Рубрика «100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025». Статья 10

8 июля 2025

Мы продолжаем публикацию серии статей, объединенных рубрикой:«100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025».
С предыдущими статьями вы можете познакомиться по ссылкам:
СТАТЬЯ 1
СТАТЬЯ 2
СТАТЬЯ 3
СТАТЬЯ 4
СТАТЬЯ 5
СТАТЬЯ 6
СТАТЬЯ 7
СТАТЬЯ 8
СТАТЬЯ 9

Сегодня речь пойдёт о периоде с 1984 по 1988 гг.

Материал предоставляют:
Ольга Шульгина
Ольга Шульгина – дипломированный специалист по авиаперевозкам, бортпроводник Ростовского ОАО со стажем полетов более 20 лет. Сдержанный профессионал, умеющий убеждать. 

Курятов В.А. в кабине Ту-154
Курятов Василий - бортинженер самолета Ту-154 Ростовского ОАО авиакомпании ДОНАВИА.

1984 январь – декабрь в СССР выпущено: 469 воздушных судов, в том числе 244 самолета.

1984 январь - экономические условия, котировка денежной единицы на 01.01.1984: рублей за доллар - 0,791, долларов за рубль - 1,2642.

1984 – первый международный чартерный грузовой рейс под кодом и флагом Аэрофлота на самолете Ан-12 Ростов-Варшава-Ростов-Тбилиси-Ростов, в Ростове смена экипажа на обратном пути, груз коммерческий (парфюмерия) из Варшавы в Тбилиси.

1984 – открытие прямых чартерных вахтовых рейсов на самолете Ту-154 по маршруту Ростов – Новый Уренгой – Ростов (расстояние 2996 км) в интересах и на основе договоров РОАО и Армавирского управления буровых работ (АУБР) производственного объединения Кубаньгазпром. Начальник АУБР, доктор экономических наук Ковалёв Адольф Аполлонович, главный инженер - Лысый Василий Иванович. Данная воздушная линия обеспечивала в год более 300 рейсов (до 2400 часов налета) с гарантированной загрузкой 120 – 136 пассажиров (вахтовая бригада). Далее чартерные рейсы были заменены на регулярные рейсы центрального расписания движения самолетов СССР, что позволило увеличить загрузку рейса до 160–164 человек.

1984 – парторганизация Ростовского ОАО была одной из крупнейших в городе, ее состав насчитывал более 1200 членов партии.

1984 – внедрение автоматизированной системы управления (АСУ) – компьютерной системы учета работы парка самолетов, авиадвигателей и экипажей Ростовского ОАО. Система разрабатывалась экономическими и коммерческими специалистами Ростовского ОАО (экономический алгоритм), а также специалистами кустового информационно-вычислительного центра Северо-Кавказского управления ГА (программное обеспечение). Это была одна из первых автоматизированных систем учета в гражданской авиации СССР.

1984 – начало эксплуатации самолета Ту-134А-3 СССР-65075, заводской номер 49998, серийный номер 42-01, двигатели Д-30 2-й серии, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 78 Летный Отряд. Свидетельство летной годности = до 2000 года. В период с 1977 сентября 29 по 1984 год самолет Ту-134А-3 СССР-65075 в Волгоградском ОАО, 1984-1986 года в РОАО, с 1986 года – в Грозненском ОАО. 24.11.1994 был уничтожен в результате воздушного налета Су-25 ВВС РФ в а/п Грозный, списан 01 января 2001 (оформление документов), завод-изготовитель - Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска - 1977 сентябрь 19, в эксплуатации с 19 сентября 1977.

1984 январь 01 - образование СКЦ АУВД «Стрела» в качестве самостоятельного предприятия,
СКЦ АУВД «Стрела», машинный зал
СКЦ АУВД «Стрела», машинный зал

1984 март 15 – начало эксплуатации самолета Ту-134А-3 СССР-65771, заводской номер 62445, серийный номер 53-05, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, Донавиа (RA-65771). Свидетельство летной годности = до 2010 октябрь 31, с 1979 сентябрь 06 по 1984 март 14 эксплуатировался в 235-м Отдельном правительственном авиационном отряде, списан 02 сентября 2010, свидетельство №3716 от 2010 октябрь 07, завод-изготовитель Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска - 1979 август 31, в эксплуатации с 06 сентября 1979.
Самолёт ТУ-134А-3
Самолет Ту-134А-3 СССР-65771, один из самых надежных и безопасных самолетов Ростовского ОАО и ДОНАВИА. За всю свою жизнь налетал около 45000 часов, совершил 24000 полетов. Самолет провел в воздухе более 5 лет. Самолет Ту-134А-3 RA-65771 в окраске ДОНАВИА.

1984 октябрь – специалисты Ростовского объединенного авиационного отряда, в составе группы сотрудников Международного коммерческого управления (МКУ) Аэрофлота участвовали в переговорах (Берлин, ГДР) и подписали контракт на выполнение международных рейсов (туристическая программа) по перевозке групп туристов из Германии (ГДР) в Сочи на 1985 год.

1984 октябрь 09 – в СМИ опубликована информация об условиях авиаперевозок из аэропорта Волгодонск.
Волгодонская правда
Газета Волгодонская правда. Информация о выполнении авиарейсов из аэропорта Волгодонск. 1984 год.

1985–1991 ПЕРЕСТРОЙКА
Надежды, которым не суждено было сбыться.

1985 – для учета работы самолетомоторного парка РОАО (СМП РОАО) специалистами Ростовского ОАО (ПЭО и ЛО РОАО) разработана и внедрена в эксплуатацию автоматизированная система управления (АСУ), алгоритм разработал РОАО, программы подготовил Кустовой информационно-вычислительный центр (КИВЦ СКУГА).

1985 январь – декабрь в СССР выпущено: 485 воздушных судов, в том числе 236 самолетов.

1985 январь 01– начало эксплуатации самолета Л-410УВП СССР-67488, заводской номер 841313, серийный номер 13-13, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, 1991 август неизвестная авиакомпания, 1995 июнь 13 – не указанная в списке авиакомпания, бортовой номер SP-FTM, далее TI-AWY, 2005 авиакомпания TRAVEL AIR (Папуа Новая Гвинея), списан – 2005, документ не указан, завод-изготовитель – LET (Чехословакия), дата выпуска - 1984 декабрь, в эксплуатации с 01 январь 1985, 20 лет.
Вакуленко В.А.
Командир воздушного судна Л-410 Вакуленко Владимир Александрович
Апрель. 1985.

1985 апрель 08 – 2009 июль 01 – период действия одного из самых важных документов, регламентирующего деятельность Гражданской Авиации СССР - Приказ МГА СССР от 08.04.1985 N 77 "Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации
СССР (НПП ГА-85)". Данное Наставление было отменено только через 23 года, 17.07.2008 года.

1985 апрель 23 – попытка изменения социальной политики государства – апрельский пленум ЦК КПСС - провозглашен курс на перестройку (первое использование данного термина) и ускорение. Полноправными членами Политбюро ЦК КПСС стали сторонники Горбачёва М.С. На пленуме Михаил Сергеевич сообщил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны». За основу взяты наработки группы Аганбегяна Г.А. (Горбачёв М.С., Рыжков Н.И., Долгих В.И,) о «политике ускорения», группой, созданной еще Андроповым Ю.В. Но данная политика не дала ожидаемого эффекта, практически провалилась из-за бездействия партийных структур на местах, что послужило основой для перехода к «политике перестройки», к поиску новой идеологии, переломная точка (работа группы Анганбегяна Г.А., ее наработки, и данный пленум), которая, по мнению историка Е. Спицына Е.Ю., провалилась и привела к смене общественного строя, к гибели и краху СССР.

1985 апрель 26 – 1986 апрель 26 – по приглашению правительств Польши и Монголии КВС (капитаны) РОАО, как пилоты – инструктора обучали и вводили в строй экипажей польской авиакомпании ЛОТ на самолетах Ту-154. Так экипаж КВС (капитан) Ярового А. М., в составе второго пилота Нор-Аревяна А.Т., штурмана – инструктора Колганова А.С. и бортмеханика – инструктора Чайка В.З., за свои заслуги по вводу в строй польских пилотов летно-инструкторский состав РОАО был награждён почётным знаком авиакомпании LOT.
 Обучение экипажей ЛОТ
Экипаж Ростовского ОАО, справа налево: командир воздушного судна (КВС) Яровой А.М. бортинженер Чайка В.З., штурман Колганов А.С., второй пилот Нор-Аверян А.Т., бортрадист Назаров Н. Экипаж в форме польской авиакомпании, 1985 год, Цюрих (Швейцария).

1985 май 03 – редкое фото династии летчиков Ростовского ОАО. Кабина самолета Ан-12, справа КВС (капитан) Ан-12 Семенов Валентин Лаврентьевич, общий налет более 20000 часов, слева КВС (капитан) Ту-154 Семенов Юрий Валентинович, налет около 10000 часов, летчики от Бога.
Отец и сын Семеновы
Кабина самолета Ан-12. Ростов.
Отец и сын. Два командира. Слева - Семенов Юрий Валентинович, справа - Семенов Валентин Лаврентьевич

1985 май 21 – визит областной администрации в Волгодонск.
Самолёт ЯК-40 СССР-87965 в Волгодонске
Самолет Як-40 СССР-87965 салон.
Аэродром: Волгодонск, Ростовская Область
Дата: 21 мая 1985
Б.Н. ЕЛЬЦИН (заведующий строительным отделом ЦК КПСС), А.В. ВЛАСОВ (Первый секретарь Ростовского Обкома КПСС), А.В. КОРЖАКОВ (служба охраны)
 обратная сторона фото Самолёт ЯК-40 СССР-87965 в Волгодрнске
Надпись на обороте фото
Як-40 87965 (см. выше).

1985 май 01 – бортпроводники РОАО, как правило, участвовали в майской демонстрации.
 май 1985, бортпроводники на демонстрации
Бортпроводники РОАО на майской демонстрации 1975 года, заместитель начальника службы бортпроводников Кузнецова Екатерина в центре, в очках, рядом справа бортпроводник Сафронова Татьяна (предположительно)

1985 июнь 15 – прошло 60 лет истории Ростовского ОАО, 1925–1985. Событие прошло незаметно, без особого внимания и подведения итогов.
Юбилейный буклет 60 лет истории РОАО
Юбилейный буклет – 60 лет
Ростовскому ОАО.

1985 июль 01 – начало эксплуатации самолета Л-410УВП СССР-67520, заводской номер 851414, серийный номер 14-24, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, 1990 ноябрь 30, Украина, авиакомпания Авиалинии Украины, Винницкий ОАО, 1993 август 30 бортовой номер UR-67520, 2003 неизвестная авиакомпания, бортовой номер 9L-LLC, списан – 2005 (документ не указан), завод-изготовитель – LET (Чехословакия), дата выпуска - 1984, в эксплуатации с 01 июля 1985, 20 лет.
Самолёт Л-410
Самолет Л-410 - не реализованная надежда местных воздушных авиалиний.

1985 июль 10 – 2009 июль 01 – период действия документа гражданской авиации «Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР» (НШС ГА-86), утвержденное Министром гражданской авиации СССР 10 июля 1985», отменен документом: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИКАЗ от 17 июля 2008 г. N 108, ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ, "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Наставление по штурманской службе в ГА СССР
Наставление по штурманской службе в
гражданской авиации СССР

Одно из ключевых НАСТАВЛЕНИЙ по организации и производству полетов, определяющих деятельность гражданской авиации СССР.
Основные положения Наставления по штурманской службе в ГА СССР:
- определяет организацию работы штурманской службы;
- устанавливает структуру, функции и обязанности штурманской службы в гражданской авиации;
- регулирует штурманское обеспечение полетов;
- описывает процедуры, методы и средства, используемые для обеспечения безопасности и эффективности полетов, включая планирование, выполнение и контроль полетов;
- занимается подготовкой штурманов и диспетчеров;
- определяет требования к подготовке штурманов и диспетчеров службы движения, включая освоение прогрессивных методов самолетовождения и способов захода на посадку;
- определяет порядок применения бортовых и наземных средств;
- устанавливает правила использования навигационных приборов, средств связи, метеорологической информации и других технических средств для обеспечения безопасности и точности полетов;
- способствует повышению точности полетов;
- направлен на достижение максимальной точности выполнения полетов, что является критически важным для обеспечения безопасности;
- обеспечивает экипажи штурманским снаряжение;
- предусматривает обеспечение экипажей необходимым штурманским снаряжением.
Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА-86)
Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА-86) — это основной нормативный документ, определяющий организацию работы штурманской службы и штурманского обеспечения полетов в гражданской авиации, а также подготовку штурманов и диспетчеров. Он регламентирует применение бортовых и наземных технических средств для обеспечения точности, и безопасности полетов.

1985 ноябрь – ноябрьская демонстрация, личный состав Ростовского ОАО.
 1985 демонстрация Карабанов В.М. и Сидоров В.А.
На первом плане фото - Карабанов Владимир Михайлович - первый заместитель Командира РОАО (ПЗКО РОАО) и Сидоров Владимир Акимович – заместитель Командира РОАО по политико-воспитательной работе (ЗКО по ПВР)

1986 - Ростовскому аэропорту был присвоен статус международного, а регулярные рейсы в зарубежные страны начались с 1991 года. В соответствии с Заключением о прочности искусственных покрытий аэродрома Ростов-на-Дону по методу ИКАО «CAN/PCN», ИВПП пригодна для эксплуатации 28 типов советских и иностранных воздушных судов.

1986 январь – декабрь в СССР выпущено: 527 воздушных судов, в том числе 187 самолетов

1986 – работа экипажа самолета Ту-134, командир Потий Александр, в Лаосе, Вьетнянг, фото после рейса из Пномпеня.

1986 февраль 21 – начало международных полетов из аэропорта Ростов-на-Дону, открытие временного пограничного и таможенного постов.
 Работа в Лаосе
Слева направо: Прокопенко (бортрадист), Кулинич (второй пилот), Степанов Сергей Тихонович (инженер ИАС), Попов (инженер ИАС), Потий Александр (Командир ВС), Потехин (штурман).

1986 – самолет Як-40 бортовой номер 87965 в аэропорту Волгодонск, прибытие делегации областных органов власти.
Волгодонск, Тягливый А.Е.
Слева направо: Тягливый Александр Егорович - первый секретарь ГК КПСС города Волгодонска, Бондаренко Иван Афанасьевич - первый секретарь Ростовского обкома КПСС, Пивоваров Николай Дмитриевич- председатель Облисполкома.

1986 август 31 - столкновение в Цемесской бухте балкера «Пётр Васёв» с пассажирским пароходом «Адмирал Нахимов» произошло в 23:12 31 августа 1986 года в 13 км от морского порта Новороссийска. В результате «Адмирал Нахимов» затонул за 8 минут, опрокинувшись на правый борт, из 1243 пассажиров и членов экипажа 423 человека погибли. Гибель «Адмирала Нахимова» стала крупнейшей катастрофой на Чёрном море в мирное время. Ростовский ОАО на самолетах Як-40 вывозили оставшихся в живых, «… мы прилетели двумя бортами и сажали нас в Анапе, т. к. в Новороссийске аэропорта уже не было».

1986 ноябрь – база ЭРТОС Ростовского ОАО, одно из ключевых подразделений РОАО начальник радиобюро и телеграфа Николаева Татьяна Петровна.
 БЭРТОС. Николаева Т.П.
Николаева Татьяна Петровна.
База ЭРТОС РОАО. Ноябрь 1986 г.

 БЭРТОС. Николаева Т.П.
Николаева Татьяна Петровна.
База ЭРТОС РОАО. Ноябрь 1986

1986 декабрь - 1987 апрель – самая суровая зима последней четверти 20-го века (1975 – 2000) для Ростовского объединенного авиационного отряда и аэропорта Ростов-на-Дону, толщина ледяного покрова на внутри аэропортовых проездах достигала 20 см, на внутренних проездах аэропорта ледяной накат от движения спецтранспорта достигал 40-50 см, от снега и льда ИВПП. Рулежные дорожки аэродрома, проезды на территории аэропорта полностью были очищены только к 25 апреля 1987 года.
 Суровая зима 1986-1987, привокзальная площадь
Суровая зима 1986–1987, привокзальная площадь

Суровая зима 1986-1987,перрон
Суровая зима 1986–1987, перрон аэродрома.
От ледяного покрытия перрона и внутрипортовых проездов удалось очистится только во второй половине апреля.

Суровая зима 1986-1987, очистка ИВПП
Суровая зима 1986–1987 очистка ИВПП. Износ аэродромной техники к апрелю 1987 составлял от 40 – до 60%.
к следующей зиме 1987 – 1988 парк снегоуборочной техники был наполовину обновлен

1986 декабрь – январь - 1987 апрель – особенности суточных температур в декабре, январе и апреле:
1986 декабрь 30 - температура за 24 часа выросла с минус 13.3 до плюс 1.4. Весь снежный покров подтаял и под снегом образовалось большое количество воды, которое замерзло уже через сутки, образовав ледяной покров от 12 до 24 см.
1987 январь 2 - температура за 24 часа выросла с минус 11.1 до плюс 1.7.
1987 январь 4 - температура за 24 часа выросла с минус 12.3 до плюс 3.6.
1987 апрель 12 – осадки, за 24 часа выпало 39.2 мм в виде снега, больше суточной нормы в ~12 раз.
Температурные таблицы 1986-1987
Температурные таблицы самой суровой зимы для РОАО

1986 декабрь – сотни опытных авиационных специалистов РОАО, понимали и знали, что десятки самолетов в РОАО «просили» отдыха вне показателей использования СМП, вне зависимости от опытности летного и инженерно-технического состава. Напряженный план движения самолетов подвергал самих авиационных специалистов психо-физическому испытанию, но существующая взаимосвязь «авиаспецов» и самолетов обеспечивала самолеты «живым током» и удлиняла их жизнеспособность. Это и было достоянием профессионального и разумного коллектива, которое было испытано во многих обиходных явлениях транспортного производства (АЙ, Общ.176).
Самолёт Ту-154 СССР-85495 в Южно Сахалинске
Самолет Ту-154 СССР-85495 в аэропорту Южно-Сахалинск (1991)

1986–1988 - на самолете Ту-154 Ростовский ОАО ввёл авиарейсы на Магадан, Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Нерюнгри. За счет оригинальной схемы стыковки рейсов, самолетов и смены экипажей в аэропорту Нерюнгри были открыты новые направления из Ростова.

1986 – в гражданской авиации в период перестройки (1985–1991), происходило множество изменений, направленных на повышение эффективности и безопасности полетов, а также на расширение географии полетов и развитие новых типов самолетов. Перестройка привела к увеличению числа международных рейсов, а также к развитию внутренних авиамаршрутов, связывающих регионы Советского Союза.

1987 – одна из «русскоязычных», как сказали бы сегодня, газет, выпускавшихся в далеком городе Сан-Франциско, опубликовала ряд статей под общим названием «Из прошлого русской авиации». Это было примерно за четверть века от даты 100-летия русской военной авиации России в 2012 году. Один из очерков имел заглавие «Два Вячеслава» и был посвящен жизни двух выдающихся русских авиаторов: Вячеславу Матвеевичу Ткачеву и Вячеславу Григорьевичу Баранову. Автор публикации — В. В. Томич, историк, писавший в Америке об авиации, — предваряя одну из своих статей, упомянул: «В далёкие годы моего отрочества, начитавшись рассказов о подвигах союзных и вражеских лётчиков-«асов» в 1-ю мировую войну 1914—1918 гг., я был поражён полнейшим отсутствием каких-либо упоминаний о действиях русской авиации за тот же период»
Стало понятно - в каком же забвении находилась история авиации на Дону.

1987 первая половина года – социальная политика государства - постепенный переход от «политики ускорения» в «политику перестройки» (см. 1985 апрель 23).

1987 январь - социальная политика государства - состоялся пленум Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС), который рассмотрел вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Фактически провозглашен переход к новой социальной политике государства, к фактическому отклонению от марксизма-ленинизма, переход, который привел к смене общественного строя и к краху СССР.

1987 январь – декабрь в СССР выпущено: 527 воздушных судов, в том числе 248 самолетов.

1987 расписание движения рейсов через аэропорт Ростов-на-Дону Ростовского объединенного авиационного отряда на 01 января 1987, на 01 июня 1987, на 01 октября 1987 года. Публикация расписания движения самолетов в СМИ было основным рекламным методом до 1993 года.
1986 декабрь 30 температура.jpg1986 апрель 12 температура1986 январь 26 температура
Расписание движения авиарейсов из аэропорта Ростов-на-Дону

1987 январь – приступил к исполнению обязанностей шестой командир (начальник, руководитель) РОАО Першин Владимир Петрович.
Командование Ростовского ОАО:
Первый заместитель командира Ростовского объединенного авиаотряда – Дужников П. Д. (Приказ №5/л КО РОАО от 15.01.87)
Командир 77 летного отряда – Цивинский М.Н.
Командир 78 летного отряда – Зазовский К.Л.
Начальник АТБ РОАО – Лебедев Ю.А.
Заместитель по авиационной безопасности – Винокуров С.В.

1987 январь – выполнение на самолете Ан-12 перевозки мороженой рыбы в Салехарде - административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменская область, СССР. На фото КВС (командир) Ковалинский Феофил Алексеевич, бортинженер Войнов Юрий, старший инженер цеха №4 АТБ Дьяченко Георгий Михайлович, инженер цеха №4 АТБ РОАО Жуков Геннадий Яковлевич.
Ковалинский в Салехарде 1987
На фото: КВС (командир) Ковалинский Ф.А., бортинженер Войнов Ю, старший инженер цеха №4 АТБ Дьяченко Г.М, инженер цеха №4 АТБ РОАО Жуков Г.Я.

1987 февраль – приступил к исполнению обязанностей седьмой командир (начальник, руководитель) РОАО Заикин Владимир Алексеевич
Заикин В.А.Знаки отличия Заикина В.А.



Командование Ростовского ОАО:
Первый заместитель командира Ростовского объединенного авиаотряда – Дужников П. Д. (Приказ №5/л КО РОАО от 15.01.87)
Командир 77 летного отряда – Цивинский М.Н.
Командир 78 летного отряда – Зазовский К.Л.
Начальник АТБ РОАО – Лебедев Ю.А.
Заместитель по авиационной безопасности – Винокуров С.В.

1987 апрель 17 - начало эксплуатации самолёта Ту-154Б-2 СССР-85295, с 1993 г.регистрационный номер RA-85295, (заводской номер 78А295, серийный номер 0295), Maximum takeoff weight (MTOW)=98 тонн, Ростовский объединённый авиационный отряд (РОАО), 77 лётный отряд, Донавиа (RA-85295), списан 18 мая 2001 г., акт №3 - по отработке назначенного срока службы, завод изготовитель - Авиакор (Куйбышев), дата выпуска - 1978 г. сентябрь, в эксплуатации с 21 сентября 1978 г.
Самолёт Ту-154Б-285414
Самолет Ту-154Б-1 85295.
Один из нескольких самолетов РОАО, имевших усиленные стойки шасси. Максимальный взлётный вес – 100 тонн

1987 май 4 – министром гражданской авиации СССР стал генерал Волков. А.Н., командующий военно-транспортной авиацией ВВС СССР.

1987 май 01 - вступил в силу Закон номер 6050-X1 «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР». Он был принят Верховным Советом СССР 19 ноября 1986 года и введён в действие 1 мая 1987 года.

1987 июнь 30 – Верховным Советом СССР принят закон о государственном предприятии (объединении), введённый в действие с 1 января 1988 года. Закон принципиально видоизменил взаимоотношения в треугольнике «органы государственной власти — администрация предприятий — работники». Он предусматривал хозрасчет и элементы самостоятельности в выборе экономических партнеров.

1987 июль – первый самостоятельный полёт на самолёте ТУ-134 командира Ростовского ОАО Заикина В.А.
Первый самостоятельный полёт
Слева на право: штурман Красюков К.Н, командир самолета Заикин В.А, второй пилот Муштатов Н.П, бортмеханик Арсентьев С.И. (Июль 1987)

1987 июль 17 – начало эксплуатации самолета Ту-152Б-2 СССР-85414, с 1993 регистрационный номер RA-85414, заводской номер 80A414, серийный номер 0414, Maximum takeoff weight (MTOW) = 98 тн, Ростовский объединенный авиационный отряд, 77 летный отряд, Донавиа (RA-85414), c 1980 мая 26 по 1987 июль 16 – эксплуатировался в ЦУ МВС (Москва), списан 6 мая 2002, акт №10 - по отработке назначенного срока службы, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска - 1980 май 21, в эксплуатации с 26 мая 1980.Самолёт Ту-154Б-2 85414
Самолет Ту-154Б-2 85414

1987 август 21 – 78 летный отряд Ростовского объединенного авиационного отряда переименован во 2-й летный отряд Ростовского ОАО. Приказ МГА № 201 от 21 августа 1987 (информация из Трудовой Книжки Лебеденко А.Л.)

1987 март 23 – к работе в должности главного инженера - заместителя начальника аэропорта Ростовского ОАО приступил Паршуков Александр Маркович (данные из трудовой книжки).
Паршуков А.М.
Выпускник Киевского института инженеров Гражданской авиации Паршуков Александр Маркович - начальник аэродромной службы, главный инженер аэропорта

1987 сентябрь 13 - попытка угона Ту-134, выполнявшего рейс Минск—Ростов-на-Дону, когда художник Геннадий Хацкевич (1952 года рождения) показал стюардессе, закреплённый на его теле муляж бомбы, потребовав лететь в Париж. После посадки в Ростове преступника задержали и отправили на принудительное лечение.

1987 ноябрь 25 – 2000 апрель 13 эксплуатация самолета (18) Ту-152Б-2 СССР - серийный номер 0452, Maximum takeoff weight (MTOW) = 98 тонн, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 77 летный отряд, Донавиа (RA-85452), 1980 ноябрь 15 – 1987 октябрь 24 – эксплуатировался Таджикское УГА , Душанбинский ОАО, с 2000 по 2005 эксплуатировался Аэрофлот, списан 26 марта 2007, СИ-3032, акт №151 от 30.11.2006, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска - 1980 ноябрь 15, в эксплуатации с 15 ноября 1980.
Ту-154Б-2 85452 в окраске ДОНАВИА
Самолет Ту-154Б-2 85452

1987 декабрь 01 – озвучено принятое закрытое решение внутренней властной группировки в СССР о демонтаже СССР.

1988 – високосный гол, начало реализации решения о демонтаже СССР

1988 – первый полет самолета Ту-155, один из двигателей которого работал на газообразном топливе. Но из-за отсутствия финансирования перспективный проект не был завершен.
1988 – экономические условия – закрытый переход от непостроенного социализма в позднему «капитало-феодализму».

1988 январь 01 - котировка денежной единицы на 01.01.1988:
рублей за доллар - 0,58
долларов за рубль - 1,7229

1988 - общая численность работников Аэрофлота в советское время доходила до 600 тысяч человек.

1988 – аэропорт Ростов-на-Дону обслуживал шестой по численности населения (4,3 млн) субъект федерации - Ростовскую область, а также сопредельные территории СССР. Являлся единственным аэропортом области, имеющим статус международного и основным из двух пассажирских (более 99 % пассажирооборота области). Базу пассажиропотока аэропорта формировала густонаселённая конурбация (компактное скопление населённых пунктов) городов Ростов-на-Дону, Таганрог, Батайск, Новочеркасск, Аксай и Шахты, где проживает более 2,5 млн человек (60 % населения области), что делает её крупнейшим агломерационным образованием юга России и 4-м по численности населения в России. Планировавшийся перенос аэропорта из городской черты Ростова-на-Дону ближе к центру Ростовско-Шахтинской агломерации на свободные земли Грушевского сельского поселения Аксайского района завершился постройкой и вводом в эксплуатацию нового аэропорта в 2017 году.

1988 февраль – смена политических и экономических условий в стране – в соответствии с принятым закрытым решением внутренней властной группировки в СССР о демонтаже СССР.

1988 апрель 08 – завершил свою летную деятельность четвертый командир Ростовского ОАО, заслуженный пилот СССР Лебеденко А.Л.
 Лебеденко А.Л. - завершение летной деятельности
Четвертый командир Ростовского ОАО, заслуженный пилот СССР Лебеденко А.Л.

По традиции авиации лётчик, заканчивающий летную карьеру, объявляет об этом заранее. Планируется завершающий рейс и встреча его командованием и коллегами после полёта на аэродроме у трапа самолётов. По прибытию рейса бортпроводники объявляют, что был завершающий полёт для лётчика в его карьере.
 Лебенко А.Л - последний прилет на Ту-134
Рейс 6088, 8 апреля 1988 года, прибыл из Киева.
Командир воздушного судна Лебеденко А. Л.
спускается по трапу самолета.

 Лебеденко Л.А. - завершение летной деятельности
Командно-руководящий состав РОАО встречает Лебеденко А.Л. после рейса

Лебеденко А.Л. - завершение летной деятельности
Запись на обратной стороне фото.
08.04.88. Ростов-на-Дону. Последний рейс заслуженного пилота СССР Лебеденко А. Л. Рейс 6087–6088. Ростов – Киев- -Ростов

 Лебеденко А.Л. - завершение летной деятельности.png
Лебеденко Александр Леонтьевич – четвертый командир Ростовского ОАО (1976 июль 28–1980 март 27)

 Лебеденко А.Л. - завершение летной деятельности
Лебеденко Александр Леонтьевич – заслуженный
пилот СССР

1988 май 36 – ключевое социально-экономическое событие года, первое из двух – Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 N 8998-XI.

1988 июнь 28 – июль 01 – ключевое социально-политическое событие года – XIX партийная конференция, второе событие из двух, (до того конференции КПСС не проводились 47 лет, с 1941 г.).

1988 январь – декабрь в СССР выпущено: 460 воздушных судов, в том числе 219 самолетов.

1988–1989–1990 – выполнение программ туристических рейсов выходного дня по маршрутам (туристическая группа выходного дня)
Ростов – Рига – Ростов
Ростов – Таллин – Ростов
Ростов – Самарканд – Ростов
Туристические рейсы вылетали, как правило, в 06.00 утра, в основном использовались самолеты в компоновке салона 180 кресел, рейсы возвращались до 24.00 в этот же день, в субботу или в воскресенье.

1988 март 6 - на самолете Ту-154 выполнен туристический рейс одного дня в город Таллин. Рейс вылетел рано утром из Ростова и обратно вернулся поздно вечером. Самолет и экипаж весь день были в Таллине, ждали пассажиров. До обеда у экипажа была поездка в город, после обеда – предполетный отдых в профилактории аэропорта Таллин.
Таллин. Пассажиры туристического рейса, март 1988
Группа пассажиров на самолёте Ту-154 туристического рейса одного дня в Таллин, март 1988 г.

1988 – в состав партийной организации Ростовского ОАО входило около 1100 человек личного состава авиапредприятия, численность всего предприятия составляла около 4162 человек (1984 год).

1988 май 01 – документальное фото РОАО - Савин Иван Георгиевич - начальник техотдела, Сидоров Владимир Акимович – заместитель командира 78 Летного Отряда по политико-воспитательной работе (ПВР), Крицкий Михаил Степанович – заместитель секретаря Парткома РОАО.

1988 май 26 - принят Закон СССР «О кооперации в СССР» (вступил в действие с 1 июля 1988 года) после IV Всесоюзного съезда колхозников 23-25 марта 1988 г., разрешил кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе и торговлей. Закон "О кооперации" впервые со времен нэпа разрешил создание частных предприятий, для "страны победившего социализма" это было революцией в сознании, разрушительной и трагической революцией.

1988 июнь 09 - первый самостоятельный командир воздушного судна (КВС) Як-40 (бортовой номер 88254) - Маринец Е.В 78 летного отряда Ростовского ОАО. Первый самостоятельный — это особый рейс в жизни любого летчика. После подготовки вторым пилотом, полетов в кресле командира, программы полетов с инструктором, это первый полет с пассажирами, в котором летчик полностью самостоятельно выполняет полетное задание как командир ВС без инструктора. Судьба КВС Маринца Е.В. и самолета Як-40 бортовой номер 88254 сильно переплетены. Это были чудовищные зигзаги судьбы самолета и летчика, от первого самостоятельного до последнего рейса. В октябре 1994 года Евгений Маринец, как пилот инструктор, именно на этом борту 88254, выполнил последний авиарейс для этого самолета. В Махачкале, при выполнении регулярного рейса, после захвата самолета, борт был взорван, экипаж и пассажиры были спасены.
Первый самостоятельный полёт Маринец Е.В.
09.06.1988г. Первый самостоятельный, КВС Як-40 бортовой номер 88254, Маринец Е.В.
Слева на право: Огай Д.Н.- командир 1-й эскадрильи Як-40, Сидоров В.А. - замполит 78 лётного отряда РОАО, Зазовский К.Л. – командир 78 ЛО, Е.В. Далабаян Е.Л. – КВС-наставник, Сасорин А.Н. – инженер 78 ЛО, Якович Л.Э. – бортпроводник, Кондаков В.И. – штурман 1 АЭ 78 ЛО.

1988 июнь 28 – июль 01 состоялась XIX партийная конференция (до того конференции КПСС не проводились с 1941 г.), которая положила начало конституционным реформам в СССР. Согласно решениям конференции, предполагалось возобновление деятельности съезда народных депутатов с сохранением ВС СССР, выборы на съезд должны были проходить как по избирательным округам, так и от общественных организаций (1/3 - 750 делегатов). На внеочередной 12-й сессии ВС СССР 11-го созыва 1 декабря 1988 г. изменения были внесены в Конституцию.
1988 июнь – Остроухов В. Н.
Старший бортинженер летного отряда, самолет Ту -154, Остроухов Владимир Петрович был составе делегации на XIX партийной конференции от Ростовской области

1988 август 21 – Приказ МГА №201 от 21.08.1987 об отмене сквозной общеминистерской нумерации лётных отрядов с 1988 г., также в список вошли УТО (УТЦ), которые входили в состав УГА.

1988 сентябрь – после окончания Актюбинского высшего летного училища ГА в Ростовском ОАО приступил к летной деятельности Усов Сергей Михайлович, который последовательно освоил самолеты Як-40, Ту-154, Б-737, А-320, Сухой Супер Джет. С 2022 старший пилот инструктор АК Азимут.
1988 июнь –Усов С.М.
Усов Сергей Михайлович, курсант АВЛУ ГА

1988 июль 21 – началась эксплуатация самолета Ту-152Б-2 СССР-85400, с 1993 регистрационный номер RA-85400, (заводской номер 80A400, серийный номер 0400), Maximum takeoff weight (MTOW) = 98 тонн, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 77 летный отряд, Донавиа (RA-85400), c 1980 март 06 по 1988 июль 21 – эксплуатировался в ЦУ МВС (Москва), списан 06 мая 2002, акт №9 - по отработке назначенного срока службы (21 год), завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска - 1980 февраль 28, в эксплуатации с 06 марта 1980.
Самолёт Ту-154Б-2 85400
Самолет Ту-154Б-2 85400

1988 август – выполнение крайне эффективных рейсов по перевозке вахтовых бригад нефтегазовых месторождений по маршруту Краснодар – Нижневартовск – Краснодар.
Экипаж Дьяченко
Экипаж Ту-154 РОАО при выполнении вахтовых рейсов из Краснодара. Слева направо: Дьяченко Николай Платонович, борт инженер Курятов Василий Адольфович, бортпроводник Анна Минаева, второй пилот Лайшев Александр Халилович, бортпроводник Светлана Солодилова, штурман Шапочкин Юрий Степанович.

Корнюшин и Дьяченко
КВС ТУ-154 Дьяченко Н.П. (центр) при выполнении вахтовых рейсов из Краснодара. Слева - второй пилот Корнюшин Ю.И. Справа - штурман Шапочкин Ю.С. 1988 август.

1988 октябрь 21 – начало эксплуатации самолета Ту-152Б-2 СССР-85409, с 1993 регистрационный номер RA-85409, заводской номер 80A409, серийный номер 0409, Maximum takeoff weight (MTOW) = 98 тонн, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 77 летный отряд, Донавиа (RA-85409), c 1980 апреля 26 по 1988 октябрь 20 – эксплуатировался в ЦУ МВС (Москва), списан 18 мая 2001, акт №3 - по отработке назначенного срока службы, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска в 1980 апрель ХХ, в эксплуатации с 26 апреля 1980, 29 лет 3 месяца, это был последний самолет переданный в РОАО для эксплуатации.
Самолёт Ту-154Б-2 85409
Самолет Ту-154 Б-2 85409 Ростовского ОАО

1988 декабрь 07 – землетрясение в Армении (Спитак, Ленинокан) (время 10:41 МСК) и последующая спасательная операция. Аэропорт Ростов-на- Дону на период до 31 января 1989 года стал ключевым аэропортом для обеспечения перевалки авиационных грузовых и пассажирских перевозок в район землетрясения, и материально-технического обеспечения обслуживания воздушных судов, участвующих в спасательных операциях.

1988 декабрь 11, воскресенье – под Ленинаканом при заходе на посадку потерпел катастрофу Ил-76М, участвующий в спасательных операциях (Спитак, Ленинокан), в результате чего погибли 77 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа в Армении.

1989 январь – декабрь в СССР выпущено: 522 воздушных судна, в том числе 220 самолетов.


Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материалы и фотографии предоставлены экспертами группы FEDAERO, личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Начало активности (дата):  08.07.2025

Количество показов:  1736