Версия для слабовидящих

Рубрика «100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025». Статья 9

Мы продолжаем публикацию серии статей, объединенных рубрикой:«100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025».
С предыдущими статьями вы можете познакомиться по ссылкам:
СТАТЬЯ 1
СТАТЬЯ 2
СТАТЬЯ 3
СТАТЬЯ 4
СТАТЬя 5
СТАТЬЯ 6
СТАТЬЯ 7
СТАТЬЯ 8

Сегодня речь пойдёт о периоде с 1976 по 1984 годы, который стал началом максимального развития Ростовского ОАО за всю историю гражданской авиации на Дону.

Материал предоставляют:
Лобова Виктория Владимировна
Лобова Виктория Владимировна
Кандидат исторических наук, историк, кафедра истории России институт истории и международных отношений ЮФУ.

Полякова Ангелина
Полякова Ангелина
Бортпроводник Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА (до 2000), преподаватель английского языка в колледже.

ПРОЛОГ
Авиапредприятие в своем развитии подошло к кардинальной перестройке своей аэродромной базы. Как ни странно, но главным инструментом, главным оборудованием любого аэропорта, от самого маленького до самого грандиозного, является взлётно-посадочные полоса и ее оборудование.
Важнейшим этапом этого времени стали:
- начало эксплуатации самолетов Ту-154, главного самолета страны,
- реконструкция аэродрома,
- удлинение и усиление искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) аэродрома Ростов-на-Дону,
- строительство пассажирского терминального комплекса.
Одним из важных факторов, способствующих повышению регулярности полетов в сложных метеоусловия является оборудование, позволяющее выполнять взлеты и посадках в условиях ограниченной видимости. А для нашего региона это особенно актуально.

1976 - экономические условия периода: котировка денежной единицы на 01.01.1976:
• рублей за доллар: 0,758
• долларов за рубль: 1,3192

1976 январь – декабрь в СССР выпущено: 712 воздушных судов, в том числе 503 самолетов.

1976 январь – начало нового периода всей гражданкой авиации СССР. На испытательные полёты вышли сразу два новых пассажирских лайнера — Як-42 и Ил-86. Самолет Як-42 впервые поднялся в воздух в марте 1975 года, но в эксплуатацию был принят только в 1980 году. Не самая удачная конструкция планера привела к постоянной доработке самолета относительного первоначального проекта. Конструкторы для ускорения выпуска нового самолета (рынок требовал новые самолеты) сначала пошли по простой схеме. Для самолета Як-42 взяли за основу самолет Як-40 и увеличили его в пропорции 1:1.8 и 1:1.6. Для авиастроителей это было очень удобно, и подразумевалось, что аэродинамика самолета принципиально сохраниться.
Но увы, самолет постоянно дорабатывался, видоизменялся, а после ряда происшествий его эксплуатация даже приостанавливалась. Для аэродрома Ростов-на-Дону самолет не особенно подходил, т. к. у него отсутствовала система реверса тяги, что было крайне небезопасно для пассажирских авиаперевозок в условиях неблагоприятных метеоусловий и на средней длине полосы.

1976 – начало международных полётов на самолетах Ту-134, которые выполняли подготовленные экипажи, командиры воздушных судов (КВС) Ростовского Объединенного Авиационного Отряда:
КВС (капитан) Мамченко Петра Ефграфовича, штурман Амельчак Владимир Семёнович.
КВС (капитан) Негаметуллин Виктор Александрович, штурман Соколов Юрий Васильевич.
КВС (капитан) Николаев Евгений Степанович, штурман Шапошников Виктор Иванович, бортмеханик Прохоров Вячеслав Анатольевич.
КВС (капитан) Зиновец Сергей Сергеевич, штурман Соколов Николай Васильевич, Мамченко Юрий Прокофьевич.
КВС (капитан) Гольцев Александр Иванович.
КВС (капитан) Сурков Виктор Михайлович.
КВС (капитан) Потий Александр Афанасьевич.
КВС (капитан) Крюков Георгий Михайлович.
КВС (капитан) Крашенинников Анатолий Иванович.
КВС (капитан) Кремнев Виталий Анатольевич.
КВС (капитан) Титов Александр Иванович.
КВС (капитан) Шкрыль Борис Андреевич.
КВС (капитан) Объедков Виктор Иванович.

1976 апрель 01 – началась эксплуатация самолета Як-40 СССР-87499, заводской номер 9610246, серийный номер 46-02, эксплуатант - Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, ДОНАВИА, с 1993 бортовой номер RA-87499, Свидетельство Летной Годности до 04 апреля 2007, списан 2008 май, завод-изготовитель – САЗ, дата выпуска в 1976, в эксплуатации с 01 апреля 1976, в эксплуатации 32 года 1 месяц.

1976 июль 28 – на должность Командира (руководителя) Ростовского Объединенного Авиационного Отряда приказом начальника Северо-Кавказского Управления Гражданской Авиации №97/л от 28 июля 1976 года назначен Лебеденко Александр Леонтьевич, который до этого работал в должности заместитель Командира РОАО по организации летной работы (приказ Командира РОАО №25 от 04 мая 1975 года). В 1980 году 27 марта приказ №23/л переведен на должность командира эскадрильи самолетов Ту-134 77 Летного Отряда Ростовского ОАО, налетал более 15200 часов, провел в воздухе около 640 дней.
А.Л. Лебеденко
Лебеденко Александр Леонтьевич - командир, капитан, профессионал, мастер, человек.
Четвертый командир Ростовского ОАО в кабине самолета Ту-134.

1976 сентябрь 03 – начало эксплуатации самолета Як-40 СССР-88184, заводской номер 9620448, серийный номер 48-04, эксплуатант Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, ДОНАВИА, с 1993 бортовой номер RA-88184, списан 2001 декабрь 13, завод-изготовитель – САЗ, дата выпуска 1976 август 10, в эксплуатации с 03 сентября 1976, в эксплуатации 34 года 4 месяц.

1976 октябрь 01 – по направлению, после завершения обучения на инженерно-экономическом факультете Киевского института инженеров гражданской авиации, приступил к работе инженер-экономист Дужников П.Д. Но по прибытию свободной инженерной должности не было, поэтому его оформили на должность диспетчером СП.

1976 декабрь – первый полет широкофюзеляжного самолета Ил-86, который оказался один из самых безопасных самолетов гражданской авиации СССР за всю историю. Гражданская авиация СССР не потеряла ни одного самолет Ил-86 с пассажирами.

1977 апрель 30 – начало реконструкции аэродрома практически без остановки производства полетов летом 1977 года, с 30 апреля по 30 сентября, с использованием военного аэродрома, как временного аэродрома базирования. Самая грандиозная реконструкция аэродрома за всю историю аэропорта Ростов-на-Дону.

1977 май 1 – личный состав Ростовского ОАО, бортпроводники на праздничной демонстрации на театральной площади Ростова-на-Дону.
 Бортпроводники на демонстрации
Группа бортпроводников РОАО, 1977 май. Бортпроводники - Танасова Наталья, Кузнецова Екатерина (бортпроводник-инструктор), Рыбка Татьяна (бортпроводник-инструктор), Зеленская Светлана и другие.

1977 май – начало работ по усилению бетонного покрытия искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) аэродрома Ростовского Объединенного Авиаотряда. В нормальных условиях состав бетона «созревает» за 28 дней. На протяжении первых пяти дней происходит интенсивное твердение бетона, спустя 7 дней после заливки достигаются 70% прочности бетона выбранной марки. Работы были закончены в августе 1977 года.
 Бетоноукладчик ИВПП
Бетоноукладчик на взлетной полосе
 Реконструкция ИВПП
Работы на ИВПП аэродрома РОАО

1977 май – август Ростовский Объединенный Авиаотряд базировался на военном аэродроме "Ростов-на-Дону - Центральный" (Военвед), города Ростов-на-Дону, в связи с ремонтом искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) в аэродроме аэропорта Ростов-на-Дону Ростовского Объединенного Авиационного Отряда. Уникальность ситуации состояла в том, что все технологические операции по обслуживанию пассажиров осуществлялись в закрытом аэропорту Ростов, а вылеты и прилеты осуществлялись с военного аэродрома.
 Аэродром Военвед Ростов
Военный аэродром "Ростов-на-Дону - Центральный" (Военвед)

Аэродром Военвед
Место временного базирования самолетов Ту-134 и Ан-12 Ростовского ОАО на аэродроме Военвед в Ростове-на-Дону, с мая по август 1977 года

1977 май 01 - на самолете Ту-134 СКУГА начались регулярные рейсы по маршруту: Рейс № 6119/6120 Ростов-Оренбург-Тюмень.

1977 сентябрь 17 – документальный факт: Ростовский ОАО, 77-летный отряд, авиаэскадрилья Ан-12 выполнил рейс Ростов – Мурманск (отдых экипажа) – Ростов по перевозке 12 тонн плодоовощной продукции для торгово-закупочной базы (ТЗБ) Северного флота (Мурманск).
КВС (капитан) Горшков Виктор Иванович, налет часов - 9 часов 20 минут. Самолет обратно вернулся в Ростов 20.09.1977. Ежегодно (1975 – 1995) Ростовский ОАО выполнял 600-900 подобных рейсов в районы Крайнего Севера.

1977 сентябрь 28 – документальный факт: документальное фото - первый самолет Ту-154 приземлился в аэропорту Ростов-на-Дону (технический рейс), после усиления и удлинения искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) (самолеты РОАО базировались на военном аэродром Военвед, Ростов). Рейс выполнял экипаж Минераловодского ОАО, самолет Ту-154 85231, встречали личный состав Ростовского ОАО и командно-руководящий состав Северо-Кавказского Управления Гражданской Авиации (СКУГА) и администрации города и области. В тот же день самолет Ту-154 85231 улетел в Минеральные воды. На ИВПП для посадки, в то время, было допущено для полетов только 2000 метров взлетной полосы. Новая часть полосы (500 метров) находилась на выдержке бетона (набор прочности бетона). В нормальных условиях состав бетона «созревает» за 28 дней, на протяжении первых дней происходит интенсивное твердение бетона, спустя 7 дней после заливки достигаются 70% прочности бетона выбранной марки.
 Первый Ту-154 экипаж
Экипаж Минераловодского ОАО, который выполнил технический рейс на обновленную взлетно-посадочную полосу аэродрома Ростов-на-Дону на самолете Ту-154.

 Первый Ту-154 в Ростове митинг
Митинг с участием руководства РОАО, СКУГА, района, города и области, по случаю выполнения технического рейса и допуска аэродром Ростов-на-Дону к обслуживанию самолетов Ту-154. Сентябрь 1977.

1977 сентябрь 30 - в Монреале был подписан протокол об аутентичном четырехязычном тексте Конвенции о Международной гражданской авиации и её официальный текст на русском языке. Русский язык был признан официальным (четвертым) языком этой организации. Это послужило основанием для пересмотра и унификации используемых в гражданской авиации СССР правил с международными стандартами.

1977 октябрь – началась эксплуатация первой очереди. Современное здание пассажирского терминала Ростовского Объединенного Авиационного Отряда по проекту Московского института "Аэропроект" введено в эксплуатацию, первая треть всего аэровокзального комплекса. Аэровокзал должен был быть оснащён телескопическими трапами и автоматической системой сортировки багажа. Однако от этого отказались на этапе строительства. Также были допущены многие упрощения в интерьере, в результате чего реконструированный аэропорт существенно отличается от задуманного по проекту.

1977 ноябрь – первый самолет Ту-154 85237, который начал выполнять регулярные рейсы из Ростова-на-Дону.
Первый Ту-154 в Ростове 85237
Самолет Ту-154 85237 на перроне аэропорт Ростов-на-Дону

1978 январь – декабрь в СССР выпущено: 702 воздушных судна, в том числе 499 самолетов.

1978 январь – начались полеты в открытый аэропорт Волгодонск на самолете Як-40.
Як-40 в Волгодонске
Первые самолеты Як-40 в аэропорту Волгодонск. 1978

1978 – Доска Почета 77 Летного Отряда, Семенов Валентин Лаврентьевич
Командир Воздушного Судна (капитан) самолета Ан-12. Один из самых заслуженных летчиков Ростовского ОАО. С августа 1941 по 1944 учил военных летчиков по ускоренной программе в Бугуруслане, авиационном училище, 1944 – 1947 работал в Молдавии, 1947 – 1953 летал в Китае, в Советско-Китайское Управление Гражданской Авиации, с 1953 в Ростове в 77 Авиационном отряде, с 1963 года в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде. Глава семейной династии летчиков, сыновья - Семенов Юрий Валентинович – КВС (капитан) самолета Ту-154, Семенов Валерий Валентинович – пилот самолета Ту-154.
 Доска почта. В.Л. Семенов
Семенов Валентин Лаврентьевич, Командир воздушного
судна (КВС) (капитан) самолета Ан-12. Налет часов более 22000 (более 2.5 лет в воздухе). Окончил Батайскую авиационную школу (Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова). Оно располагалось в г. Батайске в 1931-1939.

1978 – введен в эксплуатацию детский сад № 9, как структурное подразделение Ростовского Объединенного Авиационного Отряда Северо-Кавказского управления Гражданской авиации.

1978 январь – реорганизация Ростовского Объединенного Авиационного Отряд на основе приказа Министерства гражданской авиации (МГА). Введена должность первого заместителя командира РОАО – начальника Аэропорта Ростов-на-Дону, на которую назначен Умитбаев Адель Савельевич по 15 июля 1980 года.

1978 январь – в соответствии с Приказом Министерства Гражданской Авиации (МГА) создана производственно – диспетчерская служба предприятия (ПДСП) Ростовского объединенного авиаотряда. Данное подразделение было создано вместо центральной диспетчерской аэропорта. (ЦДА). Первым начальником был назначен выпускник Киевского института инженеров гражданской авиации (КИИГА) Дужников П.Д.

1978 – началась эксплуатация второго самолета Ту-152Б-1, бортовой номер 85231 в Ростовском ОАО, 77 летный отряд, заводской номер 77А231, серийный номер 0231, Maximum takeoff weight (MTOW) = 96 тонн, выпущен 1977 сентябрь, эксплуатировался 1977 октябрь 14 по 1978 – Минераловодский ОАО (первый Ту-154 в Минераловодском ОАО), потом РОАО, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска в 1977 сентябрь, в эксплуатации в Минераловодском ОАО с 14 октябрь 1977, 27 лет 6 месяцев.

1978 январь 08 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО второго самолета Ту-152Б-1 85231, заводской номер 77А231, серийный номер 0231, maximum takeoff weight (MTOW) = 98 тонн, Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 77 Летный Отряд, выпущен 1977 сентябрь, эксплуатировался 1977 октябрь 14 по 1978 – Минераловодский ОАО (первый Ту-154 в Минераловодском ОАО), потом РОАО, далее с 1979 январь 08 – Казахское УГА, Алма-Атинский ОАО, списан 2005 апрель , документы по списанию не указаны, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска в 1977 сентябрь, в эксплуатации в Минераловодском ОАО с 14 октябрь 1977, 27 лет 6 месяцев.
Самолёт Ту-154Б-1 85231
Изображение самолета Ту-154Б-1 85231 использовано в компьютерной игре Flight Simulator

1978 март 01 – В ростовском ОАО началась эксплуатация четырнадцатого самолета Ту-134А-3 СССР-65100, заводской номер 60258, серийный номер 44-06, завод-изготовитель Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска 1978 февраля 22, в эксплуатации с 01 марта 1978.
Ту-134 65100Самолет Ту-134 бортовой номер 65100, один из лучших самолетов Ростовского ОАО. Самолет попал в кадр фильма «Экипаж» 1979 года.

1978 июнь 28 – в Ростовском ОАО, в 78 летном отряде, началась эксплуатация самолета Як-40 бортовой номер 87965 эксплуатация (13) самолета Як-40 СССР-87965.
 Як-40 87965 в Волгодонске
Самолет Як-40 СССР-87965
Аэродром: Волгодонск, Ростовская Область
Дата: 21 мая 1985
На фото: ЕЛЬЦИН Б.Н. (заведующий строительным отделом ЦК КПСС), А.В. ВЛАСОВ (Первый секретарь Ростовского Обкома КПСС), А.В. КОРЖАКОВ (начальник службы безопасности Президента РФ).

1978 август 03 - аэропорт Волгодонск допущен к приему и обслуживанию самолетов Ту-134А, взлетно-посадочная полоса, асфальт, размер 2200х42 м, МК (курс) 90° - 270°, открыты авиарейсы 1202-1201 Волгодонск Москва Волгодонск.

1979 август 12 (документальный факт) – фото в газете Советская Россия от 12 августа 1979 № 185 (7036): экипаж самолета Ан-12 КВС (капитан) Чусов Юрий Иванович, второй пилот Чумаков Н., штурман Степанченко Евгений Петрович, бортмеханик Войнов Ю., бортрадист Пивоваров Е.
 газета Советская Россия КВС Чусов
Ростов, самолет Ан-12
Экипаж: КВС (капитан) Чусов Юрий Иванович, второй пилот Чумаков Н., штурман Степанченко Евгений Петрович, бортмеханик Войнов Ю., бортрадист Пивоваров Е.
1979 август 12.

1979 ноябрь – начались полеты по перевозке воинского контингента в Афганистан на аэродромы Кандагар, Шендан, Герат и Кабул. Первый экипаж во главе с заместителем командира РОАО Добудогло Александром Николаевичем был «провезен» (слэнг) московскими инструкторами, далее Добудогло А.Н. «провёз» (слэнг) в Афганистан командира 77 лётного отряда Цивинского Михаила Николаевича, который в свою очередь «провёз» (слэнг) остальные экипажи КВС (капитанов) 77 летного отряда Ростовского ОАО.

1979 – в структуре Ростовского Объединенного Авиационного Отряда организовывается Объединенная дирекция строительства РАС УВД "Стрела" и группы технического надзора за строительством при авиаотрядах Краснодара, Ставрополя, Грозного. В дирекцию вошли специалисты практически всех профилей народного хозяйства, причем работать над проектированием и строительством такого объекта инженерам было не только интересно, но и престижно, впоследствии при эксплуатации системы эти люди вошли в структуру, как определяющие кадры.

1978 май - технический рейс аэробуса Ил-86 Внуковского Производственного Объединения Гражданской Авиации показал возможность приема и выпуска подобного класса воздушных судов в аэропорту и на аэродроме Ростов-на-Дону, Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (РОАО).
Заявка на получение сертификата лётной годности для Ил-86 была принята 15 мая 1974 года, а сам сертификат для Ил-86 получен 24 декабря 1980 года, после соответствующих испытаний самолёта Ил-86.

1980 году гражданская авиация СССР перевезла свыше 120 млн пассажиров. Это достижение занесено в Книгу рекордов Гиннесса и до сих пор не побито ни одной авиакомпанией в мире.

1980 – начало регулярных международных рейсов в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде по перевозке пассажиров на самолёте Ту-154 из аэропорта Сочи, рейсы выполнялись под кодом и флагом Аэрофлота:
Сочи – Варшава (Польша) – Сочи
Сочи – Прага (Чехословакия) – Сочи
Сочи – Братислава (Чехословакия) – Сочи
Сочи – Будапешт (Венгрия) – Сочи
Сочи – Дрезден (Берлин, ГДР) – Сочи
Сочи – Хельсинки (Финляндия) – Сочи
Сочи – Лейпциг (Германия, ГДР) – Сочи
Сочи – Бургас (Болгария)– Сочи
Сочи – Варна (Болгария) – Сочи.

1980 – построена магистральная рулежная дорожка (РД) аэродрома Ростов-на-Дону, Ростовского Объединенного Авиационного Отряда.

1980 - встреча в аэропорту Волгодонск генерального секретаря Компартии Франции Жоржа Марше, на втором плане самолет Ту-134 Ростовского ОАО. Под этот тип самолета спроектировали и построили аэропорт Волгодонск со взлетно-посадочной полосой 2200 метров.
 Жорж Марше
Аэропорт Волгодонск Ростовского объединенного авиаотряда, самолет Ту-134. 1980

1980 – аэропорт Волгодонск, самолет Як-40 87965, специальный борт, встреча в аэропорту.
 Самолёт ЯК-87965 в Волгодонске
Аэропорт Волгодонск, самолет Як-40 87965, специальный борт, встреча в аэропорту.

1980 – аэропорт Волгодонск, самолет Ту-134А-3 65796, встреча в аэропорту, композитор Ян Френкель.
 Ту-134 А-3 65796. Встреча композитора Френкеля
Аэропорт Волгодонск, самолет Ту-134А-3 65796, встреча в аэропорту, композитор Ян Френкель

1980 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО самолетов Л-410, подготовка и обучение летного состава проходили под руководством заместителя командира 78 Летного Отряда Плохих Вадима Алексеевича. Первым командиром авиаэскадрильи самолетов Л-410 назначен Ивахненко А Г.
В.А. Плохих
Плохих Вадим Алексеевич - летчик Шахтинского и Ростовского Объединенных авиаотрядов.
Командир воздушного судна Ан-2, Л-410, Як-40, Ил-76
Главный пилот инспектор, начальник летного отдела Главного управления летной службы Министерства гражданской авиации СССР. Фото около 1978 года.

1980 апрель 01 – началась эксплуатация в Ростовском ОАО самолета Ту-134А-3 СССР-65796, заводской номер 63150, дата выпуска 1980 март 17, в эксплуатации с 01 апреля 1980.
 RA-65796 ДОНАВИА
Самолет Ту-134А-3 RA-65796 в окраске ДОНАВИА.

1980 март 28 – приступил к исполнению обязанностей пятый командир Ростовского ОАО Шматков Константин Петрович.
КО РОАО К.П. Шматков
Заслуженный пилот СССР, командир Ростовского ОАО Шматков Константин Петрович, командир самолета Ту-134.

1980 май 14 – началась эксплуатация первого и второго самолетов Л-410 СССР-67180 и Л-410 СССР-67181 в Ростовском ОАО.
Самолет Л-410
Самолет Л-410. Парк самолетов Л-410 состоял из 14 воздушных судов

1980 июнь - на время проведения соревнований Олимпиады-80 в Москве Ростовский ОАО открыл новый рейс по маршруту Ростов – Ленинград – Хельсинки – Ленинград – Ростов на самолётах Ту-154. Перед этим, чтобы «прикрыть расписание», экипажам приходилось 20 дней летать, а 20 дней сидеть на курсах по изучению английского языка и правил международных полётов в Москве и в Ростове-на-Дону.

1980 июль 23 - первым заместителем командира Ростовского Объединенного Авиаотряда назначен Карабанов Владимир Михайлович. Институт первых заместителей командиров объединённых авиаотрядов авиапредприятий давно требовался в гражданской авиации. Гражданские самолеты летали в несколько раз больше любого военно-воздушного соединения. Любой гражданский пилот имел в десятки раз больший налет часов в воздухе, чем военные летчики. Планирование, организация и выполнение простого регулярного авиарейса требуют слаженного взаимодействия десятков авиаспециалистов.
 ПЗКО В.М. Карабанов
Первый заместитель командира Ростовского ОАО Карабанов Владимир Михайлович. Авиационный специалист, отвечающий за всю производственную программу авиапредприятия, занятость и эффективную работу собственного парка самолетов (около 60 воздушных судов) и более чем четырех тысяч человек личного состава

1981 с января по декабрь в СССР было выпущено 564 воздушных судна, в том числе 403 самолёта.

1981 февраль 10 – началась эксплуатация самолета Ту-152Б-2 СССР-85469, заводской номер 81A469, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска в 1981 февраль 10, в эксплуатации 27 лет 11 месяцев. Один их немногих самолетов Ту-154 Ростовского ОАО, полученных прямо с завода изготовителя, надежный и удачливый.
Самолет 85469
Самолет Ту-154 бортовой номер 85469. Парк самолетов Ту-154 РОАО в среднем состоял из 18 воздушных судов

1981 март 05 – аэропорт «Вешенская» после проведенной реконструкции был допущен к приему и обслуживанию воздушных судов ЯК-40, Ан-24 и классом ниже. Свою деятельность аэропорт «Вешенская» осуществлял в составе Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (структурное подразделение), регулярные пассажирские перевозки из аэропорта в Ростове-на-Дону в аэропорт «Вешенская» осуществлялись на самолетах Ан-2 и ЯК-40. Содержание и эксплуатация аэропорта обеспечивалась наземными службами Ростовского Объединенного Авиационного Отряда.

1981 – в Ростовском Объединенном Авиаотряде (РОАО) запущен Центр Коммутации Сообщений (ЦКС) DS-6. На начало 80-х годов ЦКС DS-6 совместного производства фирм ITT (США) и Thomson (Франция) являлся одним из самых совершенных в мире. Он позволял обрабатывать до 6 телеграмм в секунду. Такие ЦКС были впервые в СССР установлены в Москве, Киеве, Алма-Ате, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Хабаровске, Новосибирске и Иркутске.
Все работы по развитию систем электрорадиотехнического обеспечения полетов Ростовского ОАО проводились под руководством начальника Базы ЭРТОС (электрорадиотехнического обеспечения связии) Мыцыкова Виталия Дмитриевича, специалиста высочайшего класса. Ростовские специалисты проходили стажировку во Франции.
В.Д. Мыцыков
Начальник Базы ЭРТОС Ростовского ОАО Мыцыков Виталий Дмитриевич

Расписание по Волгодонску
Расписание авиарейсов из аэропорта Волгодонск

1982 январь – декабрь в СССР выпущено: 541 воздушных судов, в том числе 342 самолетов.

1982 январь – выполнение авиарейсов в города Самарканд, Рига, Таллин, так называемые «туристические рейсы одного дня»: рано утром вылет из Ростова, вечером обратно вылет в Ростов. Рейсы, как правило, выполнялись на самолете Ту-154 в компоновке 180 кресел, с загрузкой 100% туда и обратно.

1982 март 12началась эксплуатация двадцать второго самолета Ту-152Б-2 бортовой номер 85527, заводской номер 82А527, полученного прямо с завода. Самолет имел максимальный взлетный вес до 100 тонн, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска в 1982 февраль 11, самолет находился в эксплуатации 27 лет 3 месяца.
Самолеты ТУ-154 85527 и 85437
Два самолета Ту-154 85527 и 85437 Ростовского ОАО допущенные к международным полетам

1982 июнь – аэропорт «Белая Калитва» после проведенной реконструкции был допущен к приему и обслуживанию воздушных судов ЯК-40, Ан-24 и классом ниже. Регулярные пассажирские перевозки из аэропорта осуществлялись на самолетах Ан-2, Л-410, ЯК-40. (см. 1990, 2005).

1982 декабрь 23 - после подготовительных работ и технического полета в Ростов, был издан приказ Министра гражданской авиации №203, разрешающий полеты с пассажирами на Ил-86 в Ростовский аэропорт. Уже тогда ростовский аэропорт был сильно загружен. Только в Москву в летнее время года существовало до десяти ежедневных рейсов на Ту-154Б-2, на которые старались ставить преимущественно 180-местные машины. Но и это не спасало ситуацию. Проблема была ещё и в том, что длина взлетной полосы ростовского аэропорта была 2500 метров, тогда как потребная ВПП для Ил-86 составляла 2600 метров. Прием лайнера было решено производить с ограничениями по весу.

1983 – командир воздушного судна (КВС) (капитана) самолета Ту-154 Семенов Юрий Валентинович, Ростовский ОАО, 77 Летный Отряд, на съезде ВЦСПС был избран членом Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС) СССР.
 Экипаж Семенова
Экипаж КВС (капитана) самолета Ту-154 Семенова Юрия Валентиновича, Ростовский ОАО, 77 Летный Отряд. На фото, слева направо: штурман Литвак Владимир Абрамович, КВС (капитан) Ту-154 Семенов Юрий Валентинович, бортинженер Богомолов Владимир Кузьмич, второй пилот Понамарев Владимир Фридрихович (сидит), крайний справа, штурман инструктор 77 лётного отряда РОАО Верховец Владимир Васильевич. Фото 1983 года.

1983 – на Европейском конкурсе аэровокзальных зданий проект аэровокзала Ростов-на-Дону Ростовского Объединенного Авиационного Отряда, проектировщик Московский институт "Аэропроект", получил первую премию.
 Аэровокзал
Аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону, Ростовского объединенного авиаотряда

1983 январь 05 - первый самолет Ил-86 с пассажирами по маршруту Москва (Внуково) — Ростов привел внуковский экипаж во главе с командиром корабля Н.Г. Ипатий. Рейс 1175–1176 выполнялся ежедневно, вылет из Москвы в 13:20, прилет в Ростов в 15:15, обратный вылет из Ростова в 17:15, прилет во Внуково в 19:10.
Специально для самолета Ил-86 выделили стоянку перед зданием аэровокзала, на которую в те годы «парковали» только широкофюзеляжные самолеты. Но эксплуатация Ил-86 из Москвы на ростовском направлении была недолгой. После 10 августа 1983 года полеты самолета Ил-86 в Ростов-на-Дону были прекращены.
 Ил-86 и Ту-154 в Ростове
Самолёт Ил-86 СССР-86055 Внуковского производственного объединения гражданской авиации и самолет Ту-154 85437 Ростовского ОАО на перроне аэропорта Ростов-на-Дону.1988

1983 август 10 – самолет Ил-86 бортовой номер СССР-86005 под управлением командира Ю. П. Осипова с 348 пассажирами на борту при посадке с МК220° выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Посадка производилась во время ливневого дождя при наличии большого количества воды на большей части полосы, что привело к гидроглиссированию (скольжению по поверхности воды) самолета при пробеге его по ВПП. Эксплуатация самолетов Ил-86 из Москвы на ростовское направлении была недолгой.

1983 октябрь 03 - Приказом Министра гражданской авиации СССР от 3 октября 1983 года № 208 был создан Ростовский центр АУВД "Стрела". Предъявленная на государственные испытания в декабре 1983 года автоматизированная система показала свое полное соответствие заданным тактико-техническим характеристикам. С 1990 года авиадиспетчеры начали непосредственное управление воздушным движением с рабочих мест РАС АУВД "Стрела". А приказом Министра транспорта РФ, Министра промышленности РФ и Главкома ВВС от 16 ноября 1992 года № 95/1205/256 с 1 октября 1992 года РАС УВД "Стрела" была введена в штатную эксплуатацию (см. 1979). Северо-Кавказский центр автоматизированного управления воздушным движением «Стрела» находится в г. Ростове-на-Дону и является самым крупным центром УВД в России.

1984 – парторганизации Ростовского ОАО насчитывала более 1200 членов партии.

1984 – открытие прямых чартерных вахтовых рейсов на самолете Ту-154 по маршруту Ростов – Новый Уренгой – Ростов (расстояние 2996 км) в интересах и на основе договоров РОАО и Армавирского Управления Буровых Работ (АУБР) Производственного Объединения Кубаньгазпром. Начальник АУБР, доктор экономических наук Ковалёв Адольф Аполлонович, главный инженер Лысый Василий Иванович. Данная воздушная линия обеспечивала в год более 300 рейсов (до 2400 часов налета) с гарантированной загрузкой 120 – 136 пассажиров (вахтовая бригада).

1984 – внедрение компьютерной системы учета работы парка самолетов, авиадвигателей и экипажей Ростовского ОАО автоматизированной системы управления (АСУ).

1984 октябрь – специалисты Ростовского Объединенного Авиационного Отряда в составе группы сотрудников Международного Коммерческого Управления (МКУ) Аэрофлота участвовали в переговорах (Берлин, ГДР) и подписал контракт на выполнение международных рейсов (туристическая программа) по перевозке групп туристов из Германии (ГДР) в Сочи на 1985 год.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Начало 1980-х годов стало новой эпохой в развитии советской гражданской авиации.
СССР сохранил позиции одного из мировых лидеров в самолётостроении. Несколько авиапредприятий производили ежегодно до половины самолетов от мирового производства. Это полностью удовлетворяло рынок внутренних перевозок по всей огромной стране от Калининграда до Магадана, а также потребности стран Варшавского договора.
В 1980 году из Советского Союза совершались регулярные рейсы в 85 государств. Для подготовки пилотов, техников и других кадров гражданской авиации в 1980 году в стране имелось 24 средних и высших учебных заведений.
Это было время как больших международных полётов, так и развития местных воздушных линий, строительства новых аэропортов. Всё это отражалось и на деятельности Ростовского Объединенного авиаотряда.

1980 – 1996 – период максимального авиационно-производственного и экономического развития Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА за всю историю донской авиации и авиации юга СССР 1925 по 2000 годы (количество самолетов в эксплуатации, объем перевезенных пассажиров, почты и груза, количество личного состава, оснащение аэродрома).
За всю свою тридцатилетнюю летную историю коллектив Ростовского Объединенного авиаотряда (1963–1993) и авиакомпании ДОНАВИА (1993–2000) не потерял ни одного самолета, ни одного члена экипажа, ни одного пассажира, выполнив десятки тысяч авиарейсов и перевезя миллионы пассажиров.

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материалы и фотографии предоставлены экспертами группы FEDAERO, личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Начало активности (дата): 03.07.2025
Количество показов: 447

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться