Рубрика «100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025». Статья 8
Мы продолжаем публикацию серии статей, объединенных рубрикой:«100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025».
С предыдущими статьями вы можете познакомиться по ссылкам:
СТАТЬЯ 1
СТАТЬЯ 2
СТАТЬЯ 3
СТАТЬЯ 4
СТАТЬЯ 5
СТАТЬЯ 6
СТАТЬЯ 7
Сегодня речь пойдёт о периоде с 1964 по 1976 годы, который стал прологом к максимальному развитию Ростовского ОАО за всю историю гражданской авиации на Дону 1925–2025 гг.
Материал представляют:

Анна Руман
Историк, кафедра истории России
Институт истории и международных отношений ЮФУ .

Машкова Лариса Александровна
Бортпроводник Ростовского Объединенного Авиаотряда и Авиакомпании ДОНАВИА (2000 года).
Ростовская академия народного хозяйства. Финансист.
Ростовский государственный экономический университет, продолжает обучение, маркетинг.
ПРОЛОГ
Продолжение истории о строительстве Ростовского объединенного авиаотряда, непростого периода смены парка самолетов, смены идеологии и принципов самолетовождения, коренной перестройки, подготовки летного и технического состава. Заканчивалось время эксплуатации поршневых самолетов типа Ли-2 и Ил-14, продолжалась эксплуатация конструктивного недоработанного и «сырого» турбовинтового самолета Ан-10А. Реактивные Ту-124 из-за ограниченной взлетно-посадочной полосы так и не прижились в Ростове, а время турбореактивных Ту-134 и Як-40 на Дону только начиналось. Это было время, когда гражданский воздушный флот стал гражданской авиацией СССР и, несмотря на это, до 1990 года по-прежнему гражданской авиации руководили военные.
1964 январь – декабрь - в СССР авиастроительной промышленностью выпущено 532 воздушных судна, в том числе 340 самолетов.
1964 - введено в эксплуатацию новое здание аэропорта Константиновск (Ростовская область). Аэропорт Местных Воздушных Линий (МВЛ) Ростовского Объединенного Авиационного Отряда в рабочем поселке Константиновск, содержание и эксплуатация аэродрома осуществлялась за сметы расходов Ростовского ОАО.
1964 – Гражданский воздушный флот (ГВФ СССР) стал Гражданской авиацией СССР (ГА СССР), но по-прежнему являлся структурой военно-воздушных сил СССР. Все министры гражданской авиации СССР были военными генералами и маршалами.
1964 июль 27 – произошло важнейшее структурное изменение в гражданской авиации СССР, ставшее основой управления отраслью до 1992 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР Главное управление Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР было упразднено, а на его базе создано Министерство гражданской авиации СССР.
1964 сентябрь 15 – все территориальные управления (ТУ) ГВФ переименованы в Управления Гражданской авиации (УГА) Министерства Гражданской Авиации. В Ростове появилось Северо-Кавказское Управление Гражданской Авиации (СКУГА).
1964 ноябрь 16 - начало эксплуатации в Ростовском ОАО самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11181, заводской номер 9401802, крейсерская скорость до 630—650 км/час, завершение эксплуатации - 20 мая 1972 года, списан = 27.08.1973.

Посадка самолета Ан-10 11181 Ростовского ОАО в одном из северных районов СССР. Редкое фото.
1964 декабрь 19 – принято очередное Постановление N 4065 СМ СССР о подчинении Гражданского Воздушного Флота Министерству Вооруженных Сил с подчинением Командующему Дальней авиацией (очередное подчинение ГВФ ВВС Министерству Вооруженных сил):
1965 - экономическая реформа в СССР. Реформа экономической политики Советского Союза, проводившаяся с 1965 по конец 1960-х годов. Реформа 1965 года не посягала на директивную экономику, но расширяла самостоятельность предприятий, предоставляла им возможность распоряжаться прибылью и предусматривала механизмы материального стимулирования производителей в результатах и качестве труда. В рамках «хозрасчётного планирования» важнейшим показателем, по которому оценивалась деятельность предприятий, становилась их рентабельность. «Золотая» восьмая пятилетка 1966—1970 годов показала чрезвычайно высокий экономический рост. Тем не менее, к началу 1970-х годов реформа была свёрнута, советская экономика вернулась к жесткому директивному планированию. Реформу в последующие годы также называли «косыгинской» — по имени председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, руководившего её проведением. В западной литературе также встречалось название «либермановская» — по имени экономиста Евсея Либермана, подготовившего научное обоснование реформы.
1965 январь – декабрь в СССР авиастроительной промышленностью выпущено 581 воздушное судно, в том числе 396 самолетов.
1965 август 07 по 1976 год – эксплуатация Ростовским ОАО единственного приписного турбовинтового самолета Ан-24, СССР-46779, заводской номер 57301601, серийный номер 016–01, крейсерская скорость до 420 - 440 км/час, после списания борт был установлен памятником в пионерском лагере, предположительно в 1979 году, демонтирован в 2007 году.
1965 июль 01 – Северо-Кавказское Транспортное Управление на самолете Ан-10А начало выполнять регулярные рейсы 3079–3080 по маршруту Ростов-на-Дону - Киев (Борисполь) - Ростов-на-Дону.
1965 сентябрь 30 - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1965 г. N 3993-VI "Об установлении почетных званий "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР". До 1992 года многие летчики и штурманы Ростовского ОАО имели данные почетные звания.
1966 январь – декабрь в СССР авиастроительной промышленностью выпущено 477 воздушных судов, в том числе 419 самолетов.
1966 февраль – Министерство Гражданской Авиации реорганизовало девять Объединенных Авиационных Групп Гражданской авиации – Литовскую, Латвийскую, Эстонскую, Молдавскую, Армянскую, Таджикскую, Киргизскую, Сыктывкарскую, Магаданскую – в Управления Гражданской Авиации.
1966 июль 01 – в соответствии с решением Правительства СССР (1965) Ростовский Объединенный Авиационный Отряд переведен на работу по «новой системе хозяйствования». Система расширяла самостоятельность предприятия, предоставляла ему возможность распоряжаться прибылью и предусматривала механизмы материального стимулирования производителей в результатах и качестве труда. Важнейшим показателем, по которому оценивалась деятельность авиапредприятий, становилась их рентабельность.
1966 июль 22 – вторым командиром Ростовского Объединенного Авиаотряда назначен Дединец Николай Федорович, приказ о назначении, МГА № 425/л от 22 июля 1966, приказ СКУГА №120/л от 26 июля 1966, даты восстановлены по сведениям из трудовых книжек. Командование РОАО - начальник штаба – Кудрявцев, командир 77 Летного Отряда – Маханьков Прохор Федотович, командир 78 Летного Отряда – Шляхов Алексей Андреевич, начальник АТБ РОАО – Лутохин.

В годы войны Николай Фёдорович Дединец летал на ПО-2. Обслуживал штабы наземных войск и ставку Верховного командования, принимал участие в операции на Курской дуге и в боях на территории Полыни.
Всего Николай Фёдорович совершил на своём «небесном тихоходе» 388 боевых вылетов и налетал 2600 часов, из них 200 часов ночью.
1966 ноябрь 16 - начало эксплуатации в Ростовском ОАО самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11157, заводской номер 9401101, завершение эксплуатации - 20 мая 1972 года, списан - 27.08.1973, далее - памятник в парке "Сказка" в Ростове-на-Дону, окончательно демонтирован в 1988 году.

Самолет Ан-10А бортовой номер 11157, на трапе экипаж командира воздушного судна (КВС) Дубатова Ивана Сергеевича.

Самолет Ан-10А бортовой номер 11157, после списания - памятник в парке "Сказка" в Ростове-на-Дону, окончательно демонтирован в 1988 году.
1966 декабрь 01 – приказом МГА СССР № 600 от 27.09.1966 введено в действие Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-66), один из главных нормативных документов гражданской авиации СССР, который определял правила и нормы самолетовождения (СВЖ). Данным документом введен термин "управление воздушным движением", которое определялось как совокупность действий диспетчеров службы движения по руководству и обеспечению безопасности полетов.

Приказ МГА СССР № 600 от 27.09.1966.
Строгий и жесткий документ.
Весь личный состав авиаподразделений давал письменное обязательство о выполнении требований НПП ГА-66.
1967 январь – декабрь в СССР авиастроительной промышленностью выпущено 551 воздушное судно, в том числе 434 самолета.
1967 март – налет часов командира воздушного судна Ан-10А Дубатова Ивана Сергеевича составил 18.728 часов с начала летной деятельности или «780 суток над землей», как писала одна из газет Ростова. Это был один из самых больших налетов часов среди личного состава Северо-Кавказского управления гражданской авиации (СКУГА).

1967 март – вырезка из газеты. Налет Дубатова Ивана Сергеевича составил 18.728 часов или 780 суток над землей.
1968 январь – декабрь в СССР авиастроительной промышленностью выпущено 613 воздушных судов, в том числе 458 самолетов.
1968 май 12 – второй пилот Лебеденко Александр Леонтьевич назначен командиром (капитаном) воздушного судна Ан-10А, приказ СКУГА №30/Л от 12.05.68 (данные из трудовой книжки).

Лебеденко Александр Леонтьевич, заслуженный пилот СССР, четвертый командир Ростовского ОАО.

Знак заслуженного пилота СССР.
Учрежден указом Президиума Верховного Совете СССР от 30 сентября 1965 г.

Майков Николай Сергеевич, заместитель командира Ростовского ОАО по наземным службам и строительству, строитель, профессионал, организатор, человек неуёмной энергии, построивший в период с 1968 по 1980 годы в аэропорту Ростов-на-Дону практически все объекты наземных сооружений, которые эксплуатировались до 2017 года.
1968 – в аэропорту Ростов-на-Дону установлен и введен в строй курсовой радиомаяк КРМ-2М. Курсовой радиомаяк (КРМ) представляет собой ВАЖНОЕ наземное радиотехническое устройство для обеспечения производства полетов, излучающее в пространство радиосигналы, содержащие информацию для управления воздушным судном относительно посадочного курса при выполнении захода на посадку до высоты принятия решения. Наличие данного оборудования является характеристикой аэродрома.

Ростов, аэропорт, Курсовой Радио Маяк КРМ-2М
1964–1968 – для ростовских летчиков начало реактивной эры было время проб и преодоления конструкторских ошибок. В 1962 из-за короткой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Ростов толком так и не началась эксплуатация турбореактивного самолета Ту-124. Турбовинтовой самолет Ан-10А не смог преодолеть недостатков проектирования и был резко снят с эксплуатации в 1973 году. Такие же болезни были и у грузового самолета Ан-12. Однако авиапроизводители спасли этот самолет, найдя конструктивные решения по усилению центроплана самолета, решения, которые позволили эксплуатировать данный грузовой самолет до 2000 года (авиакомпания ДОНАВИА).
Несмотря на все проблемы начала реактивной эры, Донские авиаторы, летчики м инженеры справились с трудностями эксплуатации, не потеряли ни одного самолета. И уверенно вошли в эру турбореактивной техники. На подходе уже было следующее поколение турбореактивных самолетов. Крейсерские скорости полетов самолетов на эшелоне уже перевали за 700 км в час.
1968 январь – декабрь в СССР выпущено 613 воздушных судов, в том числе 458 самолетов. Это на 62 воздушных судна и на 24 самолета больше, чем годом ранее.
1968 январь 01 – после 10-летней удачной эксплуатации с июня 1958 года самолет Ил-14 СССР-91597 Ростовского ОАО закончил свою эксплуатацию в СКУГА и был передан в Ленинградское управление Гражданской авиации, в Ленинградский ОАО, Пулково.
1968 январь 01 – Ростовский ОАО завершал использование самолетов Ил-14, в эксплуатации оставался только один Ил-14М.
1968 март 28 – четвертый год эксплуатации самолета Ил-14М СССР-52039 в Ростовском ОАО, единственного после января 1968 года.
1968 – установление и введение в аэропорту Ростов-на-Дону в строй курсового радиомаяка КРМ-2М, начальной системы контролируемого захода на посадку, и использование которой потребовало переподготовку летного состава, практически смену управления самолетом и появление нового авиационного менталитета, новой практики самолетовождения. Конечно большинство пассажиров и не знало об этом, они просто почувствовали, что самолеты начали выполнять полеты в более сложных метеорологических условиях.
1969 январь – декабрь в СССР выпущено 563 воздушных судна, в том числе 433 самолета.
1969 июль 07 – в Ростовском ОАО, в 77-м летный отряде, началась эксплуатация очередного грузового самолета Ан-12Б СССР-12965, завод-изготовитель Ташкентское авиационное производственной объединение имени Чкалова. Данный грузовой самолет эксплуатировался в Ростове практически до 2000 года, более 30 лет. Один самых удачных и надежных самолетов Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА.

Самолет Ан-12Б 12965
Аэродром: Ростов-на-Дону
Страна: СССР
1969 август 17 – в Ростовском ОАО, в 77-м летный отряде началась эксплуатация очередного грузового самолета Ан-12Б СССР-12960, завод-изготовитель Ташкентское авиационное производственной объединение имени Чкалова. Данный грузовой самолет эксплуатировался в Ростове практически до 2000 года, более 30 лет. Один из самых летучих и неприхотливых самолетов Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА.

Самолет Ан-12Б 12960
Аэродром: Ростов-на-Дону
Страна: СССР
1970 январь – декабрь в СССР выпущено 626 воздушных судов, в том числе 447 самолетов.
1970 январь 01 – Ростовский ОАО стал полностью самостоятельным хозяйственным подразделением, т.е. РОАО вошел с состав системы стандартизации Российской Федерации получил все регистрационные номера в государственных реестрах и классификаторов, как авиатранспортное предприятие.
1970 январь – декабрь в СССР выпущено 608 воздушных судов, в том числе 363 самолета.
1971 февраль 03 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО, 78 летный отряд, самолета Як-40 СССР-87794, завод-изготовитель – Саратовский авиационный завод.
1971 май (предположительно) - экипаж самолета Ан-10А, КВС Дубатов Иван Сергеевич, открывает на АН-10 первый рейс в Анапу.

Самолет Ан-10А СССР-11157
Аэродром: Ростов-на-Дону
Страна: СССР
1971 май 25 - аэропорт Волгодонск допущен к приему и обслуживанию самолетов Як-40, взлетно-посадочная полоса, асфальт, размер ~1200–1600 м, МК (курс) 90° - 270°, открыты авиарейсы 1202-1201 Волгодонск-Москва (Быково)-Волгодонск (см. 1978 август 03). Самолет Як-40 87416, Элистинский ОАО, в Волгодонске, период 1971–1978.

Аэропорт Волгодонск, 1971 г.
1971 май 28 – утверждено Наставление по производству полетов гражданской авиации СССР (НПП ГА – 71), приказ МГА СССР от 28.05.1971 № 300. Этим документом, крайне важным для гражданской авиации, была определена система органов УВД: главный диспетчерский пункт подхода (ГДПП), главный районный диспетчерский пункт (ГРДП), местный диспетчерский пункт (МДП), районный диспетчерский пункт (РДП), диспетчерский пункт подхода (ДПП), диспетчерский пункт системы посадки (ДПСП), стартовый диспетчерский пункт (СДП), вспомогательный радиолокационный диспетчерский пункт (ВРДП). Это был один из важнейших документов, регламентирующих работу ГА СССР.

Приказ МГА СССР от 28.05.1971 № 300
1971 октябрь 10 – приступил к исполнению третий командир Ростовского ОАО Замятин Валентин Сергеевич. Один из самых вдумчивых, подготовленных и опытных руководителей РОАО, будущий начальник Северо-Кавказского управления гражданской авиации СССР.

Замятин Валентин Сергеевич, заслуженный пилот СССР, летчик, командир самолета Ту-134.

Третий и четвертый командиры Ростовского ОАО, Замятин В.С. и Лебеденко А.Л. на строительстве аэровокзала (около 1976 года).
1971 ноября 17 – началась эксплуатация восьмого в Ростовском ОАО самолета Ан-12БК, СССР-11115, с 1993 RA-11115, заводской номер 01348003, серийный номер 80-03, 77 Летный Отряд, Донавиа (RA-11115), завод-изготовитель – Ташкентское авиационное производственной объединение имени Чкалова, дата выпуска в 1969 октябрь 23, в эксплуатации более 40 лет.

Самолет Ан-12Б RA-11115
Франкфурт на Майне 1992 год.
1972 – экономические условия, котировка денежной единицы на 01.01.1972: рублей за доллар - 0,829; долларов за рубль - 1,2063
1972 январь – декабрь в СССР выпущено 495 воздушных судов, в том числе 390 самолетов.
1972 мая 09 – в ознаменование подвигов, совершенных защитниками донского неба, на Октябрьском шоссе (сегодня проспект Шолохова), в километре от аэропорта, на 20-метровом металлическом постаменте взметнулся ввысь краснозвездный истребитель.
1972 май 18 – катастрофа Ан-10А Украинского УГА в районе Харькова. Это событие оказало существенное влияние на работу Ростовского Объединенного Авиаотряда, вскоре были остановлены полеты самолетов Ан-10А (всего 12 самолетов РОАО).
1972 – начало воинских перевозок на самолетах Ту-134 в основном май - ноябрь (смена личного состава Советской Армии в странах Варшавского Договора, призыв – дембель), полёты выполнялись из Ростова, Волгограда, Майкопа, Грозного, Минеральных Вод и Анапы, посадки выполнялись на военные аэродромы: Острава, Пардубице, Кошице, Альштет, Брант, Пархим, Темплин, Финов, Штеренберг, Миловице, Лейпциг, Дебрецен, Кишкунлацхаза, Кшива, Кумандараш, Улан-Батор, Попрад, Фалькенберг, Мальвинкель и т.д.
1972 июнь 05 (понедельник) – начало – первый международный рейс на самолете Ту-134 по маршрут Ростов-Киев-Попрад-Киев-Ростов (вылет за границу не из Ростова, аэропорт Ростов-на-Дону Ростовского Объединенного Авиационного Отряда не являлся международным, «выходным»), под флагом Аэрофлота, перевозка смены строителей газопровода «Уренгой-Помары – Ужгород – Чехословакия», экипаж - КВС-инструктор (капитан) Кулик Анатолий Иванович на кресле второго пилота – Журавлёв Виктор Григорьевич, проверяющий командир летного отряда РОАО Лебеденко Александр Леонтьевич, штурман Бердинских Василий Фёдорович, бортмеханик Мусоян Михаил Иванович и бортрадист Пустовойтенко Василий Арсентьевич.
1972 октябрь 25 –началась эксплуатация самолета Ту-134 СССР-65641, заводской номер 0350920, серийный номер 09-20, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты, завод-изготовитель Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска 1970, в эксплуатации с 8 мая 1970.
1972 декабрь 27 – 1985 июль 19 – эксплуатация самолета (09) Ту-134А СССР-65660, заводской номер 0351106, серийный номер 11-06, Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 77 Летный Отряд, в период с 1971 январь 07 по 1972 декабрь 26 – самолет эксплуатировался в 235-м Отдельном Правительственном Авиационном Отряде (Внуково, Москва), Свидетельство Летной Годности – до 1985, списан 18 октябрь 1984. Приказ МГА №224 - по отработке назначенного ресурса, завод-изготовитель Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска 1971, в эксплуатации с 7 января 1971.
1972 январь – декабрь в СССР выпущено: 495 воздушных судов, в том числе 390 самолетов.

С 1993 ноябрь 25 по 2000 февраль 12 самолет Ан-12 бортовой номер 12994 летал под флагом авиакомпании ДОНАВИА.
1972 август 02 - в должности инженера по эксплуатации аэродромов в Ростовском ОАО приступил к работе Паршуков Александр Маркович, который был одним из ведущих специалистом РОАО. Именно под его управлением и контролем была организована и проведена самая масштабная реконструкция аэродрома Ростовского ОАО за всю его историю с 1925 по 2000 год. Именно его опыт и знания позволили провести реконструкцию аэродрома практически без остановки производства полетов летом 1977 года с 30 апреля по 30 сентября, с использованием военного аэродрома, как аэродрома временного базирования.

Александр Маркович Паршуков.
Один из лучших специалистов, начальник аэродромной службы Ростовского ОАО.
Вдохновитель и организатор реконструкции аэродрома Ростовского ОАО по международным требованиям ИКАО.
1973 январь – декабрь в СССР выпущено 769 воздушных судов, в том числе 446 самолетов.
1973 январь 05 – эксплуатация в Ростовском ОАО, в четвертого самолета Ту-134 СССР-65644, заводской номер 0350928, серийный номер 09-28, двигатели Д-30 1-й серии, без реверсивного устройства, в качестве дополнительного аэродинамического тормоза был предусмотрен тормозной парашют.
1973 январь 06 – завершение эксплуатации самолетов Ил-14М в Ростове, крайний самолет Ил-14 СССР-52039 был передан в Узбекское УГА, в Ташкентский ОАО.
1973 январь 31 – введение новой формы в Гражданской Авиации (категории, погоны, знаки профессии и т.п.). приказ МГА СССР № 20 от 31 января 1973 года, далее был Приказ Министра гражданской авиации СССР от 28 октября 1977 г. №175. В гражданской авиации было 16 должностных категорий, которые полностью соответствовали воинским звания ВВС СССР, начиная от прапорщика - 5 категория, лейтенанта - 8 категория (второй пилот самолета первого - второго класса), майора - 10 категория, полковника - 12 категория (заместитель командира объединённого авиаотряда), генерал-майора - 13 категория (командир объединенного авиаотряда первого класса), генерал-лейтенанта - 14 категория (начальник управления гражданской авиации МГА), генерал армии (министра МГА) - 16 категория. До 1992 года гражданская авиация являлась, в особый период, структурной ВВС СССР, и управлялась военными (министр, как правило, был генерал-полковником или генералом армии).

Знаки различия - погоны категории в ГА.
Всего было 16 должностных категорий, которые полностью соответствовали воинским звания ВВС.
1973 февраль 12 – эксплуатация в Ростовском ОАО четвертого самолета Як-40 СССР-87254, заводской номер 9311126, серийный номер 26-11, Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, далее - авиакомпания ДОНАВИА.

Самолет Як-50 бортовой номер 87254 в окраске авиакомпании ДОНАВИА. 1996 май 13.

Начальник смены цеха 2 АТБ РОАО Дьяченко Георгий Михайлович, осмотр авиадвигателя на самолете ТУ-134. Май 1973.
1973 август - после передачи самолета Ан-2 СССР-70420 в Шахтинский ОАО, Ростовский ОАО закончил эксплуатацию поршневых самолетов.
1973 август 10 начало эксплуатации в Ростовском ОАО третьего самолета Ту-134 СССР-65631, заводской номер 9350902, серийный номер 09-02, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза был предусмотрен тормозной парашют.

Самолет Ту-34 СССР-65631
Аэродром: Шереметьево 2, Москва
Кадр фильма «Песни у моря» (1970).
1973 август 18 – к празднику авиации опубликовано фото династии пилотов, семья летчиков Семеновых: Семенов Валентин Лаврентьевич - КВС (капитан) самолета Ан-12 (всего налет около 22.000 часов), Семенов Юрий Валентинович – КВС (капитан) самолета Ан-12, Ту-154 (налет более 10.000 часов), Семенов Валерий Валентинович – пилот Ту-134, Ту-154 (налет около 5.000 час).

На фото (слева направо):
Семенов Юрий Валентинович, Семенова Наталья Юрьевна (дочь), Семенова Нина Александровна, Семенов Валерий Валентинович, Семенова Ирина Валентиновна, Семенов Валентин Лаврентьевич.
1973 сентябрь 11 – начало эксплуатации пятого самолета Ту-134 СССР-65627, заводской номер 9350803, серийный номер 08-03, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты.

Самолет Ту-134 бортовой номер 65627.
1974 январь – декабрь в СССР выпущено 862 воздушных судна, в том числе 523 самолета.
1974 - начало строительства нового аэровокзального комплекса аэропорта Ростов-на-Дону, сдан в эксплуатацию в 1977 году.

Начало строительства аэровокзала в Ростове-на-Дону. 1974 год.

Строительства аэровокзала в Ростове-на-Дону.1974 год.
1974 ноябрь 08 – чартерные воинские перевозки на самолёте Ан-12, рейсы выполнял экипаж КВС (капитан) Бологов Григорий по маршруту Ростов – Волгоград, далее, Финов – Мальвилькель (Германия). Последовательность рейсов выполнялась до 21 ноября 1974.
1975 январь – декабрь в СССР выпущено 780 воздушных судов, в том числе 509 самолетов.
1975 – ежедневно, преимущественно на самолётах Ту-134, по расписанию из Ростова-на-Дону в Москву совершалось 23 рейса, время в пути составляло до 1 час 40 минут.
1975 март 21 – начало эксплуатации в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде (РОАО) и далее в авиакомпании ДОНАВИА шестого самолета Ту-134А-3 СССР-65863, заводской номер 28283, серийный номер 28-08. Один из немногих самолетов РОАО, полученных прямо на заводе и прошедший всю эксплуатацию в Ростове. В 1980 году самолет был замечен в кадре фильма «Жизнь и приключения четырёх друзей», Лентелефильм.

Самолет Ту-134 65863 в кадре детского фильма «Жизнь и приключения четырёх друзей».
1975 май 04 – принято Постановление Совмина СССР от 04.05.1975 N 363 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Устава о дисциплине работников гражданской авиации"
1975 май 28 – принят Устав о дисциплине работников гражданской авиации, утвержден приказом Министра Гражданской авиации СССР. Приложение № 1 к приказу министра гражданской авиации от 28 мая 1975 № 100, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1975 № 363.

Устав ГА - один из самых долго действующих нормативных документов Гражданской авиации СССР, окончание действия данного документа - 04 декабря 2020 года. Устав о дисциплине работников Гражданской Авиации, действовал на протяжении 45 лет, 7 месяцев и 24 дня.
1975 – построены на перроне места стоянок (МС) для хранения самолетов.
1976 – продолжается переподготовка летного состава для самолетов Ту-134, именно в это время начался формироваться костяк летного состава, который уже через пару лет начал осваивать самый главный самолет для Ростовского ОАО за всю его историю – самолет Ту-154, и на котором открылась эра массовых международных авиаперевозок из Ростова-на-Дону.

Экипаж Ту-134А (слева на право):
бортинженер - Ластин Юрий Николаевич,
штурман - Гребнев Вячеслав Анатольевич,
КВС (капитан) - Устинов Эдуард Иванович
Второй пилот – пока не идентифицирован.
1976 июль 11 (среда) – документальные фото, аэропорт Внуково (Москва), предполетная подготовка, аэропорт Ростов, на перроне перед вылетом, экипаж победителя социалистического соревнования среди экипажей самолетов Ту-134 Ростовского ОАО, КВС (капитан) Дышлюк Евгений Николаевич.

Подготовка к рейсу Внуково (Москва) – Ростов, на фото слева на право: штурман -Резников Александр Леонидович, второй пилот - Зиновец Сергей Сергеевич, бортинженер - Богомолов Владимир Кузьмич, КВС (капитан) - Дышлюк Е.Н., обладатель медали ВДНХ СССР.
.
1976 июль 28 – приступил к исполнению обязанностей четвертый командир (руководитель) Ростовского Объединенного Авиаотряда Лебеденко Александр Леонтьевич. Он собрал вокруг себя команду специалистов, которые подготовили и организовали новый и самый эффективный период деятельности донской авиации в XX веке.

Лебеденко Александр Леонтьевич, четвертый командир Ростовского ОАО, заслуженный пилот СССР.

Знаки отличия Лебеденко А.Л.
1976 июнь 01 - на «Ту-134» Ростовского ОАО СКУГА начались регулярные рейсы по маршруту: Рейс № 6119/6120 Ростов-на-Дону-Оренбург-Тюмень.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
С 1976 года начался самый значимый период истории авиации Дона, это обновление аэродрома, запуск в эксплуатацию нового аэровокзала, передовой грузовой комплекс, современные средства радиоэлектронного обеспечения полетов и, самое главное, новые типы самолетов, новые программы перевозок (вахта) и начало международных полетов.
В 1976 году в Ростовский ОАО пришли много новых, опытных и образованных специалистов, начиная с командира Ростовского ОАО Лебеденко Александра Леонтьевича, начальника авиационно-технической базы РОАО Умитбаева А.С., начальника Базы ЭРТОС Мыцикова В.Д. и других руководителей, которые и подготовили авиапредприятие к самому большому и эффективному периоду существования донской авиации за всю ее историю в XX веке, с 1976 по 1990 годы.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
Начало активности (дата): 04.06.2025
Количество показов: 1815
С предыдущими статьями вы можете познакомиться по ссылкам:
СТАТЬЯ 1
СТАТЬЯ 2
СТАТЬЯ 3
СТАТЬЯ 4
СТАТЬЯ 5
СТАТЬЯ 6
СТАТЬЯ 7
Сегодня речь пойдёт о периоде с 1964 по 1976 годы, который стал прологом к максимальному развитию Ростовского ОАО за всю историю гражданской авиации на Дону 1925–2025 гг.
Материал представляют:

Анна Руман
Историк, кафедра истории России
Институт истории и международных отношений ЮФУ .

Машкова Лариса Александровна
Бортпроводник Ростовского Объединенного Авиаотряда и Авиакомпании ДОНАВИА (2000 года).
Ростовская академия народного хозяйства. Финансист.
Ростовский государственный экономический университет, продолжает обучение, маркетинг.
ПРОЛОГ
Продолжение истории о строительстве Ростовского объединенного авиаотряда, непростого периода смены парка самолетов, смены идеологии и принципов самолетовождения, коренной перестройки, подготовки летного и технического состава. Заканчивалось время эксплуатации поршневых самолетов типа Ли-2 и Ил-14, продолжалась эксплуатация конструктивного недоработанного и «сырого» турбовинтового самолета Ан-10А. Реактивные Ту-124 из-за ограниченной взлетно-посадочной полосы так и не прижились в Ростове, а время турбореактивных Ту-134 и Як-40 на Дону только начиналось. Это было время, когда гражданский воздушный флот стал гражданской авиацией СССР и, несмотря на это, до 1990 года по-прежнему гражданской авиации руководили военные.
1964 январь – декабрь - в СССР авиастроительной промышленностью выпущено 532 воздушных судна, в том числе 340 самолетов.
1964 - введено в эксплуатацию новое здание аэропорта Константиновск (Ростовская область). Аэропорт Местных Воздушных Линий (МВЛ) Ростовского Объединенного Авиационного Отряда в рабочем поселке Константиновск, содержание и эксплуатация аэродрома осуществлялась за сметы расходов Ростовского ОАО.
1964 – Гражданский воздушный флот (ГВФ СССР) стал Гражданской авиацией СССР (ГА СССР), но по-прежнему являлся структурой военно-воздушных сил СССР. Все министры гражданской авиации СССР были военными генералами и маршалами.
1964 июль 27 – произошло важнейшее структурное изменение в гражданской авиации СССР, ставшее основой управления отраслью до 1992 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР Главное управление Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР было упразднено, а на его базе создано Министерство гражданской авиации СССР.
1964 сентябрь 15 – все территориальные управления (ТУ) ГВФ переименованы в Управления Гражданской авиации (УГА) Министерства Гражданской Авиации. В Ростове появилось Северо-Кавказское Управление Гражданской Авиации (СКУГА).
1964 ноябрь 16 - начало эксплуатации в Ростовском ОАО самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11181, заводской номер 9401802, крейсерская скорость до 630—650 км/час, завершение эксплуатации - 20 мая 1972 года, списан = 27.08.1973.

Посадка самолета Ан-10 11181 Ростовского ОАО в одном из северных районов СССР. Редкое фото.
1964 декабрь 19 – принято очередное Постановление N 4065 СМ СССР о подчинении Гражданского Воздушного Флота Министерству Вооруженных Сил с подчинением Командующему Дальней авиацией (очередное подчинение ГВФ ВВС Министерству Вооруженных сил):
1965 - экономическая реформа в СССР. Реформа экономической политики Советского Союза, проводившаяся с 1965 по конец 1960-х годов. Реформа 1965 года не посягала на директивную экономику, но расширяла самостоятельность предприятий, предоставляла им возможность распоряжаться прибылью и предусматривала механизмы материального стимулирования производителей в результатах и качестве труда. В рамках «хозрасчётного планирования» важнейшим показателем, по которому оценивалась деятельность предприятий, становилась их рентабельность. «Золотая» восьмая пятилетка 1966—1970 годов показала чрезвычайно высокий экономический рост. Тем не менее, к началу 1970-х годов реформа была свёрнута, советская экономика вернулась к жесткому директивному планированию. Реформу в последующие годы также называли «косыгинской» — по имени председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, руководившего её проведением. В западной литературе также встречалось название «либермановская» — по имени экономиста Евсея Либермана, подготовившего научное обоснование реформы.
1965 январь – декабрь в СССР авиастроительной промышленностью выпущено 581 воздушное судно, в том числе 396 самолетов.
1965 август 07 по 1976 год – эксплуатация Ростовским ОАО единственного приписного турбовинтового самолета Ан-24, СССР-46779, заводской номер 57301601, серийный номер 016–01, крейсерская скорость до 420 - 440 км/час, после списания борт был установлен памятником в пионерском лагере, предположительно в 1979 году, демонтирован в 2007 году.
1965 июль 01 – Северо-Кавказское Транспортное Управление на самолете Ан-10А начало выполнять регулярные рейсы 3079–3080 по маршруту Ростов-на-Дону - Киев (Борисполь) - Ростов-на-Дону.
1965 сентябрь 30 - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1965 г. N 3993-VI "Об установлении почетных званий "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР". До 1992 года многие летчики и штурманы Ростовского ОАО имели данные почетные звания.
1966 январь – декабрь в СССР авиастроительной промышленностью выпущено 477 воздушных судов, в том числе 419 самолетов.
1966 февраль – Министерство Гражданской Авиации реорганизовало девять Объединенных Авиационных Групп Гражданской авиации – Литовскую, Латвийскую, Эстонскую, Молдавскую, Армянскую, Таджикскую, Киргизскую, Сыктывкарскую, Магаданскую – в Управления Гражданской Авиации.
1966 июль 01 – в соответствии с решением Правительства СССР (1965) Ростовский Объединенный Авиационный Отряд переведен на работу по «новой системе хозяйствования». Система расширяла самостоятельность предприятия, предоставляла ему возможность распоряжаться прибылью и предусматривала механизмы материального стимулирования производителей в результатах и качестве труда. Важнейшим показателем, по которому оценивалась деятельность авиапредприятий, становилась их рентабельность.
1966 июль 22 – вторым командиром Ростовского Объединенного Авиаотряда назначен Дединец Николай Федорович, приказ о назначении, МГА № 425/л от 22 июля 1966, приказ СКУГА №120/л от 26 июля 1966, даты восстановлены по сведениям из трудовых книжек. Командование РОАО - начальник штаба – Кудрявцев, командир 77 Летного Отряда – Маханьков Прохор Федотович, командир 78 Летного Отряда – Шляхов Алексей Андреевич, начальник АТБ РОАО – Лутохин.
В годы войны Николай Фёдорович Дединец летал на ПО-2. Обслуживал штабы наземных войск и ставку Верховного командования, принимал участие в операции на Курской дуге и в боях на территории Полыни.
Всего Николай Фёдорович совершил на своём «небесном тихоходе» 388 боевых вылетов и налетал 2600 часов, из них 200 часов ночью.
1966 ноябрь 16 - начало эксплуатации в Ростовском ОАО самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11157, заводской номер 9401101, завершение эксплуатации - 20 мая 1972 года, списан - 27.08.1973, далее - памятник в парке "Сказка" в Ростове-на-Дону, окончательно демонтирован в 1988 году.

Самолет Ан-10А бортовой номер 11157, на трапе экипаж командира воздушного судна (КВС) Дубатова Ивана Сергеевича.

Самолет Ан-10А бортовой номер 11157, после списания - памятник в парке "Сказка" в Ростове-на-Дону, окончательно демонтирован в 1988 году.
1966 декабрь 01 – приказом МГА СССР № 600 от 27.09.1966 введено в действие Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-66), один из главных нормативных документов гражданской авиации СССР, который определял правила и нормы самолетовождения (СВЖ). Данным документом введен термин "управление воздушным движением", которое определялось как совокупность действий диспетчеров службы движения по руководству и обеспечению безопасности полетов.

Приказ МГА СССР № 600 от 27.09.1966.
Строгий и жесткий документ.
Весь личный состав авиаподразделений давал письменное обязательство о выполнении требований НПП ГА-66.
1967 январь – декабрь в СССР авиастроительной промышленностью выпущено 551 воздушное судно, в том числе 434 самолета.
1967 март – налет часов командира воздушного судна Ан-10А Дубатова Ивана Сергеевича составил 18.728 часов с начала летной деятельности или «780 суток над землей», как писала одна из газет Ростова. Это был один из самых больших налетов часов среди личного состава Северо-Кавказского управления гражданской авиации (СКУГА).

1967 март – вырезка из газеты. Налет Дубатова Ивана Сергеевича составил 18.728 часов или 780 суток над землей.
1968 январь – декабрь в СССР авиастроительной промышленностью выпущено 613 воздушных судов, в том числе 458 самолетов.
1968 май 12 – второй пилот Лебеденко Александр Леонтьевич назначен командиром (капитаном) воздушного судна Ан-10А, приказ СКУГА №30/Л от 12.05.68 (данные из трудовой книжки).

Лебеденко Александр Леонтьевич, заслуженный пилот СССР, четвертый командир Ростовского ОАО.

Знак заслуженного пилота СССР.
Учрежден указом Президиума Верховного Совете СССР от 30 сентября 1965 г.

Майков Николай Сергеевич, заместитель командира Ростовского ОАО по наземным службам и строительству, строитель, профессионал, организатор, человек неуёмной энергии, построивший в период с 1968 по 1980 годы в аэропорту Ростов-на-Дону практически все объекты наземных сооружений, которые эксплуатировались до 2017 года.
1968 – в аэропорту Ростов-на-Дону установлен и введен в строй курсовой радиомаяк КРМ-2М. Курсовой радиомаяк (КРМ) представляет собой ВАЖНОЕ наземное радиотехническое устройство для обеспечения производства полетов, излучающее в пространство радиосигналы, содержащие информацию для управления воздушным судном относительно посадочного курса при выполнении захода на посадку до высоты принятия решения. Наличие данного оборудования является характеристикой аэродрома.

Ростов, аэропорт, Курсовой Радио Маяк КРМ-2М
1964–1968 – для ростовских летчиков начало реактивной эры было время проб и преодоления конструкторских ошибок. В 1962 из-за короткой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Ростов толком так и не началась эксплуатация турбореактивного самолета Ту-124. Турбовинтовой самолет Ан-10А не смог преодолеть недостатков проектирования и был резко снят с эксплуатации в 1973 году. Такие же болезни были и у грузового самолета Ан-12. Однако авиапроизводители спасли этот самолет, найдя конструктивные решения по усилению центроплана самолета, решения, которые позволили эксплуатировать данный грузовой самолет до 2000 года (авиакомпания ДОНАВИА).
Несмотря на все проблемы начала реактивной эры, Донские авиаторы, летчики м инженеры справились с трудностями эксплуатации, не потеряли ни одного самолета. И уверенно вошли в эру турбореактивной техники. На подходе уже было следующее поколение турбореактивных самолетов. Крейсерские скорости полетов самолетов на эшелоне уже перевали за 700 км в час.
1968 январь – декабрь в СССР выпущено 613 воздушных судов, в том числе 458 самолетов. Это на 62 воздушных судна и на 24 самолета больше, чем годом ранее.
1968 январь 01 – после 10-летней удачной эксплуатации с июня 1958 года самолет Ил-14 СССР-91597 Ростовского ОАО закончил свою эксплуатацию в СКУГА и был передан в Ленинградское управление Гражданской авиации, в Ленинградский ОАО, Пулково.
1968 январь 01 – Ростовский ОАО завершал использование самолетов Ил-14, в эксплуатации оставался только один Ил-14М.
1968 март 28 – четвертый год эксплуатации самолета Ил-14М СССР-52039 в Ростовском ОАО, единственного после января 1968 года.
1968 – установление и введение в аэропорту Ростов-на-Дону в строй курсового радиомаяка КРМ-2М, начальной системы контролируемого захода на посадку, и использование которой потребовало переподготовку летного состава, практически смену управления самолетом и появление нового авиационного менталитета, новой практики самолетовождения. Конечно большинство пассажиров и не знало об этом, они просто почувствовали, что самолеты начали выполнять полеты в более сложных метеорологических условиях.
1969 январь – декабрь в СССР выпущено 563 воздушных судна, в том числе 433 самолета.
1969 июль 07 – в Ростовском ОАО, в 77-м летный отряде, началась эксплуатация очередного грузового самолета Ан-12Б СССР-12965, завод-изготовитель Ташкентское авиационное производственной объединение имени Чкалова. Данный грузовой самолет эксплуатировался в Ростове практически до 2000 года, более 30 лет. Один самых удачных и надежных самолетов Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА.

Самолет Ан-12Б 12965
Аэродром: Ростов-на-Дону
Страна: СССР
1969 август 17 – в Ростовском ОАО, в 77-м летный отряде началась эксплуатация очередного грузового самолета Ан-12Б СССР-12960, завод-изготовитель Ташкентское авиационное производственной объединение имени Чкалова. Данный грузовой самолет эксплуатировался в Ростове практически до 2000 года, более 30 лет. Один из самых летучих и неприхотливых самолетов Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА.

Самолет Ан-12Б 12960
Аэродром: Ростов-на-Дону
Страна: СССР
1970 январь – декабрь в СССР выпущено 626 воздушных судов, в том числе 447 самолетов.
1970 январь 01 – Ростовский ОАО стал полностью самостоятельным хозяйственным подразделением, т.е. РОАО вошел с состав системы стандартизации Российской Федерации получил все регистрационные номера в государственных реестрах и классификаторов, как авиатранспортное предприятие.
1970 январь – декабрь в СССР выпущено 608 воздушных судов, в том числе 363 самолета.
1971 февраль 03 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО, 78 летный отряд, самолета Як-40 СССР-87794, завод-изготовитель – Саратовский авиационный завод.
1971 май (предположительно) - экипаж самолета Ан-10А, КВС Дубатов Иван Сергеевич, открывает на АН-10 первый рейс в Анапу.

Самолет Ан-10А СССР-11157
Аэродром: Ростов-на-Дону
Страна: СССР
1971 май 25 - аэропорт Волгодонск допущен к приему и обслуживанию самолетов Як-40, взлетно-посадочная полоса, асфальт, размер ~1200–1600 м, МК (курс) 90° - 270°, открыты авиарейсы 1202-1201 Волгодонск-Москва (Быково)-Волгодонск (см. 1978 август 03). Самолет Як-40 87416, Элистинский ОАО, в Волгодонске, период 1971–1978.

Аэропорт Волгодонск, 1971 г.
1971 май 28 – утверждено Наставление по производству полетов гражданской авиации СССР (НПП ГА – 71), приказ МГА СССР от 28.05.1971 № 300. Этим документом, крайне важным для гражданской авиации, была определена система органов УВД: главный диспетчерский пункт подхода (ГДПП), главный районный диспетчерский пункт (ГРДП), местный диспетчерский пункт (МДП), районный диспетчерский пункт (РДП), диспетчерский пункт подхода (ДПП), диспетчерский пункт системы посадки (ДПСП), стартовый диспетчерский пункт (СДП), вспомогательный радиолокационный диспетчерский пункт (ВРДП). Это был один из важнейших документов, регламентирующих работу ГА СССР.

Приказ МГА СССР от 28.05.1971 № 300
1971 октябрь 10 – приступил к исполнению третий командир Ростовского ОАО Замятин Валентин Сергеевич. Один из самых вдумчивых, подготовленных и опытных руководителей РОАО, будущий начальник Северо-Кавказского управления гражданской авиации СССР.

Замятин Валентин Сергеевич, заслуженный пилот СССР, летчик, командир самолета Ту-134.

Третий и четвертый командиры Ростовского ОАО, Замятин В.С. и Лебеденко А.Л. на строительстве аэровокзала (около 1976 года).
1971 ноября 17 – началась эксплуатация восьмого в Ростовском ОАО самолета Ан-12БК, СССР-11115, с 1993 RA-11115, заводской номер 01348003, серийный номер 80-03, 77 Летный Отряд, Донавиа (RA-11115), завод-изготовитель – Ташкентское авиационное производственной объединение имени Чкалова, дата выпуска в 1969 октябрь 23, в эксплуатации более 40 лет.

Самолет Ан-12Б RA-11115
Франкфурт на Майне 1992 год.
1972 – экономические условия, котировка денежной единицы на 01.01.1972: рублей за доллар - 0,829; долларов за рубль - 1,2063
1972 январь – декабрь в СССР выпущено 495 воздушных судов, в том числе 390 самолетов.
1972 мая 09 – в ознаменование подвигов, совершенных защитниками донского неба, на Октябрьском шоссе (сегодня проспект Шолохова), в километре от аэропорта, на 20-метровом металлическом постаменте взметнулся ввысь краснозвездный истребитель.
1972 май 18 – катастрофа Ан-10А Украинского УГА в районе Харькова. Это событие оказало существенное влияние на работу Ростовского Объединенного Авиаотряда, вскоре были остановлены полеты самолетов Ан-10А (всего 12 самолетов РОАО).
1972 – начало воинских перевозок на самолетах Ту-134 в основном май - ноябрь (смена личного состава Советской Армии в странах Варшавского Договора, призыв – дембель), полёты выполнялись из Ростова, Волгограда, Майкопа, Грозного, Минеральных Вод и Анапы, посадки выполнялись на военные аэродромы: Острава, Пардубице, Кошице, Альштет, Брант, Пархим, Темплин, Финов, Штеренберг, Миловице, Лейпциг, Дебрецен, Кишкунлацхаза, Кшива, Кумандараш, Улан-Батор, Попрад, Фалькенберг, Мальвинкель и т.д.
1972 июнь 05 (понедельник) – начало – первый международный рейс на самолете Ту-134 по маршрут Ростов-Киев-Попрад-Киев-Ростов (вылет за границу не из Ростова, аэропорт Ростов-на-Дону Ростовского Объединенного Авиационного Отряда не являлся международным, «выходным»), под флагом Аэрофлота, перевозка смены строителей газопровода «Уренгой-Помары – Ужгород – Чехословакия», экипаж - КВС-инструктор (капитан) Кулик Анатолий Иванович на кресле второго пилота – Журавлёв Виктор Григорьевич, проверяющий командир летного отряда РОАО Лебеденко Александр Леонтьевич, штурман Бердинских Василий Фёдорович, бортмеханик Мусоян Михаил Иванович и бортрадист Пустовойтенко Василий Арсентьевич.
1972 октябрь 25 –началась эксплуатация самолета Ту-134 СССР-65641, заводской номер 0350920, серийный номер 09-20, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты, завод-изготовитель Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска 1970, в эксплуатации с 8 мая 1970.
1972 декабрь 27 – 1985 июль 19 – эксплуатация самолета (09) Ту-134А СССР-65660, заводской номер 0351106, серийный номер 11-06, Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 77 Летный Отряд, в период с 1971 январь 07 по 1972 декабрь 26 – самолет эксплуатировался в 235-м Отдельном Правительственном Авиационном Отряде (Внуково, Москва), Свидетельство Летной Годности – до 1985, списан 18 октябрь 1984. Приказ МГА №224 - по отработке назначенного ресурса, завод-изготовитель Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска 1971, в эксплуатации с 7 января 1971.
1972 январь – декабрь в СССР выпущено: 495 воздушных судов, в том числе 390 самолетов.

С 1993 ноябрь 25 по 2000 февраль 12 самолет Ан-12 бортовой номер 12994 летал под флагом авиакомпании ДОНАВИА.
1972 август 02 - в должности инженера по эксплуатации аэродромов в Ростовском ОАО приступил к работе Паршуков Александр Маркович, который был одним из ведущих специалистом РОАО. Именно под его управлением и контролем была организована и проведена самая масштабная реконструкция аэродрома Ростовского ОАО за всю его историю с 1925 по 2000 год. Именно его опыт и знания позволили провести реконструкцию аэродрома практически без остановки производства полетов летом 1977 года с 30 апреля по 30 сентября, с использованием военного аэродрома, как аэродрома временного базирования.

Александр Маркович Паршуков.
Один из лучших специалистов, начальник аэродромной службы Ростовского ОАО.
Вдохновитель и организатор реконструкции аэродрома Ростовского ОАО по международным требованиям ИКАО.
1973 январь – декабрь в СССР выпущено 769 воздушных судов, в том числе 446 самолетов.
1973 январь 05 – эксплуатация в Ростовском ОАО, в четвертого самолета Ту-134 СССР-65644, заводской номер 0350928, серийный номер 09-28, двигатели Д-30 1-й серии, без реверсивного устройства, в качестве дополнительного аэродинамического тормоза был предусмотрен тормозной парашют.
1973 январь 06 – завершение эксплуатации самолетов Ил-14М в Ростове, крайний самолет Ил-14 СССР-52039 был передан в Узбекское УГА, в Ташкентский ОАО.
1973 январь 31 – введение новой формы в Гражданской Авиации (категории, погоны, знаки профессии и т.п.). приказ МГА СССР № 20 от 31 января 1973 года, далее был Приказ Министра гражданской авиации СССР от 28 октября 1977 г. №175. В гражданской авиации было 16 должностных категорий, которые полностью соответствовали воинским звания ВВС СССР, начиная от прапорщика - 5 категория, лейтенанта - 8 категория (второй пилот самолета первого - второго класса), майора - 10 категория, полковника - 12 категория (заместитель командира объединённого авиаотряда), генерал-майора - 13 категория (командир объединенного авиаотряда первого класса), генерал-лейтенанта - 14 категория (начальник управления гражданской авиации МГА), генерал армии (министра МГА) - 16 категория. До 1992 года гражданская авиация являлась, в особый период, структурной ВВС СССР, и управлялась военными (министр, как правило, был генерал-полковником или генералом армии).

Знаки различия - погоны категории в ГА.
Всего было 16 должностных категорий, которые полностью соответствовали воинским звания ВВС.
1973 февраль 12 – эксплуатация в Ростовском ОАО четвертого самолета Як-40 СССР-87254, заводской номер 9311126, серийный номер 26-11, Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, далее - авиакомпания ДОНАВИА.

Самолет Як-50 бортовой номер 87254 в окраске авиакомпании ДОНАВИА. 1996 май 13.

Начальник смены цеха 2 АТБ РОАО Дьяченко Георгий Михайлович, осмотр авиадвигателя на самолете ТУ-134. Май 1973.
1973 август - после передачи самолета Ан-2 СССР-70420 в Шахтинский ОАО, Ростовский ОАО закончил эксплуатацию поршневых самолетов.
1973 август 10 начало эксплуатации в Ростовском ОАО третьего самолета Ту-134 СССР-65631, заводской номер 9350902, серийный номер 09-02, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза был предусмотрен тормозной парашют.

Самолет Ту-34 СССР-65631
Аэродром: Шереметьево 2, Москва
Кадр фильма «Песни у моря» (1970).
1973 август 18 – к празднику авиации опубликовано фото династии пилотов, семья летчиков Семеновых: Семенов Валентин Лаврентьевич - КВС (капитан) самолета Ан-12 (всего налет около 22.000 часов), Семенов Юрий Валентинович – КВС (капитан) самолета Ан-12, Ту-154 (налет более 10.000 часов), Семенов Валерий Валентинович – пилот Ту-134, Ту-154 (налет около 5.000 час).

На фото (слева направо):
Семенов Юрий Валентинович, Семенова Наталья Юрьевна (дочь), Семенова Нина Александровна, Семенов Валерий Валентинович, Семенова Ирина Валентиновна, Семенов Валентин Лаврентьевич.
1973 сентябрь 11 – начало эксплуатации пятого самолета Ту-134 СССР-65627, заводской номер 9350803, серийный номер 08-03, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты.

Самолет Ту-134 бортовой номер 65627.
1974 январь – декабрь в СССР выпущено 862 воздушных судна, в том числе 523 самолета.
1974 - начало строительства нового аэровокзального комплекса аэропорта Ростов-на-Дону, сдан в эксплуатацию в 1977 году.

Начало строительства аэровокзала в Ростове-на-Дону. 1974 год.

Строительства аэровокзала в Ростове-на-Дону.1974 год.
1974 ноябрь 08 – чартерные воинские перевозки на самолёте Ан-12, рейсы выполнял экипаж КВС (капитан) Бологов Григорий по маршруту Ростов – Волгоград, далее, Финов – Мальвилькель (Германия). Последовательность рейсов выполнялась до 21 ноября 1974.
1975 январь – декабрь в СССР выпущено 780 воздушных судов, в том числе 509 самолетов.
1975 – ежедневно, преимущественно на самолётах Ту-134, по расписанию из Ростова-на-Дону в Москву совершалось 23 рейса, время в пути составляло до 1 час 40 минут.
1975 март 21 – начало эксплуатации в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде (РОАО) и далее в авиакомпании ДОНАВИА шестого самолета Ту-134А-3 СССР-65863, заводской номер 28283, серийный номер 28-08. Один из немногих самолетов РОАО, полученных прямо на заводе и прошедший всю эксплуатацию в Ростове. В 1980 году самолет был замечен в кадре фильма «Жизнь и приключения четырёх друзей», Лентелефильм.

Самолет Ту-134 65863 в кадре детского фильма «Жизнь и приключения четырёх друзей».
1975 май 04 – принято Постановление Совмина СССР от 04.05.1975 N 363 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Устава о дисциплине работников гражданской авиации"
1975 май 28 – принят Устав о дисциплине работников гражданской авиации, утвержден приказом Министра Гражданской авиации СССР. Приложение № 1 к приказу министра гражданской авиации от 28 мая 1975 № 100, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1975 № 363.

Устав ГА - один из самых долго действующих нормативных документов Гражданской авиации СССР, окончание действия данного документа - 04 декабря 2020 года. Устав о дисциплине работников Гражданской Авиации, действовал на протяжении 45 лет, 7 месяцев и 24 дня.
1975 – построены на перроне места стоянок (МС) для хранения самолетов.
1976 – продолжается переподготовка летного состава для самолетов Ту-134, именно в это время начался формироваться костяк летного состава, который уже через пару лет начал осваивать самый главный самолет для Ростовского ОАО за всю его историю – самолет Ту-154, и на котором открылась эра массовых международных авиаперевозок из Ростова-на-Дону.

Экипаж Ту-134А (слева на право):
бортинженер - Ластин Юрий Николаевич,
штурман - Гребнев Вячеслав Анатольевич,
КВС (капитан) - Устинов Эдуард Иванович
Второй пилот – пока не идентифицирован.
1976 июль 11 (среда) – документальные фото, аэропорт Внуково (Москва), предполетная подготовка, аэропорт Ростов, на перроне перед вылетом, экипаж победителя социалистического соревнования среди экипажей самолетов Ту-134 Ростовского ОАО, КВС (капитан) Дышлюк Евгений Николаевич.

Подготовка к рейсу Внуково (Москва) – Ростов, на фото слева на право: штурман -Резников Александр Леонидович, второй пилот - Зиновец Сергей Сергеевич, бортинженер - Богомолов Владимир Кузьмич, КВС (капитан) - Дышлюк Е.Н., обладатель медали ВДНХ СССР.
.
1976 июль 28 – приступил к исполнению обязанностей четвертый командир (руководитель) Ростовского Объединенного Авиаотряда Лебеденко Александр Леонтьевич. Он собрал вокруг себя команду специалистов, которые подготовили и организовали новый и самый эффективный период деятельности донской авиации в XX веке.

Лебеденко Александр Леонтьевич, четвертый командир Ростовского ОАО, заслуженный пилот СССР.

Знаки отличия Лебеденко А.Л.
1976 июнь 01 - на «Ту-134» Ростовского ОАО СКУГА начались регулярные рейсы по маршруту: Рейс № 6119/6120 Ростов-на-Дону-Оренбург-Тюмень.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
С 1976 года начался самый значимый период истории авиации Дона, это обновление аэродрома, запуск в эксплуатацию нового аэровокзала, передовой грузовой комплекс, современные средства радиоэлектронного обеспечения полетов и, самое главное, новые типы самолетов, новые программы перевозок (вахта) и начало международных полетов.
В 1976 году в Ростовский ОАО пришли много новых, опытных и образованных специалистов, начиная с командира Ростовского ОАО Лебеденко Александра Леонтьевича, начальника авиационно-технической базы РОАО Умитбаева А.С., начальника Базы ЭРТОС Мыцикова В.Д. и других руководителей, которые и подготовили авиапредприятие к самому большому и эффективному периоду существования донской авиации за всю ее историю в XX веке, с 1976 по 1990 годы.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
Начало активности (дата): 04.06.2025
Количество показов: 1815
RSS канал