Версия для слабовидящих

Рубрика «100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025». Статья 6

Мы продолжаем публикацию серии статей, объединенных рубрикой:«100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025».
С предыдущими статьями вы можете познакомиться по ссылкам:
СТАТЬЯ 1
СТАТЬЯ 2
СТАТЬЯ 3
СТАТЬЯ 4
СТАТЬЯ 5

Сегодня речь пойдёт о периоде с 1940 по 1948 годы. Тяжелый и печальный был период истории нашей страны, в котором, несмотря на беду, авиация СССР сделала самый большой рывок своего развития за весь XX век. Расскажем о событиях в авиации СССР, и на Донской земле.

Материал представляют:
Екатерина Стаценко
Екатерина Стаценко
Будущий журналист
Студент 1 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

 Татьяна Рыбка
Татьяна Рыбка - бортпроводник-инструктор Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА (до 2000 года), авиационный специалист, технолог по организации авиационных перевозок.

1940-1948 гг. - это было время чрезвычайного подъема производства самолетов и максимального использования Гражданского Воздушного флота (ГВФ) страны. Ситуация в мире просто заставляла это делать. Хоть флот и назывался гражданским, но он по факту был структурой ВВС и до 1992 года так и остался в ведении Министерства Обороны СССР, был составной частью Вооруженных Сил государства. Во главе ГВФ СССР, а затем и ГА СССР все время стояли военные.
За период 1940–1944 авиационные заводы государства построили самое большое количество самолётов за всю историю русской авиации.
С тех пор авиационная промышленность больше не добивалась таких результатов, ни в XX веке, ни в последующем.
Перед войной и во время войны Гражданский Воздушный Флот стал основной авиатранспортной составляющей по оперативному обеспечению боевых действий армии. Летчики ГВФ летали больше и лучше. Одним из итогов «зимней войны» (1939–1940), в которой было задействован 1581 транспортный самолет, был следующий - у пилотов ГВФ оказалось гораздо больше опыта полётов в сложных метеоусловиях, чем у лётчиков бомбардировочной авиации ВВС. Практика полётов по приборам в условиях облачности, туманов, снегопадов и обледенения, с использованием всех средств радионавигации, позволяла экипажам ГВФ гораздо точнее выходить к заданным целям и более эффективно решать поставленные боевые задачи.

1940 – за неполные два года авиазаводы государства поставили ГВФ, считай в ВВС СССР, 72 транспортных самолёта ПС-84. И это было всего 1.45% от общего количества данных самолетов, произведенных за все годы. Производство самолётов типа DC-3 в СССР, было основано на лицензии компании Дуглас, которые стали называться ПС-84. Аббревиатура ПС-84 означала – Пассажирский Самолет 84-го авиационного завода.
Сначала производство было организовано на авиазаводе № 124 Казани, потом на авиазаводе №84 Химки (Московская область), а затем на авиационное производство в Ташкенте.
Самолет Douglas DC-3
История DC-3, ПС-84, Ли-2.
DC-3.
Douglas DC-3 - один из самых массовых самолетов мире. Построено более 16000 воздушных судов. Производство самолётов типа DC-3 в СССР, было основано на лицензии компании Дуглас.

1940 – в северо-западной части Московской области, в городе Химки по лицензии компании Дуглас было изготовлено первые три транспортных самолета типа DC-3, которые стали называться ПС-84. Аббревиатура ПС-84 означала – Пассажирский Самолет 84-го авиационного завода. В дальнейшем завод выпускал военную версию данного типа самолета. Самолет ПС-84 являлся воспроизведением американского самолета Дуглас DС-3, но с переводом в метрические меры всех его размеров и толщин материала, с тщательным пересчетом всех элементов конструкции по советским нормам прочности, которые и сами были при этом уточнены для гражданских самолетов. От этого масса самолета выросла, но безопасность и надежность повысились. Переработкой чертежей применительно к отечественной технологии и переводом размеров с дюймов на миллиметры руководил В. М. Мясищев (с 1942 года – генеральный авиаконструктор).
Самолет ПС-84 военная версия
История DC-3, ПС-84, Ли-2.
ПС-84.
Военная версия самолета ПС-84 - десантно-транспортный самолёт. Грузовая дверь открыта вверх. На фюзеляже видна башня воздушного стрелка. Подобные самолеты ПС-84 эксплуатировали авиаторы Дона.
Всего и ростовских авиаотрядов было 16 таких самолетов.

1940 - проект Полевого устава Красной Армии выделял транспортную авиацию как отдельный вид авиации и определи ее задачи. Данный вид авиации предназначался ''для выброски и высадки воздушных десантов, переброски войск на большие расстояния, транспортировки военных грузов, в особенности для войск, действующих в тылу противника, и для эвакуации''.

1940 – из всех транспортных самолетов Рабоче-крестьянской Красной Армии, как ТБ-3, ПС-84, ТБ-7, Р-5, По-2, стоявших накануне войны на вооружении ВВС и ГВФ для выполнения военно–транспортных задач, наиболее приспособленным для транспортировки войск и грузов был самолет ПС-84 ГВФ, которых в СССР было всего построено 4937 самолетов. ПС-84 мог перевезти 20 человек или до 2000 кг груза на дальность до 2400 км и обладал высокой по тем временам экономичностью. И главное, лётчики ГВФ обладали значительным преимуществом по сравнению с экипажами ВВС при полетах в туманы, снегопады, облачность, обледенение. В непогоду они точнее выходили к заданным целям. Полеты по приборам, при отсутствии визуальной видимости обеспечивала большую безопасность и эффективность полетов в условия военных действий.

1940 январь 1 – шли 33 сутки из 105 дней «зимней войны» СССР и Финляндии, одного из самых тяжелых военных столкновений в середине XX века. Со стороны СССР в войне участвовало до 760 тысяч человек, втрое больше, чем у финнов. Большинство участников не понимали истинных причин начала, а ход и результаты войны до сих пор считаются весьма неоднозначными. Это было печальное событие с большими людскими потерями. За 105 дней СССР потерял убитыми, ранеными и обмороженными более 370 тысяч человек. Финляндия - около 70 тысяч.
Преимущество СССР по всем видам вооружений было многократным: по орудиям и минометам в пять раз, по самолетам всех типов - в 9 раз больше.
Никто так не рассказал и документально не показал реальные причины начала боевых действий между государствами. Только спустя 70 лет были приоткрыты некоторые страницы истории.
Можно сказать, объективных причин для начала военных действий со стороны СССР не было от слова «совсем», а субъективные причины - это уже не для историков, а для социологов.

1940 март 13 – день, 12 часов по ленинградскому времени, окончание войны СССР – Финляндия за территорию, которая длилась 104 дня и 4 часа. Печальное событие с большими людскими потерями и военной техники. В конфликте участвовали 7 авиаполков транспортной авиации.
В целом на поддержку войск было совершено 40% от общего числа самолетовылетов всей авиации. При этом бомбардировщики израсходовали 54% своего ресурса, истребители — около 25%. Для наступавшей пехоты были особенно важны действия авиации по оборонительным сооружениям на Карельском перешейке. Однако эффективность авиационных ударов оказалась низкой. Одна из причин — плохая погода. Так летных дней с простыми метеоусловиями в декабре 1939 г. выпало всего 4, в январе 1940 г. — 2, в феврале – 13. К примеру, из 436 самолетовылетов 85-го бомбардировочного полка за все время участия в боях 208 произведено днем в сложных метеоусловиях, 204 - ночью и только 24 — днем в ясную погоду. И здесь не следует забывать, что прицельно-навигационное оборудование состоявших на вооружении самолетов не позволяло выполнять точное самолетовождение и прицельное бомбометание вне визуальной видимости земли.

1940 ноября 05 – на аэродромах Центральный (Ростов-на-Дону) и Хотунок (Новочеркасск) прибыла для базировки вновь сформированная 50-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, в состав которой входили 4 полка дальних бомбардировщиков, образованных на основе структур донского гражданского воздушного флота.
 Самолёт ДБ-3
Самолет ДБ-3. На трех наружных держателях под фюзеляжем можно было подвесить одну бомбу или торпеду массой до 1000 кг и две бомбы по 500 кг. При использовании самолета в качестве фронтового бомбардировщика максимальная бомбовая нагрузка составляла 2500 кг.
Всего построено в СССР – 1528 самолетов данного типа.

1940 декабрь – концепция вооруженных сил государства в отношении ГВФ состояла в следующем: в структуре военно-воздушных сил Красной армии еще не было подразделений военно-транспортной авиации, поэтому Генеральный Штаб РККА предполагал, что в случае войны все самолеты, личный состав и технический парк гражданского воздушного флота (ГВФ) перейдёт состав вооружённых сил страны и будет обеспечивать войска всем необходимым. В СССР создание и реорганизация транспортной авиации только начиналась.

1940 - история собственно Великой Отечественной войны в значительной степени оттеснила на задний план события 1939–1941 годов.

1941 - накопленный серьезный и печальный опыт полетов и действий во время финской войны, как нельзя лучше пригодился с лета 1941 года.

1941 январь - в территориальных управлениях гражданского воздушного флота созданы учебные эскадрильи (авиашколы), готовившие летчиков для ВВС Красной Армии. Такая авиашкола была создана в Батайске (Ростовская область) ещё в октябре 1939 года, на базе Батайской 1-й Краснознаменной авиационной школы пилотов ГВФ им. П. И. Баранова.

1941 июнь – парк транспортных самолетов ГВФ к началу ВОВ насчитывал около 3000 машин и 4000 лётчиков. Матчасть и личный состав ГВФ представлял из себя естественный резерв ВВС РККА на случай войны (первый опыт - война с Финляндией), причем резерв хорошо подготовленный, способный к полетам в сложных метеоусловиях и в ночное время. Помимо включения в состав бомбардировочной, морской и транспортной авиации, с началом боевых действий начали формироваться и отдельные авиационные группы ГВФ, имевшие часто очень разнообразный состав, готовые выполнять уникальные транспортные задачи.

1941 июнь - к началу Второй Мировой войны парк транспортных самолетов СССР (ВВС + ГВФ), который можно было использовать для выполнения транспортно-десантных задач, обладал грузоподъемностью 1640 тонн (при боеготовности 80%), в том числе грузоподъемность парка самолетов ГВФ составляла около 520 тонн (32%). Такой парк был способен в значительной мере обеспечить потребности в транспортной авиации (ВВС+ГВФ), вооруженный силы СССР. Уже в первые дни войны из частей территориальных управлений и структур ГВФ были сформированы особые авиагруппы, преобразованные в 1942 г. в отдельные полки и дивизии ГВФ ВВС.

1941 июнь 23 - Гражданский воздушный флот был передан в оперативное подчинение Наркомату обороны СССР постановлением СНК СССР от 23 июня 1941.

1941 июнь 23 – Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР вынес специальное Постановление "О работе Гражданского воздушного флота в военное время", то есть о подчинении Гражданского Воздушного Флота в оперативном отношении Народному Комиссариату Обороны (НКО) СССР и формировании из личного состава и самолетов ГВФ особых авиационных групп, которые передавались в оперативное подчинение командующим воздушными армиями фронтов и военно-воздушными силами флотов. За начальником Главного управления ГВФ полностью сохраняется техническое и административно-хозяйственное руководство ГВФ. Постановление подписал Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР, Председатель Совета Обороны СССР Сталин. И.В.
Спустя ещё несколько дней вышел приказ наркома обороны СССР «Об использовании Гражданского воздушного флота в военное время».
Постановление о ГВФ от 23.06.41 Сталин
Постановление "О работе Гражданского воздушного флота в военное время» с визой Сталина.
Постановление подписал Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР, Председатель Совета Обороны СССР, Сталин. И.В.
Постановлением СНК СССР от 23 июня 1941 г. утверждено Положение о Главном управлении Гражданского воздушного флота на военное время.
В оперативном отношении Гражданский воздушный флот подчинен Наркомату обороны СССР.

1941 июнь 22 – структуры гражданского воздушного флота начали переводить на военное положение.
Приказ призыв на военную службу
Выписка из приказа
ПРИКАЗ № 45 от 22.06.41 ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ИНСТИТУТУ ГВФ (по личному составу)
… считать призванными на военную службу … (список из 29 фамилий, в том числе 23 женщин).

1941 июня 23 – для выполнения специальных заданий командования Красной Армии из опытных летчиков гражданской авиации была сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН) в составе семи эскадрилий, которая позднее стала известной 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизией. Затем были сформированы авиагруппы, полки и дивизии ГВФ. ГУГВФ было подчинено Наркомату Обороны. В составе ГУГВФ создано Управление фронтовой авиации для координации боевой работы фронтовых формирований ГВФ.

1941 июнь 23 - второй день Великой Отечественной войны Алексей Семенков был назначен командиром транспортного самолета Ли-2, гражданского воздушного флота (ГВФ) в составе ВВС РККА и получил задание доставить боеприпасы в город Лугу Ленинградской области. Тогда он еще не знал, что через 1417 дней, 9 мая 1945 года, он как командир транспортного самолета Ли-2, полковник, доставит из Берлина в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
А.И.Семенков
А. И. Семенков – курсант Тамбовской летной школы, 4-й слева (в центре) стоит.1935 год.

1941 июль – решением НКО СССР из региональных управлений ГВФ сформировано шесть авиационных групп особого назначения (АГОН), структура транспортной авиации в начале Великой Отечественной войны.

1941 июль 09 - личный состав авиационных соединений Гражданского Воздушного Флота фактически был призван (зачислен) в Советскую Армию.

1941 июль 09 – Приказ №007 об использовании ГВФ в военное время, который не был отменен до 1992 года.
Некоторые выдержки из текста приказа.
ПРИКАЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, № 007 9 июля 1941, в котором, в частности, говорилось: «… Личный состав, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию…» (см. Ъ Приложение Литература Ссылка)
… … …
II. Генеральному штабу, начальникам центральных управлений Наркомата обороны СССР и командующим войсками военных округов:
… … …
2) Личный состав ГВФ, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию и на них распространить все права и преимущества, установленные для военнослужащих Красной Армии*.
Приказ о ГВФ №0047 090741
ПРИКАЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО
ФЛОТА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
№ 0047 9 июля 1941 г.
1941 июль 09 - Приказ №007 «Об использовании ГВФ в военное время», подписал Заместитель Народного Комиссара Обороны СССР и начальник Генерального Штаба генерал Армии Жуков Г. К.
Приказ издан во исполнение Постановления СНК СССР от 23 июня 1941.

1941 июль 09 - по приказу Наркома обороны (НКО) «Об использовании Гражданского воздушного флота в военное время» на гражданскую авиацию возлагалось выполнение особых заданий Государственного комитета обороны и Наркомата обороны по специальным воздушным перевозкам военных грузов и высадке десантов, подготовка лётчиков для боевой авиации и повышение квалификации летно-подъемного состава, обслуживание авиаперевозками нужд народного хозяйства, переведенного на работу для обороны.

1941 ноябрь 16 – Приказ № 41 от 18.11.1941 г. по Главному управлению ГВФ о создании особой авиагруппы ГВФ под командованием начальника Азово-Черноморско-Кавказского Управления (АЧКУ) ГВФ И.И. Хальнова и комиссара А.Р. Кардонского из авиаподразделений Ростова-на-Дону, Краснодара, Минеральных Вод, Ставрополя, Грозного и других аэропортов, объединение командования всеми силами ГВФ на юге.

1941 ноябрь 17, в 08:00 - противник силами 3-го танкового корпуса, 1-й танковой армии под командованием Эберхарда фон Макензена, в составе 13-й и 14-й танковых дивизий, 60-й моторизованной пехотной дивизии и 1-й дивизии СС перешел в наступление на ростовском направлении, нанеся удар по позициям 56-й армии Южного фронта. Злую шутку с советскими частями, в частности с артиллерией, сыграла 17 ноября погода. Плотный туман, не редкость для этого времени года в Ростове-на-Дону, опустился на землю. Это позволило немецким танкам практически вплотную приближаться к советским позициям.

1941 ноябрь 19 - назначенному руководителем Ростовского аэропорта К.И. Захарову пришлось организовывать размещение беспрерывно прибывавших раненых воинов, беженцев, затем эвакуировать их в восточные районы страны. В связи с приближением гитлеровцев к Ростову, командование приказало Захарову подготовить к взрыву радиоцентр, бензосклад, телефонную станцию и, перед уходом из аэропорта, разрушить инженерные коммуникации. Группу подрывников возглавил сам начальник аэропорта. Как только фашистские танки появились на восточной окраине аэродрома, раздались взрывы.
Захаров К.И.
Захаров Константин Иванович, подполковник, летчик-штурман, начальник Ростовского гарнизона ГВФ и начальник аэропорта города Ростов-на-Дону в 1941 году, воевал в составе авиационных частей гражданской авиации, был командиром эскадрильи, в особой авиагруппе Гражданского Воздушного Флота, которая входила в оперативное подчинение 56-й отдельной армии Южного фронта, начальником штаба 8-го (командир Гарниер Н.Н.), 14-го, 26 авиаполков, награжден двумя орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» I и II степени.

1941 ноябрь 21–29 – первая оккупация Ростова-на-Дону, даты первого захвата города войсками вермахта. Несмотря на многотысячные потери с обеих сторон, гитлеровцы восемь дней удерживали донскую столицу, и этот период вошел в историю как "кровавая неделя".

1941 ноябрь 29 - впервые во Второй мировой войне на территории СССР войска фашистской Германии потерпели ПЕРВОЕ, до декабря 1941, серьёзное поражение в боях под Ростовом. В ходе Ростовской наступательной операции, 29 ноября, был первый раз освобожден Ростов-на-Дону.

1941 декабрь - из частей ВВС СКВО была сформирована 105-я Истребительно-Авиационная Дивизия (ИАД) ПВО.

1941 декабрь 01 - на базе 18-го Транспортного Авиационного Отряда (созданного в июле 1934 года, Ростов-на-Дону) Азово-Черноморско-Кавказского УГВФ, сформирована Ростовская транспортная авиаэскадрилья, Северо-Кавказской Особой АвиаГруппы ГВФ (структура ВВС РККА). Авиагруппа расформирована в июле 1947 года в связи с формированием 34-го Транспортного Авиационного Отряда ГВФ (Ростов-на-Дону).

1941 декабрь - «недопонимание места гражданской авиации на войне выразилось в том, что её несколько раз переподчиняли: то Наркомату обороны, то ВВС, то АДД, то СНК. Не случайно ряд командиров ВВС, проявляя самоуправство, зачисляли придаваемые им подразделения ГВФ в свои дивизии…», в результате терялись документы, наградные листы и представления к званию Героя. Печальное время было, время хаоса и неразберихи. И несмотря на это, сплочение народа против общей беды состоялось.

1941 декабрь 10 – Приказ наркома обороны о формировании из частей ВВС СКВО 105-й Истребительной Авиационной Дивизии ПВО (ИАД ПВО), оборонявшей воздушное пространство над Ростовом до лета 1942 года.

1942 – в соответствии приказом Северо-Кавказского Военного Округа (СКВО), создан, отряд специального назначения ГВФ, командиром которой был назначен Гарниер Николай Николаевич, этот отряд (особая группа) был зачислен в 8-й авиаполк ГВФ ВВС, отдельной дивизии Генерального штаба.
Гарниер Н.Н.
Гарниер Николай Николаевич
Инструктор-тренажера 9-го Учебно-тренировочного авиаотряда в Ростове.
Родился в 1910 г. Член КПСС. В Аэрофлоте работает с 1933 г. За весь период летной работы летных происшествий не имел.
Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г.
За долголетнюю и безупречную работу в Аэрофлоте и активное участие в общественной жизни поощрялся неоднократно.
Награжден знаком "Отличник Аэрофлота".
Запись в Книге Почета Ветеранов Аэрофлота от 14.09.1967 г.

1942 апрель 26 – издано Постановление Государственного комитета обороны СССР № 1657 и приказ наркома обороны № 126 о полном подчинении ГВФ командующему ВВС Красной Армии.
 Постановление ГКО СССР № 1657
Постановление Государственного комитета обороны СССР № 1657.
Текст:
Государственный Комитет Обороны
Постановление № ГОКО-1657 от 26 апреля 1942 г.
Москва Кремль.
О ГРАЖДАНСКОМ ВОЗДУШНОМ ФЛОТЕ
Во изменение постановления СНК СССР от 23 июня 1941 года "О работе Гражданского Воздушного Флота в военное время" Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Подчинить с 27 апреля с.г. во всех отношениях Главное управление Гражданского Воздушного Флота заместителю наркома обороны по авиации и командующему военно-воздушными силами Красной Армии тов. Новикову.
2. Назначить начальника Главного управления Гражданского Воздушного Флота тов. Молокова заместителем командующего ВВС КА.
3. Назначить первым заместителем начальника Главного управления Гражданского Воздушного Флота тов. Семенова, освободив его от обязанностей начальника Политуправления ГУГВФ.
4. Поручить т.т. Новикову, Молокову, Голованову и Семенову в пятидневный срок представить свои предложения:
а) о персональных изменениях в руководящем составе ГУГВФ;
б) об изменении в положении служащих и рабочих Гражданского Воздушного Флота в связи с объявлением их мобилизованными, согласно постановлению СНК СССР от 23 июня 1941 года;
в) о переработке "Положения о работе Гражданского Воздушного Флота в военное время";
г) о мерах улучшения работы Гражданского Воздушного Флота с точки зрения наилучшего использования сил и средств Гражданского Воздушного Флота в интересах обороны.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН
Выписки посланы: т.т. Маленкову, Вознесенскому, Новикову, Молокову, Семенову, Голованову, Шапошникову, Чадаеву.
Основание: РГАСПИ, фонд 644, опись 1, д.32, л.11.

1942 май - ГВФ был передан в прямое подчинение заместителю Наркома обороны по авиации — командующему ВВС Красной Армии. В разные периоды войны в ГВФ насчитывалось от 2300 до 3000 самолетов, из них 220 — 300 транспортных. Наиболее оснащенным военно-транспортным авиационным соединением в руках Верховного Главного Командования являлась Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), Первая авиатранспортная дивизия ГВФ, насчитывавшая в начале войны 138 самолетов, из них 83 самолета ПС-84. В последующем в составе первой авиатранспортной дивизии ГВФ было сформировано три авиационных транспортных полка (по 30 самолетов Ли-2) трех-эскадрильного состава.

1942 июнь - улучшилось положение с выпуском самолетов Ли-2, которые начали поступать в авиацию дальнего действия на замену самолетов ТБ-3. На базе ГВФ была развернута подготовка кадров на Ли-2

1942 июль – в связи с успешным применением самолетов ПС-84 в качестве ночных бомбардировщиков, первая авиатранспортная дивизия ГВФ уже в конце июля 1942 года была переименована в бомбардировочную авиационную дивизию дальнего действия, это было первое военно-транспортное соединение Советских ВВС.

1942 июль – в авиагруппах Юга СССР началась подготовка летного и технического состава ГВФ, до июля 1942 года было подготовлено 500 пилотов, 290 бортмехаников и 270 бортовых радистов для самолёта Ли-2 .

1942 июль – метеостанция аэропорта Ростов и ее личный состав была эвакуирована в район Кавказских Минеральных Вод, в тяжелых боях за Ростов авиаметеостанция была почти полностью разрушена, поэтому после освобождения города основной задачей было восстановление работы станции, укомплектование штата сотрудников и оснащение оборудованием.

1942 август 8 – на базе Закавказской авиагруппы особого назначения создан 8-й отдельный авиационный полк ГВФ, в составе которого до конца войны воевали десятки ростовских авиаторов, ставшие с 1947 года основой летного и технического состава гражданской авиации Дона.

1942 сентябрь – Ташкентский завод (эвакуированный из города Химки Московской области) стал выпускать военную версию ПС-84 (Пассажирский Самолет завода №84), которая получила обозначение Ли-2, «Ли-2» - аббревиатура от «лицензионный» или от фамилии главного инженера завода № 84 ГВФ в городе Химки Московской области – Лисунов Борис Павлович. Всего на этом заводе было выпущено 2125 самолетов Ли-2.

1942 сентябрь 17 – вышел подписанный начальником ГУ ГВФ генерал-лейтенантом Ф.А. Астаховым и военкомом ГУ ГВФ бригадным комиссаром Антоновым приказ № 72 «О переименовании самолетов ПС-84», в котором говорилось: «На основании приказа ВВС КА № 0174 от 8 сентября 1942 г. самолеты ПС-84 впредь именовать Ли-2 (Лисунов-2)». Подготовлен приказ 16 сентября 1942 г., фамилия исполнителя — Сныткин.
 Самолет Ли-2 военная версия
История DC-3, ПС-84, Ли-2.
Ли-2.
Всего построено в СССР – 4937 самолетов данного типа.
На самолетах Ли-2 авиаторы Дона летали 14 лет, с 1947 по 1961.
За всю историю данного типа воздушных судов в Ростове эксплуатировалось 64 самолета типа Ли-2.
На фото: транспортный самолет Ли-2 – погрузка-разгрузка самолета в полевых условиях.

1942 октябрь – одна встреч на войне, после которой судьбы людей меняются коренным образом, Петр Лебеденко, донской летчик, писатель, фронтовик, впервые встретился с Шолоховым М.А. на фронте, когда по приказу командования вывозил писателя с передовой, из-под огня противника.

1942 ноябрь – важное решение по реорганизации структуры авиации вооруженных сил государства, на базе авиагруппы ГВФ особого назначения (МАГОН) созданы отдельные авиаполки гражданского воздушного флота, которые вошли в состав воздушных армий фронтов. Кроме того, сформированы три авиадивизии: транспортная, связи, перегонки самолетов с заводов. Транспортная авиация ГВФ была крайне востребована на местах.
Алексей СЕМЕНКОВ
Фото 1942 года.
Военный летчик Алексей СЕМЕНКОВ (второй слева) с боевыми товарищами на военном аэродроме,1942 г.
Военный летчик, полковник, Алексей Иванович Семенков в ночь на 9 мая 1945 года на транспортном самолете Ли-2 ГВФ ВВС СССР доставил в Москву советский экземпляр Акта о безоговорочной капитуляции Германии.

1942–1945 май - из США было получено около 480 самолетов С-47. Однако даже в конце войны количество транспортных самолётов лишь немного превышало тысячу единиц.

1943 февраль 14 – освобождение Ростова-на-Дону.

1943 май 24 - Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-Воздушных сил Красной Армии» от 24 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Дрыгину Василию Михайловичу с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 997).
Дрыгин В.М.
Дрыгин Василий Михайлович. Герой Советского Союза,
участник Великой Отечественной войны, старший лётчик 298-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, капитан, Герой Советского Союза. Диспетчер Службы движения Ростовского объединённого авиаотряда (1964–1986).

1943 август 22 – Гражданский Воздушный Флот переведен в полное подчинение командования Авиации Дальнего Действия ВВС Красной Армии, документально оставался в составе ВВС до 1992 года.

1943 август 30 - освобождение всей территории Ростовской области.

1943 август 21 – ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Им предусматривалось открыть к 25 августа 1943 г. регулярное движение на авиалиниях Москва – Орел – Курск – Харьков и Москва – Воронеж – Луганск – Донецк. Специальную авиатранспортную эскадрилью – к регулярным полетам из Москвы в Куйбышев, Алма-Ату, Харьков и на открывшейся международной трассе Москва – Тегеран – Москва. Всего в 1943 г. регулярное движение по расписанию поддерживалось уже на 17 магистральных авиалиниях, на которых работали самолеты Ли-2 и С-47. В СССР по ленд-лизу было поставлено 707 самолётов Douglas C-47 Skytrain. Для обслуживания открывшихся линий Советское правительство выделило дополнительно 125 самолетов.
 Ли-2 и пассажиры
Первую авиатранспортную дивизию самолетов Ли-2 привлекли к обслуживанию авиалинии из Москвы в Баку, Тбилиси, Краснодар, Ростов и другие крупные центры.

1943 ноябрь 26 – транспортный самолет ГВФ Douglas C-47 Skytrain доставил Сталина утром 26 ноября 1943 года в Тегеран. Полет от Баку до Тегерана продолжался 50 минут. Это был единственный полет Сталина на самолете.
Командир воздушного судна (КВС) был личный пилот Сталина полковник Валентин Грачев. Так получилось, что Иосиф Виссарионович Сталин стал первым руководителем СССР, который летал на самолёте. Правда перелёт он осуществил лишь однажды - в Тегеран, на знаменитую встречу с Черчиллем и Рузвельтом в ноябре-декабре 1943 г. Сталин прилетел из баку в Тегеран на самолёте Douglas C-47 Skytrain, который поставлялся в СССР по ленд-лизу.
 Дуглас для Сталина
Транспортная авиация ГВФ ВВС СССР, самолет С-47 Douglas Skytrain для Сталина.

 Дуглас для Сталина
Транспортная авиация ГВФ ВВС СССР, самолет С-47 Douglas Skytrain для Сталина. Местоположение – неизвестно.

1943 ноябрь 26 – Из «Воспоминаний», написанных сотрудником Госбезопасности Александром Яшиным: «Сталин и его свита сразу же проследовали на аэродром, где их уже ждали шесть американских самолетов «Дуглас» С-47 (Ли-2). Как в Тегеран, так и обратно вся делегация летела в одном самолете, что, на мой взгляд, было очень опасно. За штурвалом первого самолета был командующий авиацией дальнего действия маршал Александр Голованов, а второго — личный пилот Сталина полковник Валентин Грачев. Когда руководители СССР подходили к первому самолету, у него чихнул мотор. А это, как известно, плохая примета. Сталин развернулся, и все пошли во второй самолет — к Грачеву. Полет от Баку до Тегерана продолжался 50 минут. Около полудня 26 ноября «Дуглас» со Сталиным на борту благополучно приземлился в Тегеране».
Соответственно, в Баку как минимум было 6 экипажей ГВФ, и среди были летчики Ростовского авиаотряда, но их имена по-прежнему не доступны для печати.

1943 – началось восстановление Гражданского Воздушного Флота СССР.

1944 – начала свою деятельность Ростовская областная станция санитарной авиации.
 Санитарная авиация
Работа санитарной авиации.
Самолет По-2 (У-2) санитарной авиации

1944 - лётчики ГВФ на У-2 отказывались от штурмана и пулемёта, чтоб во второй кабине, в хвосте и капсулах, прикреплённых под крыльями, поместить пять-шесть раненых. А всего крылатыми санитарами было перевезено за войну более 1,5 млн бойцов и офицеров, в том числе 346 000 раненых. «Крылатые санитары» доставили в медсанбаты 2044 тонн консервированной крови и медикаментов.

1944 март 13 – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий командования, Савченко Павлу Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза, один из плеяды летчиков Дона. В 1933 г. по призыву Центрального Комитета Ленинского комсомола ростовчанин Савченко Павел Павлович был направлен на учёбу в 1-ю Батайскую авиашколу ГВФ, которую успешно окончил в 1933 году. Работу пилота начинал в сельхозавиации, в 1936 году был переведён в гражданский воздушный флот, выполнял полеты в качестве командира корабля на воздушной линии Харьков – Москва – Киев. Был стахановцем «Аэрофлота» и неоднократно поощрялся за большие достижения в лётной работе. После окончания курсов повышения квалификации Павел Савченко с января 1940 года назначен командиром Львовского авиаотряда.
К 16 октября 1943 года командир эскадрильи гвардии майор П. П. Савченко совершил 503 боевых вылета в глубокий тыл противника на бомбардировку скоплений войск, железнодорожных узлов и аэродромов, складов боеприпасов, водных переправ, доставку грузов и боеприпасов партизанам. Его имя знали в осаждённом Ленинграде, куда в первые месяцы войны, прорываясь через заслоны вражеских истребителей, на своём пассажирском самолете он доставлял продукты, медикаменты и обратным рейсом вывозил тяжелораненых красноармейцев и изголодавшихся, оставшихся без крова и родителей малолетних детей.
В первый год войны его самолёт десятки раз появлялся над нашими окружёнными частями и сбрасывал им продовольствие и медикаменты. Его имя особенно хорошо знали неустрашимые разведчики, не раз и не два прошедшие с опасными заданиями по глубоким вражеским тылам. Это он доставлял их за тысячи километров за линию фронта, без каких-либо сигналов находил нужное место для выброски и скрытно от врага благополучно выбрасывал их на парашютах.

1944 апрель 7 - в СССР вышел приказ "О разработке вопросов перехода ГВФ на мирные рельсы, использовании материальной части и кадров военной авиации для работы в ГВФ, о разработке плана развития ГВФ в мирное время". Началось восстановление разрушенных немцами аэропортов. К концу года более половины объема авиаперевозок приходилось на долю "гражданских" рейсов.

1944 май - из пилотов, прибывших с фронта продолжавшейся Великой Отечественной войны, в Ростове-на-Дону, в составе Северо-Кавказской Особой АвиаГруппы ГВФ, был сформирован отдельный авиаотряд, который перевозил пассажиров и грузы. Так началось восстановление народного хозяйства и гражданской авиации на Дону.

1944 май - был создан Северо-Кавказский отдельный авиаотряд Гражданского воздушного флота (№18 предположительно), базировавшийся в аэропорту Ростова-на-Дону. Перед авиаотрядом стояла задача как можно скорее наладить разрушенное за годы войны авиатранспортное сообщение. И лётчики справились с этой задачей. Из Ростова-на-Дону на самолётах Ли-2 пассажиры отправлялись в Москву, Свердловск (Екатеринбург), Симферополь, Астрахань.

1944 июнь – в связи с передислокацией 4-й Воздушной армии в Белоруссию, в Ростове-на-Дону образовано Северо-Кавказское УГВФ = Аэрофлот - ГУ ГВФ СССР. С сентября 1952 года оно было реорганизовано в Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ ГУ ГВФ СССР, с 27 июля 1964 – в Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ МГА СССР, а с 15 сентября 1964 – в Северо-Кавказское Управление ГА МГА СССР.

1944 июль 03 – в Ростовский 34-й Транспортный Авиационный Отряд (ТАО) из 3-ей отдельной учебной авиационной эскадрильи Азербайджана поступил для эксплуатации первый самолет Ли-2 в Ростове, бортовой номер СССР-Л4118, который летал до 1958 года. Так началась эксплуатация самолетов Ли-2 в Ростове.

1944 август 22 – опубликован Указ о награждении званием Героя Советского Союза Часнык Николай Леонтьевич, заместителя командира эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиационного полка особого назначения 148-й истребительной авиационной дивизии Войск противовоздушной обороны, гвардии старшего лейтенанта, после войны работал в Ростовском ОАО.
ГСС Часнык Н.Л.
Часнык Николай Леонтьевич, участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года, Герой Советского Союза, полковник ВВС СССР.
С 1959 года работал начальником службы движения в Ростовском аэропорту Ростовского объединенного Авиаотряда.

 ГСС Часнык список побед
Список известных воздушных побед Н.П. Часнык

ГСС Часнык самолет Як-9Д
Самолет Як-9Д из состава 148-го Гвардейского ИАП, на котором старший лейтенант Н.П. Часнык летал весной 1944 года. В ночь на 02 апреля таранил на нем бомбардировщик Хе-111.

1944 август - в Ростов прибыла 3-я отдельная учебная авиационная эскадрилья самолетов Лисунов-2, которая была передана из Азербайджанского Управления гражданского воздушного флота (ГВФ) в состав Северо-Кавказского Управления ГВФ. Самолеты были причислены к Ростовским авиационным (летным) отрядам, которые базировались в аэропорту Ростов-на-Дону.

1944 август – 1957 май 31 – эксплуатация самолета Ли-2, модификация самолета ПС-84, с 1947 - 34-й ТАО (Ростов-на-Дону) СКУ ГВФ, с 1952 Ростовский авиационный (летный) отряд, самолет Ли-2 ВТОРОЙ самолет Ли-2 в Ростове регистрационный номер СССР-Л4081, заводской номер 18412310, серийный номер 123-10, изготовитель завод №84 (эвакуированный в Ташкент), дата выпуска - январь 1944, в эксплуатации с 07 марта 1944, 13 лет и 3 месяца, списан 31 мая 1957, приказ № 209 – по отработке амортизационного ресурса.

1944 октябрь 14 - Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении аэропортов, ремонтных мастерских и производственных помещений гражданской авиации на территории, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков.

1944 октябрь – авиационный завод № 168 был перебазирован из г. Волжска в г. Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода № 87, организованного в мае 1943 года. Завод № 87 вошел в состав завода № 168, организованного еще в июле 1939 года. Все эти производства в последствии стали производственной базой предприятия Роствертол.

1944 ноябрь – части ГВФ переведены на штаты, аналогичные частям ВВС. С тех пор структура авиаотрядов ГВФ полностью соответствовала структуре военно-воздушных сил.
 Самолет Ли-2 личный состав
К 1944 году подразделения ГВФ окрепли и стали основной авиатранспортный структурой ВВС по обеспечению потребностей фронта.
На фото самолет и летный состав авиационной группы особого назначения (АГОН), которое наиболее полно демонстрирует, что такое транспортная авиация, созданная на основе гражданских авиаподразделений, в том числе, и на Дону.

1945 май 9 – утро, Центральный аэродром Москва, самолет Ли-2 транспортной авиации ВВС СССР, командир воздушного судна Семенков Алексей, белорус, доставил акт о капитуляции в Москву.
Абдусамат Тайметов
Первый летчик-узбек Абдусамат Тайметов, второй пилот в экипаже командира воздушного судна самолета Ли-2 ГВФ Алексея Семенкова, который доставил Акт в Москву.

1945 май 10 – "Вековая борьба славянских народов за своё существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией". И. В. Сталин.

1945 июль 23 – издан Приказ Начальника Главного Управления ГВФ (Аэрофлот) о реорганизации Северо-Кавказских авиаотрядов ГВФ в Северо-Кавказское управление ГВФ, в состав которого входили 77 и 78-й авиационные (летные) отряды Ростова-на-Дону. Пролог Ростовского Объединенного Авиаотряда с 1963 года.

1945 сентябрь 02 - Вторая мировая война завершилась полностью и окончательно, когда 2 сентября 1945 года в 9 часов 4 минуты (по токийскому времени) на борту американского линкора "Миссури", прибывшего в воды Токийского залива, представители императора и японского правительства подписали "Акт о безоговорочной капитуляции Японии".

1945 - авиация, гражданский воздушный флот вышел из войны имея тысячи самолетов и десятки тысяч личного состава, способного немедленно встать на рейсы мирных полетов.
К сожалению, описание некоторых событий, связанных с гражданским воздушным флотом, точные названия подразделений, имена организаторов и руководителей авиаструктур практически не сохранились, и зачастую, только по косвенным признакам можно рассказать о происходящем. Вероятно, в архивах и сохранилась информация, но необходимо время, заинтересованные специалисты и подготовленные исследователи для описания данной темы более подробно.

В 1944 году Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов в своих воспоминаниях отметил следующее:
«Личный состав гражданского воздушного флота (ГВФ) вложил огромный труд в дело разгрома врага, и можно лишь пожалеть, что до сегодняшнего дня не нашлось ни одного писателя, историка, ни одного руководителя, который довёл бы до народа, рассказал бы о той поистине героической работе, которая проделана личным составом Гражданской авиации в годы войны».
Последние его слова были: «Мать, какая страшная жизнь…» три раза повторил. Супруга Тамара Васильевна стала спрашивать: «Что ты? Что ты? Почему ты так говоришь? Почему страшная жизнь?!» А он сказал ещё: «Твоё счастье, что ты этого не понимаешь…».
Летчики ГВФ почти не участвовали в прямых воздушных боях, и практически не сбивали самолетов противника, но обеспечивали воздушными перевозками необходимые военные поставки. Транспортная авиация успешно справлялась с выполнением наиболее срочных воинских перевозок и использовалась там, где другие виды транспорта применить было невозможно.
Экипажи самолетов гражданской авиации в дни войны решали не только транспортные задачи. Они наносили смелые бомбовые удары по военным объектам и позициям противника, вели воздушную разведку, забрасывали в тыл десантников, поддерживали связь между штабами Красной Армии, доставляли на временно оккупированную советскую землю листовки и газеты, обеспечивали снабжение партизанских соединений

1941–1945 – во времена Великой Отечественной войны вся гражданская авиация переключилась на задачи по выполнению военных операций, к 22 июня 1941 г. парк ГВФ насчитывал до 3000 машин и 4000 лётчиков. Было совершено на выполнение транспортно-десантных задач около 1,7 млн самолетовылетов, или 31,4 процента от общего количества всех самолетовылетов нашей авиации.

1941–1945 – лётчики ГВФ на самолетах По-2 отказывались от штурмана и пулемёта, чтоб во второй кабине, в хвосте и капсулах, прикреплённых под крыльями, поместить пять-шесть раненых. А всего крылатыми санитарами было перевезено за войну более 1,5 млн бойцов и офицеров, в том числе 346 000 раненых. «Крылатые санитары» доставили в медсанбаты 2044 тонн консервированной крови и медикаментов.

1941–1945 - боевые потери ГВФ за войну – 811 человек, самолётов – 1074.

1941–1945 итоги войны для авиации СССР, ВВС и ГВФ.
За время войны было подготовлено 44093 летчика. Погибло в бою 27600 пилотов. Из них 11874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации. Небоевые потери составили 3994 летчика.
Это огромные потери.

1945 - авиастроительная промышленность СССР способна была выпускать около 42000 самолетов в год. Всего за годы войны было выпущено 213 742 самолета, в том числе и транспортных.

1946 - в аэропорту Ростов-на-Дону была образована служба управления воздушным движением (УВД), которая в своем развитии через 40 лет стала самым крупным центром УВД в России.

1946 - в послевоенные годы происходило не только восстановление, но и массовая реорганизация государства и всех его структур. Тогда же, например, было образовано Министерство Вооруженных Сил СССР. «Устаревшие» наркоматы массово заменялись более «современными» министерствами. Причем во всех новых названиях по личному настоянию Сталина делался акцент на их «советскую» принадлежность.

1946 май – эксплуатация Ростовской авиаэскадрильей Северо-Кавказской особой АвиаГруппы ГВФ (с июля 1947 34-й Ростовский Транспортный Авиаотряд СКУ ГВФ), ВТОРОГО, и первого прямо с завода, САМОЛЕТА Ли-2 в Ростове, самолет Ли-2 бортовой номер Л4291, заводской номер 18423307, серийный номер 233-07. Самолет изготовлен в апреле 1946 г., на заводе №84 Ташкентский Механический Завод, списан 14 декабря 1955 г. (Приказ ГУ ГВФ №209 - по отработке ресурса), в эксплуатации 9 лет 8 месяцев.

1946 июль 09 - первым нормативным актом о ГВФ после войны было Постановление Совета Министров СССР от 9 июля 1946 г. №1510 "Об утверждении структуры и положения о Главном управлении гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР":
Политическое управление
Управление эксплуатации
Управление связи и радионавигации
Управление международных воздушных сообщений
Управление инженерно-авиационной службы
Управление капитального строительства
Ремонтно-техническое управление
Управление по рабочему снабжению
Управление кадров
Управление учебных заведений
Управление материально-технического снабжения (на хозрасчете)

1946 август 18 – вышел номер газеты «Правда» с поздравлениями Сталина, министра вооруженный сил СССР, генералиссимуса Советского Союза, по случаю Дня авиации.
 газета Правда от 18 августа 1946
Газета «Правда», номер 196, от 18 августа 1946 года.

1947 июнь 01 - самолет Ил-12 конструкции С.В. Ильюшина совершил полет первый советский специально спроектированный пассажирский самолет, пролог самолета Ил-14.

1947 август - эксплуатация 34-м ТАО СКУ ГВФ (образован с июля 1947) самолета Ли-2 (ТРЕТИЙ самолет Ли-2 в Ростове), модификация самолета ПС-84, регистрационный номер СССР-Л4081, заводской номер 18412310, серийный номер 123-10, изготовитель завод №84 (эвакуированный в Ташкент), дата выпуска - январь 1944, в эксплуатации с 07 марта 1944, 13 лет и 3 месяца, списан 31 мая 1957, приказ № 209 – по отработке амортизационного ресурса.

1947 декабрь 19 – принято очередное Постановление N 4065 СМ СССР о подчинении Гражданского Воздушного Флота Министерству Вооруженных Сил с подчинением Командующему Дальней авиацией (очередное подчинение ГВФ ВВС Министерству Вооруженных сил):
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 1947 г. N 4065
О ПОДЧИНЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА
МИНИСТЕРСТВУ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Главное управление гражданского воздушного флота, его органы, части и учреждения на местах передать с 1 января 1948 г. в состав Министерства вооруженных сил, с подчинением Командующему Дальней авиацией т. Голованову.
Передачу Гражданского воздушного флота Министерству вооруженных сил произвести со всеми кадрами, летным имуществом, транспортными средствами, производственными предприятиями, подсобными хозяйствами, жилым и служебным фондом, наличными материалами и фондами по балансу на 1 января 1948 г.
2. Освободить от должности Начальника Главного управления гражданского воздушного флота маршала авиации т. Астахова, и направить его в распоряжение Министра вооруженных сил.
3. Назначить Начальником Главного управления гражданского воздушного флота генерал-лейтенанта авиации Байдукова Г.Ф.
4. Для приема Министерством вооруженных сил Гражданского воздушного флота образовать комиссию в составе: главного маршала авиации Голованова А.Е. (председатель), генерал-лейтенанта авиации Байдукова, маршала авиации Астахова, генерал-полковника инженерно-авиационной службы Маркова, генерал-полковника авиации Никитина, генерал-полковника Виноградова, генерал-лейтенанта Карпоносова, генерал-лейтенанта интендантской службы Хотенко, генерал-лейтенанта Пронина и представителя от Министерства госконтроля.
Поручить указанной выше комиссии закончить работу по приему Гражданского воздушного флота к 1 февраля 1948 года.
5. Поручить Министерству вооруженных сил представить к 1 февраля 1948 года предложения о мерах по улучшению работы Гражданского воздушного флота.
Председатель
Совета Министров Союза ССР
И. СТАЛИН
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
Я. ЧАДАЕВ
Отмена дня Победы






1947 декабрь 24 - Постановлением Президиума Верховного Совета CCCP отменен выходной день для празднования дня Победы.

1948–1956 - была заложена профессиональная и техническая основа гражданской авиации Советского Союза до 26 декабря 1991 года.

1948 – Президент США Гарри Трумэн утвердил План Маршалла. СССР от участия в проекте отказался.

1948 - экономические условия в стране, котировка денежной единицы на 01.01.1948 составила: 5.3 рубля за доллар, или 0.1887 долларов за рубль.

1948 – практически все самолеты гражданской авиации выросли из своих военных предшественников.

1948 – завершено восстановление аэровокзала аэропорта в Ростове-на-Дону. В восстановлении аэровокзала участвовали военнопленные.
Аэровокзал 1948
Аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону, после восстановления.

1948 февраль –1957 октябрь 31 – эксплуатация (ЧЕТВЕРТЫЙ самолет Ли-2 в Ростове) Ростовским авиационным (летным) отрядом самолета Ли-2 (модификация самолета ПС-84), регистрационный номер СССР-Л4516, заводской номер 18428508, серийный номер 285-08, завод изготовитель Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Валерия Чкалова (Ташкент), дата выпуска февраль 1948, в эксплуатации с февраля 1948, 9 лет, списан 31 октября 1957, приказ № 406 – по отработке амортизационного ресурса

1948 февраль 09 – гражданской авиации СССР 25 лет.
ГА СССР 25 лет
9 февраля 1923 г. Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Этот день стал считаться датой образования гражданской авиации СССР. С 1923 года Совет по гражданской авиации принял на себя руководство всей отраслью.

1948 февраль 23 – Указ о награждении званием Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7794), Абрамова Петра Петровича, командира отряда 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитана. Летал и работал в Ростовском ОАО.
Абрамов ГГС
Гвардии капитан Абрамов Пётр Петрович, Герой Советского Союза, летал и работал в Ростовском ОАО. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
В боевом формуляре экипажа Петра Абрамова записано, что им уничтожено более 30 танков, разбито и повреждено10 эшелонов с боевой техникой, уничтожено 12 складов с горючим и боеприпасами, более тысячи вражеских солдат и офицеров. Со своим экипажем успешно выполнил 320 боевых вылетов. В их числе полёты в глубокий тыл врага, с посадкой у партизан для обеспечения их боеприпасами, взрывчаткой, оружием и снаряжением, вывозом тяжелораненых партизан; на бомбёжку промышленных и военных объектов врага, железнодорожных узлов и станций, морских портов, аэродромов, складов, танковых соединений и скоплений живой силы.

1948 март - поступил на эксплуатацию в предприятия Аэрофлота многоцелевой самолет Ан-2 конструкции О.К. Антонова. Всего выпущено около 18000 единиц данного самолет. В СССР производился до 1971 года, до 2002 года в Польше, и до сих пор выпускается в Китае, в различных модификациях.
Ан-2
В Ростовском авиаотряде самолеты Ан-2 начали эксплуатировать с июня 1952 года, до 1982 года эксплуатацию в Ростове прошло 18 бортов самолета Ан-2.

1948 июнь - было создано Северо-Кавказское (территориальное) Управление ГВФ, в состав которого входили Ростовские 77-й и 78-й авиационные (летные) отряды. В 1963 году они вошли в состав Ростовского Объединенного Авиаотряда и сохранили свое обозначение до 1992 года.

1949 – начался процесс опускания «железного занавеса», принято Постановление Совета Министров СССР о глушении «антисоветских» радиостанций (усиление информационной изоляции).

1949 – с поступлением на эксплуатацию новых типов ВС приходилось осваивать ранее неизвестные методы ухода за материальной частью и ее ремонта, в ГВФ было решено создать новое подразделение в авиатранспортных структурах – линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ) с цеховым делением, где выполнялись работы по всем формам технического обслуживания воздушных судов. Впервые появилась возможность создать более мощную техническую базу для выполнения регламентных работ: лабораторию по спецоборудованию, ремонтные цеха, цеха по смене двигателей и выполнению трудоемких процессов ремонта, вспомогательные производства. ЛЭРМ в дальнейшем были преобразованы в Авиационно-Технические базы (АТБ).

1949 сентябрь 01 - создание нового структурного подразделение в авиатранспортных структурах в Ростове, в авиационных отрядах, линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских (ЛЭРМ).

1949 – Ростовские ЛЭРМ были одним из первых предприятий подобного профиля в СССР, именно они стали технической базой, на которой, в последующем, создавалась и развивались Авиационно-Техническая База (АТБ) Ростовского ОАО и производственная основа Авиаремонтного завода №412 ГА.

Заключение
Первые три года после войны общество залечивало раны и «выкорчевывало из себя осколки» войны, железные и людские. И только потом выросли темпы восстановления страны.
Именно в первое десятилетие после Великой Отечественной войны, все силы советского общества, помимо восстановления, были брошены на качественный рывок в технологическом развитии, в том числе в области авиастроения и авиатранспорта. И главным ресурсом этого роста были люди – те немногие авиаспециалисты, оставшиеся после войны, которые были настоящими профессионалами своего дела, и приложили все усилия не только для восстановления авиапредприятий, но и для их глубокой модернизации. Они вернулись на руины своих авиапредприятий, которые кроме них никто не смог бы так быстро восстановить авиатранспортное производство.

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Начало активности (дата): 22.05.2025
Количество показов: 1372

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться