготовке месторождений к разработке, осуществляющих трестом «Арктикморнефтегазразведка», находились на балансе Госбюджета, а после стали финансироваться за счет недропользователей. Это сказалось и на объемах вахтовых перевозок в районы Крайнего Севере. Заказчики были вынуждены отказаться от заказа самолетов Як-40 для выполнения вахтовых рейсов из Ростова в Нарьян-Мар

1992 - Ростовский ОАО официально (обстоятельное письмо) обратился в Правительство СССР восстановить сборку самолетов Ан-12, сохранить стапеля сборки, подготовил обоснование для эксплуатации до 60 гражданских грузовых транспортных самолетов Ан-12. Как показала история и международный опыт, в последствии, по данному пути пошли Airbus, сертифицировав гражданскую версию грузового транспортного самолета А400 (аналог самолета Ан-70) и Lockheed Martin Corporation, выпустив гражданскую версию грузового транспортного самолета С-130 Геркулес (аналог самолета Ан-12), который выпускался с 1956 по 1973 год.

1992 – аэропортовый комплекс Ростовского объединенного авиационного отряда получил сертификат соответствия I категории ИКАО (МК-40°, МК-220°), и II категории ИКАО (МК-40°).
Комментарии:
Категория I - точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения не менее 60 м (200 футов), либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м
Категория II - точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 60 м (200 футов), но не менее 30 м (100 футов), и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м.

1992 - экономические условия, котировка денежной единицы на 01.01.1992: рублей за доллар: 0,5549, курс черного рынка - 230 рублей долларов за рубль: 0.182.

1992 – год бифуркации (переломного момента) в коммерческой эксплуатации гражданской авиации, в логике и идеологии реализации авиабилетов, бифуркация системы «Сирена» (сокращение от «СИстема РЕзервирования На Авиалиниях»), системы специализированных сетей передачи данных и системы обработки данных, предназначенные для резервирования авиабилетов в СССР. Параллельно шло развитие конкурирующих проектов «Сирена 2» и «Сирена 3» и их модификаций, сопровождавшееся установкой новых ЦОДов (Центр Обработки Данных) в различных регионах, в том числе и Ростове на базе Северо-Кавказского КИВЦ (Кустовой информационно-вычислительный центр), переводом сетевой инфраструктуры на X.25 и TCP/IP, и организационным разделением систем бронирования билетов и сетей (как транспортной инфраструктуры для соответствующего специализированного софта). Для реализации проекта «Сирена-3» был под государственные гарантии привлечён кредит американского банка, для обеспечения возврата этого кредита был учреждён специальный Целевой комиссионный сбор (ЦКС) в размере 2,5 доллара США, взимаемый в рублевом эквиваленте с каждого проданного билета. Однако некоторые авиакомпании-перевозчики посчитали приказ о необходимости взимания ЦКС грубым вмешательством министерства в их дела и отказались его выполнять. В результате решение вопроса взимании или не взимании ЦКС было передано на усмотрение руководства авиакомпаний.

1992 - российская часть гражданской авиации СССР распалась на более чем 400 отдельных самостоятельных авиакомпаний, а предприятия в союзных республиках достались вновь образованным независимым государствам.

1992 - общая численность гражданской авиации СССР в советское время доходила до 400 тысяч.

1992 – начало критической экономической ситуации в стране. Её результат - началось направленная ликвидация среднего класса в бизнесе, и расслоение социума.

1992 – в гражданской авиации, и не только, переход на децентрализованные авиатарифы, пассажирские и грузовые.

1992 – при выполнении рейса на Ту-154 Ростов–Внуково–Ростов командир ВС Ростенко А., штурман Чудновский С, второй пилот Барышников А. была достигнута путевая скорость 1130 км/час, обратно - всего 600 км/час. Показатель скорости в 1000 км в час, путевая, это обычное дело. Но стоит особого упоминания. Один раз (1989 год) была достигнута скорость 1050 км/ч, другой раз 1060 км/ч. Но это было над Сибирью, при выполнении дальневосточных рейсов.

1992 – численность личного состава Ростовского авиапредприятия на начало года составляла около 4000 человек.

1992 – создание в Ростовском ОАО на основе IBM (386 и 486) собственной автоматизированной системы РОАО хранения, продажи и учета ресурсов авиабилетов, уход от централизации выручки от продажи авиабилетов. Причем компьютеры были закуплены в ОАЭ. Тем самым РОАО обогнал другие авиапредприятия на пару лет.
ПКЭВМ
Компьютер IBM 386

ПКЭВМ
Компьютер IBM 486

1992 – взлетно-посадочная полоса аэродрома Ростов-на-Дону оборудована огнями подхода и посадки в соответствии с требованиями ИКАО, система ОВИ – это огни высокой интенсивности, и включались только в момент взлета или захода самолета на посадку.
 Акт по ОВИ
Архивный документ – акт приема в эксплуатацию систем огней по категориям ИКАО на взлетно-посадочной полосе. 1992 год. Редкий документ

Огни 1 кагории ИВПП
Первая категория - огни высокой интенсивности
(ОВИ) на взлетно-посадочное полосе

1992 январь – декабрь в экс РСФСР выпущено: 390 воздушных судов, в том числе 104 самолета.

1992 январь – декабрь были выполнены чартерные рейсы в Белград, Каир, Вену, Бахрейн, Анкару, Скопье (Северная Македония), Дюссельдорф и Глазго, Фуджейру, Шарджу, Абу-Даби и многие другие зарубежные аэропорты.

1992 апрель 4 – подписан Акт о ликвидации МГА СССР, в соответствии с указом Президента РСФСР №242 "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" Министерству транспорта РСФСР переданы имущество, финансовые и другие средства, предприятия, организации и учреждения, упраздняемого МГА СССР.

1992 апрель 28 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Стамбул – Ростов, регулярный рейс по международному расписанию, флаг AFL.

1992 июнь 15 – опубликована Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год. Журнал "Коммерсантъ Власть" №124 от 15.06.1992 (см. 1991 июль 03). В которой указано:

2.Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации в 1992 году.
2.1. Объекты и предприятия, приватизация которых запрещена.
2.2. Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации.
2.3. Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Госкомимущества России совместно с отраслевыми министерствами.
2.3.4. Предприятия железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта.

1992 июнь – экономические условия периода: до 24 июня официальный курс доллара продержался на уровне в 0,56 руб., но уже с 1 июля 1992 года официальный курс доллара был установлен на уровне 125,26 руб. за доллар. Введен свободный курс. И далее начался обвал. К 1 января 1993 года курс достиг уже суммы в 414,50 руб., к 1 января 1994 года – 1247 руб.

1992 июль 01 – декабрь 30 - котировка денежной единицы за данный период, рост курса с 125.26 рублей за доллар до 414.50 рублей за доллар.

1992 июль 10 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Анкара – Ростов, чартерный рейс по международному расписанию, флаг AFL.

1992 июль 18 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Амстердам, чартерный рейс по международному расписанию, флаг AFL, протяженность маршрута ~2600 км, налет часов ~3,5 часа.

1992 июль 15 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Анкара – Ростов, чартерный рейс по международному расписанию, флаг AFL.

1992 июль 17 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Штутгарт (ФРГ) – Ростов, чартерный рейс по международному расписанию, флаг AFL.

1992 июль 18 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Амстердам – Ростов, чартерный рейс по международному расписанию, флаг AFL.

1992 июля 28 – создано юридическое лицо «Аэрофлот - российские авиалинии», или указом Правительства Российской Федерации №527, на базе структур бывшего Министерства Гражданской Авиации СССР, авиапредприятий, выполнявших международные перевозки. Данная процедура была проведена с грубейшими юридическими, финансовыми и коммерческими нарушениями прав всех структур Гражданской авиации СССР, выполняющих международные перевозки, в том числе юридических и коммерческих прав Ростовского объединенного авиационного отряда и его коллектива.

1992 июль 28 – Постановлением Правительства Российской Федерации №527 «О мерах по организации международных воздушных сообщений» принято решение о преобразовании производственно-коммерческого объединения "Аэрофлот - советские авиалинии", с входящими в его состав структурами, в акционерное общество открытого типа - авиакомпанию "Аэрофлот - российские международные авиалинии" с закреплением контрольного пакета акций в федеральной собственности на срок до трех лет (до 1995 года). Это и есть реальная дата создания "Аэрофлот - российские международные авиалинии", с нуля сделали авиакомпанию, записали в неё самолёты ЦУМВС, и пожалуйста, перевозчик с историей. Но нет там той истории.

Катастрофическое для гражданской авиации СССР Постановление Правительства РФ, которое заложило основы фактической ликвидации большинства авиапредприятий СССР, и которое лишило перспективы развития всех не московских авиапредприятий страны. Или как московские структуры объявили себя наследниками всей гражданской авиации СССР и ее истории с 1923 года.

Основные положения Постановлением Правительства Российской Федерации №527 от 28 июня 1992 года:
… преобразовании производственно-коммерческого объединения "Аэрофлот - советские авиалинии", с входящими в его состав структурами, в акционерное общество открытого типа - авиакомпанию "Аэрофлот - российские международные авиалинии" с закреплением контрольного пакета акций в федеральной собственности на срок до трех лет…
… Передать авиакомпании "Аэрофлот - российские международные авиалинии" как правопреемнику производственно-коммерческого объединения "Аэрофлот - советские авиалинии", с входящими в его состав структурами, полномочия указанного объединения по действующим межправительственным соглашениям о воздушном сообщении с зарубежными странами, заключенным Российской Федерацией и бывшим СССР, а также договорам и соглашениям Аэрофлота с иностранными авиакомпаниями, фирмами и организациями в области гражданской авиации….
… принять меры к созданию нормативно-правовой базы, обеспечивающей регулирование деятельности предприятий и организаций гражданской авиации Российской Федерации в области международных воздушных сообщений …
… Возложить на Министерство транспорта Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом контроль за эффективным использованием передаваемого авиакомпании "Аэрофлот - российское международные авиалинии" государственного имущества….

Основные результаты:
Образовано новое юридическое лицо «Аэрофлот - российские авиалинии», т.е. авиационная структура, выполняющая международные перевозки, создание которой проведено с грубейшими юридическими и коммерческими нарушениями прав всех других подразделений и структур Гражданской Авиации СССР, также выполняющих международные перевозки, в том числе юридических и коммерческих прав Ростовского объединенного авиационного отряда и его коллектива.
После же решения вопросов, касающихся установления адекватных ставок сборов за аэронавигационное обслуживание (их периодического пересмотра установленным порядком), а также в связи с существенным увеличением интенсивности полетов в воздушном пространстве РФ, в т.ч. иностранных авиакомпаний, вопрос о «роялти» по инициативе ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» — правопреемника предприятий по ИВП и УВД системы Росаэронавигации, в прошедшем десятилетии не поднимался.
Непродолжительное время «роялти» также получали «Трансаэро» и «Волга-Днепр». По мнению аналитиков, только по состоянию на 2014 год, ежегодные доходы «Аэрофлота», связанные с «роялти», уже составляли до $500 млн., Волга-Днепр порядка $50 млн., а Трансаэро — около $7,5 млн.

1992 июль 28 - сформировано акционерное общество «Аэрофлот», однако первое собрание акционеров было проведено только в 1996 году.

1992 сентябрь 10 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Гатвик (Лондон) – Ростов, чартерный рейс по международному расписанию, флаг AFL

1992 сентябрь 10 (хроника) – из летной книжки КВС (капитана) Толченов П. Н., самолет Ту-154, полет Ростов – Гатвик (Лондон) – Ростов, чартерный рейс по международному расписанию, флаг AFL, протяженность маршрута~ ~2.900 км, налет часов ~3.92 часа.

1992 сентябрь 28 – на основании постановления президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28.09.92 № 3564-1 установлен День Воздушного флота России (День авиации), который отмечается в третье воскресенье августа.

1992 сентябрь – Ростовский ОАО отправил письмо первому Президенту самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия (в СССР — генерал-майор авиации) Джохару Дудаеву о взаиморасчетах (не оплата) с Духовным управлением мусульман Чеченской республики за выполненные рейсы во время хаджа, малый хадж. Оплата была выполнена. Через некоторое время РОАО получил данную дебиторскую задолженность

1992 октябрь – архивное фото, лаборант клинической лаборатории медико-санитарной части Ростовского ОАО Попова Л.А, которая проработала около 40 лет в Ростовских авиаотрядах, в том числе всю тридцатилетнюю историю Ростовского ОАО.
Попова Л.А. врач МСЧ РОАО
Попова Любовь Анатольевна, клиническая лаборатория МСЧ Ростовского ОАО

1992 декабрь 07 – Международная организация ГА, ИКАО, объявила об учреждении Международного дня гражданской авиации. Но отмечать его начали только через два года, в 50-ю годовщину подписания Чикагской конвенции.

1992 декабрь - наиболее важными событиями уходящего года казались введение свободных цен на большинство товаров, уход Егора Гайдара с поста председателя правительства, и начало распространения ваучеров. Каждое из них сказывалось на стабильной работе авиатранспортных предприятий.

1992–1996 - социальная реформация общества, переход от видимости социального общества к реальности отъявленного общества потребителей.

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материалы и фотографии предоставлены экспертами группы FEDAERO, личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА

Начало активности (дата): 26.07.2025
Количество показов: 1502

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться