8 июля 2025
Мы продолжаем публикацию серии статей, объединенных рубрикой:«100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025».
С предыдущими статьями вы можете познакомиться по ссылкам:
СТАТЬЯ 1
СТАТЬЯ 2
СТАТЬЯ 3
СТАТЬЯ 4
СТАТЬЯ 5
СТАТЬЯ 6
СТАТЬЯ 7
СТАТЬЯ 8
СТАТЬЯ 9
Сегодня речь пойдёт о периоде с 1984 по 1988 гг.
Материал предоставляют:

Ольга Шульгина – дипломированный специалист по авиаперевозкам, бортпроводник Ростовского ОАО со стажем полетов более 20 лет. Сдержанный профессионал, умеющий убеждать.

Курятов Василий - бортинженер самолета Ту-154 Ростовского ОАО авиакомпании ДОНАВИА.
1984 январь – декабрь в СССР выпущено: 469 воздушных судов, в том числе 244 самолета.
1984 январь - экономические условия, котировка денежной единицы на 01.01.1984: рублей за доллар - 0,791, долларов за рубль - 1,2642.
1984 – первый международный чартерный грузовой рейс под кодом и флагом Аэрофлота на самолете Ан-12 Ростов-Варшава-Ростов-Тбилиси-Ростов, в Ростове смена экипажа на обратном пути, груз коммерческий (парфюмерия) из Варшавы в Тбилиси.
1984 – открытие прямых чартерных вахтовых рейсов на самолете Ту-154 по маршруту Ростов – Новый Уренгой – Ростов (расстояние 2996 км) в интересах и на основе договоров РОАО и Армавирского управления буровых работ (АУБР) производственного объединения Кубаньгазпром. Начальник АУБР, доктор экономических наук Ковалёв Адольф Аполлонович, главный инженер - Лысый Василий Иванович. Данная воздушная линия обеспечивала в год более 300 рейсов (до 2400 часов налета) с гарантированной загрузкой 120 – 136 пассажиров (вахтовая бригада). Далее чартерные рейсы были заменены на регулярные рейсы центрального расписания движения самолетов СССР, что позволило увеличить загрузку рейса до 160–164 человек.
1984 – парторганизация Ростовского ОАО была одной из крупнейших в городе, ее состав насчитывал более 1200 членов партии.
1984 – внедрение автоматизированной системы управления (АСУ) – компьютерной системы учета работы парка самолетов, авиадвигателей и экипажей Ростовского ОАО. Система разрабатывалась экономическими и коммерческими специалистами Ростовского ОАО (экономический алгоритм), а также специалистами кустового информационно-вычислительного центра Северо-Кавказского управления ГА (программное обеспечение). Это была одна из первых автоматизированных систем учета в гражданской авиации СССР.
1984 – начало эксплуатации самолета Ту-134А-3 СССР-65075, заводской номер 49998, серийный номер 42-01, двигатели Д-30 2-й серии, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 78 Летный Отряд. Свидетельство летной годности = до 2000 года. В период с 1977 сентября 29 по 1984 год самолет Ту-134А-3 СССР-65075 в Волгоградском ОАО, 1984-1986 года в РОАО, с 1986 года – в Грозненском ОАО. 24.11.1994 был уничтожен в результате воздушного налета Су-25 ВВС РФ в а/п Грозный, списан 01 января 2001 (оформление документов), завод-изготовитель - Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска - 1977 сентябрь 19, в эксплуатации с 19 сентября 1977.
1984 январь 01 - образование СКЦ АУВД «Стрела» в качестве самостоятельного предприятия,

СКЦ АУВД «Стрела», машинный зал
1984 март 15 – начало эксплуатации самолета Ту-134А-3 СССР-65771, заводской номер 62445, серийный номер 53-05, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, Донавиа (RA-65771). Свидетельство летной годности = до 2010 октябрь 31, с 1979 сентябрь 06 по 1984 март 14 эксплуатировался в 235-м Отдельном правительственном авиационном отряде, списан 02 сентября 2010, свидетельство №3716 от 2010 октябрь 07, завод-изготовитель Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска - 1979 август 31, в эксплуатации с 06 сентября 1979.

Самолет Ту-134А-3 СССР-65771, один из самых надежных и безопасных самолетов Ростовского ОАО и ДОНАВИА. За всю свою жизнь налетал около 45000 часов, совершил 24000 полетов. Самолет провел в воздухе более 5 лет. Самолет Ту-134А-3 RA-65771 в окраске ДОНАВИА.
1984 октябрь – специалисты Ростовского объединенного авиационного отряда, в составе группы сотрудников Международного коммерческого управления (МКУ) Аэрофлота участвовали в переговорах (Берлин, ГДР) и подписали контракт на выполнение международных рейсов (туристическая программа) по перевозке групп туристов из Германии (ГДР) в Сочи на 1985 год.
1984 октябрь 09 – в СМИ опубликована информация об условиях авиаперевозок из аэропорта Волгодонск.

Газета Волгодонская правда. Информация о выполнении авиарейсов из аэропорта Волгодонск. 1984 год.
1985–1991 ПЕРЕСТРОЙКА
Надежды, которым не суждено было сбыться.
1985 – для учета работы самолетомоторного парка РОАО (СМП РОАО) специалистами Ростовского ОАО (ПЭО и ЛО РОАО) разработана и внедрена в эксплуатацию автоматизированная система управления (АСУ), алгоритм разработал РОАО, программы подготовил Кустовой информационно-вычислительный центр (КИВЦ СКУГА).
1985 январь – декабрь в СССР выпущено: 485 воздушных судов, в том числе 236 самолетов.
1985 январь 01– начало эксплуатации самолета Л-410УВП СССР-67488, заводской номер 841313, серийный номер 13-13, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, 1991 август неизвестная авиакомпания, 1995 июнь 13 – не указанная в списке авиакомпания, бортовой номер SP-FTM, далее TI-AWY, 2005 авиакомпания TRAVEL AIR (Папуа Новая Гвинея), списан – 2005, документ не указан, завод-изготовитель – LET (Чехословакия), дата выпуска - 1984 декабрь, в эксплуатации с 01 январь 1985, 20 лет.

Командир воздушного судна Л-410 Вакуленко Владимир Александрович
Апрель. 1985.
1985 апрель 08 – 2009 июль 01 – период действия одного из самых важных документов, регламентирующего деятельность Гражданской Авиации СССР - Приказ МГА СССР от 08.04.1985 N 77 "Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации
СССР (НПП ГА-85)". Данное Наставление было отменено только через 23 года, 17.07.2008 года.
1985 апрель 23 – попытка изменения социальной политики государства – апрельский пленум ЦК КПСС - провозглашен курс на перестройку (первое использование данного термина) и ускорение. Полноправными членами Политбюро ЦК КПСС стали сторонники Горбачёва М.С. На пленуме Михаил Сергеевич сообщил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны». За основу взяты наработки группы Аганбегяна Г.А. (Горбачёв М.С., Рыжков Н.И., Долгих В.И,) о «политике ускорения», группой, созданной еще Андроповым Ю.В. Но данная политика не дала ожидаемого эффекта, практически провалилась из-за бездействия партийных структур на местах, что послужило основой для перехода к «политике перестройки», к поиску новой идеологии, переломная точка (работа группы Анганбегяна Г.А., ее наработки, и данный пленум), которая, по мнению историка Е. Спицына Е.Ю., провалилась и привела к смене общественного строя, к гибели и краху СССР.
1985 апрель 26 – 1986 апрель 26 – по приглашению правительств Польши и Монголии КВС (капитаны) РОАО, как пилоты – инструктора обучали и вводили в строй экипажей польской авиакомпании ЛОТ на самолетах Ту-154. Так экипаж КВС (капитан) Ярового А. М., в составе второго пилота Нор-Аревяна А.Т., штурмана – инструктора Колганова А.С. и бортмеханика – инструктора Чайка В.З., за свои заслуги по вводу в строй польских пилотов летно-инструкторский состав РОАО был награждён почётным знаком авиакомпании LOT.

Экипаж Ростовского ОАО, справа налево: командир воздушного судна (КВС) Яровой А.М. бортинженер Чайка В.З., штурман Колганов А.С., второй пилот Нор-Аверян А.Т., бортрадист Назаров Н. Экипаж в форме польской авиакомпании, 1985 год, Цюрих (Швейцария).
1985 май 03 – редкое фото династии летчиков Ростовского ОАО. Кабина самолета Ан-12, справа КВС (капитан) Ан-12 Семенов Валентин Лаврентьевич, общий налет более 20000 часов, слева КВС (капитан) Ту-154 Семенов Юрий Валентинович, налет около 10000 часов, летчики от Бога.

Кабина самолета Ан-12. Ростов.
Отец и сын. Два командира. Слева - Семенов Юрий Валентинович, справа - Семенов Валентин Лаврентьевич
1985 май 21 – визит областной администрации в Волгодонск.

Самолет Як-40 СССР-87965 салон.
Аэродром: Волгодонск, Ростовская Область
Дата: 21 мая 1985
Б.Н. ЕЛЬЦИН (заведующий строительным отделом ЦК КПСС), А.В. ВЛАСОВ (Первый секретарь Ростовского Обкома КПСС), А.В. КОРЖАКОВ (служба охраны)

Надпись на обороте фото
Як-40 87965 (см. выше).
1985 май 01 – бортпроводники РОАО, как правило, участвовали в майской демонстрации.

Бортпроводники РОАО на майской демонстрации 1975 года, заместитель начальника службы бортпроводников Кузнецова Екатерина в центре, в очках, рядом справа бортпроводник Сафронова Татьяна (предположительно)
1985 июнь 15 – прошло 60 лет истории Ростовского ОАО, 1925–1985. Событие прошло незаметно, без особого внимания и подведения итогов.

Юбилейный буклет – 60 лет
Ростовскому ОАО.
1985 июль 01 – начало эксплуатации самолета Л-410УВП СССР-67520, заводской номер 851414, серийный номер 14-24, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, 1990 ноябрь 30, Украина, авиакомпания Авиалинии Украины, Винницкий ОАО, 1993 август 30 бортовой номер UR-67520, 2003 неизвестная авиакомпания, бортовой номер 9L-LLC, списан – 2005 (документ не указан), завод-изготовитель – LET (Чехословакия), дата выпуска - 1984, в эксплуатации с 01 июля 1985, 20 лет.

Самолет Л-410 - не реализованная надежда местных воздушных авиалиний.
1985 июль 10 – 2009 июль 01 – период действия документа гражданской авиации «Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР» (НШС ГА-86), утвержденное Министром гражданской авиации СССР 10 июля 1985», отменен документом: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИКАЗ от 17 июля 2008 г. N 108, ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ, "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Наставление по штурманской службе в
гражданской авиации СССР
Одно из ключевых НАСТАВЛЕНИЙ по организации и производству полетов, определяющих деятельность гражданской авиации СССР.
Основные положения Наставления по штурманской службе в ГА СССР:
- определяет организацию работы штурманской службы;
- устанавливает структуру, функции и обязанности штурманской службы в гражданской авиации;
- регулирует штурманское обеспечение полетов;
- описывает процедуры, методы и средства, используемые для обеспечения безопасности и эффективности полетов, включая планирование, выполнение и контроль полетов;
- занимается подготовкой штурманов и диспетчеров;
- определяет требования к подготовке штурманов и диспетчеров службы движения, включая освоение прогрессивных методов самолетовождения и способов захода на посадку;
- определяет порядок применения бортовых и наземных средств;
- устанавливает правила использования навигационных приборов, средств связи, метеорологической информации и других технических средств для обеспечения безопасности и точности полетов;
- способствует повышению точности полетов;
- направлен на достижение максимальной точности выполнения полетов, что является критически важным для обеспечения безопасности;
- обеспечивает экипажи штурманским снаряжение;
- предусматривает обеспечение экипажей необходимым штурманским снаряжением.

Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА-86) — это основной нормативный документ, определяющий организацию работы штурманской службы и штурманского обеспечения полетов в гражданской авиации, а также подготовку штурманов и диспетчеров. Он регламентирует применение бортовых и наземных технических средств для обеспечения точности, и безопасности полетов.
1985 ноябрь – ноябрьская демонстрация, личный состав Ростовского ОАО.

На первом плане фото - Карабанов Владимир Михайлович - первый заместитель Командира РОАО (ПЗКО РОАО) и Сидоров Владимир Акимович – заместитель Командира РОАО по политико-воспитательной работе (ЗКО по ПВР)
1986 - Ростовскому аэропорту был присвоен статус международного, а регулярные рейсы в зарубежные страны начались с 1991 года. В соответствии с Заключением о прочности искусственных покрытий аэродрома Ростов-на-Дону по методу ИКАО «CAN/PCN», ИВПП пригодна для эксплуатации 28 типов советских и иностранных воздушных судов.
1986 январь – декабрь в СССР выпущено: 527 воздушных судов, в том числе 187 самолетов
1986 – работа экипажа самолета Ту-134, командир Потий Александр, в Лаосе, Вьетнянг, фото после рейса из Пномпеня.
1986 февраль 21 – начало международных полетов из аэропорта Ростов-на-Дону, открытие временного пограничного и таможенного постов.

Слева направо: Прокопенко (бортрадист), Кулинич (второй пилот), Степанов Сергей Тихонович (инженер ИАС), Попов (инженер ИАС), Потий Александр (Командир ВС), Потехин (штурман).
1986 – самолет Як-40 бортовой номер 87965 в аэропорту Волгодонск, прибытие делегации областных органов власти.

Слева направо: Тягливый Александр Егорович - первый секретарь ГК КПСС города Волгодонска, Бондаренко Иван Афанасьевич - первый секретарь Ростовского обкома КПСС, Пивоваров Николай Дмитриевич- председатель Облисполкома.
1986 август 31 - столкновение в Цемесской бухте балкера «Пётр Васёв» с пассажирским пароходом «Адмирал Нахимов» произошло в 23:12 31 августа 1986 года в 13 км от морского порта Новороссийска. В результате «Адмирал Нахимов» затонул за 8 минут, опрокинувшись на правый борт, из 1243 пассажиров и членов экипажа 423 человека погибли. Гибель «Адмирала Нахимова» стала крупнейшей катастрофой на Чёрном море в мирное время. Ростовский ОАО на самолетах Як-40 вывозили оставшихся в живых, «… мы прилетели двумя бортами и сажали нас в Анапе, т. к. в Новороссийске аэропорта уже не было».
1986 ноябрь – база ЭРТОС Ростовского ОАО, одно из ключевых подразделений РОАО начальник радиобюро и телеграфа Николаева Татьяна Петровна.

Николаева Татьяна Петровна.
База ЭРТОС РОАО. Ноябрь 1986 г.

Николаева Татьяна Петровна.
База ЭРТОС РОАО. Ноябрь 1986
1986 декабрь - 1987 апрель – самая суровая зима последней четверти 20-го века (1975 – 2000) для Ростовского объединенного авиационного отряда и аэропорта Ростов-на-Дону, толщина ледяного покрова на внутри аэропортовых проездах достигала 20 см, на внутренних проездах аэропорта ледяной накат от движения спецтранспорта достигал 40-50 см, от снега и льда ИВПП. Рулежные дорожки аэродрома, проезды на территории аэропорта полностью были очищены только к 25 апреля 1987 года.

Суровая зима 1986–1987, привокзальная площадь

Суровая зима 1986–1987, перрон аэродрома.
От ледяного покрытия перрона и внутрипортовых проездов удалось очистится только во второй половине апреля.

Суровая зима 1986–1987 очистка ИВПП. Износ аэродромной техники к апрелю 1987 составлял от 40 – до 60%.
к следующей зиме 1987 – 1988 парк снегоуборочной техники был наполовину обновлен
1986 декабрь – январь - 1987 апрель – особенности суточных температур в декабре, январе и апреле:
1986 декабрь 30 - температура за 24 часа выросла с минус 13.3 до плюс 1.4. Весь снежный покров подтаял и под снегом образовалось большое количество воды, которое замерзло уже через сутки, образовав ледяной покров от 12 до 24 см.
1987 январь 2 - температура за 24 часа выросла с минус 11.1 до плюс 1.7.
1987 январь 4 - температура за 24 часа выросла с минус 12.3 до плюс 3.6.
1987 апрель 12 – осадки, за 24 часа выпало 39.2 мм в виде снега, больше суточной нормы в ~12 раз.

Температурные таблицы самой суровой зимы для РОАО
1986 декабрь – сотни опытных авиационных специалистов РОАО, понимали и знали, что десятки самолетов в РОАО «просили» отдыха вне показателей использования СМП, вне зависимости от опытности летного и инженерно-технического состава. Напряженный план движения самолетов подвергал самих авиационных специалистов психо-физическому испытанию, но существующая взаимосвязь «авиаспецов» и самолетов обеспечивала самолеты «живым током» и удлиняла их жизнеспособность. Это и было достоянием профессионального и разумного коллектива, которое было испытано во многих обиходных явлениях транспортного производства (АЙ, Общ.176).

Самолет Ту-154 СССР-85495 в аэропорту Южно-Сахалинск (1991)
1986–1988 - на самолете Ту-154 Ростовский ОАО ввёл авиарейсы на Магадан, Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Нерюнгри. За счет оригинальной схемы стыковки рейсов, самолетов и смены экипажей в аэропорту Нерюнгри были открыты новые направления из Ростова.
1986 – в гражданской авиации в период перестройки (1985–1991), происходило множество изменений, направленных на повышение эффективности и безопасности полетов, а также на расширение географии полетов и развитие новых типов самолетов. Перестройка привела к увеличению числа международных рейсов, а также к развитию внутренних авиамаршрутов, связывающих регионы Советского Союза.
1987 – одна из «русскоязычных», как сказали бы сегодня, газет, выпускавшихся в далеком городе Сан-Франциско, опубликовала ряд статей под общим названием «Из прошлого русской авиации». Это было примерно за четверть века от даты 100-летия русской военной авиации России в 2012 году. Один из очерков имел заглавие «Два Вячеслава» и был посвящен жизни двух выдающихся русских авиаторов: Вячеславу Матвеевичу Ткачеву и Вячеславу Григорьевичу Баранову. Автор публикации — В. В. Томич, историк, писавший в Америке об авиации, — предваряя одну из своих статей, упомянул: «В далёкие годы моего отрочества, начитавшись рассказов о подвигах союзных и вражеских лётчиков-«асов» в 1-ю мировую войну 1914—1918 гг., я был поражён полнейшим отсутствием каких-либо упоминаний о действиях русской авиации за тот же период»
Стало понятно - в каком же забвении находилась история авиации на Дону.
1987 первая половина года – социальная политика государства - постепенный переход от «политики ускорения» в «политику перестройки» (см. 1985 апрель 23).
1987 январь - социальная политика государства - состоялся пленум Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС), который рассмотрел вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Фактически провозглашен переход к новой социальной политике государства, к фактическому отклонению от марксизма-ленинизма, переход, который привел к смене общественного строя и к краху СССР.
1987 январь – декабрь в СССР выпущено: 527 воздушных судов, в том числе 248 самолетов.
1987 расписание движения рейсов через аэропорт Ростов-на-Дону Ростовского объединенного авиационного отряда на 01 января 1987, на 01 июня 1987, на 01 октября 1987 года. Публикация расписания движения самолетов в СМИ было основным рекламным методом до 1993 года.



Расписание движения авиарейсов из аэропорта Ростов-на-Дону
1987 январь – приступил к исполнению обязанностей шестой командир (начальник, руководитель) РОАО Першин Владимир Петрович.
Командование Ростовского ОАО:
Первый заместитель командира Ростовского объединенного авиаотряда – Дужников П. Д. (Приказ №5/л КО РОАО от 15.01.87)
Командир 77 летного отряда – Цивинский М.Н.
Командир 78 летного отряда – Зазовский К.Л.
Начальник АТБ РОАО – Лебедев Ю.А.
Заместитель по авиационной безопасности – Винокуров С.В.
1987 январь – выполнение на самолете Ан-12 перевозки мороженой рыбы в Салехарде - административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменская область, СССР. На фото КВС (командир) Ковалинский Феофил Алексеевич, бортинженер Войнов Юрий, старший инженер цеха №4 АТБ Дьяченко Георгий Михайлович, инженер цеха №4 АТБ РОАО Жуков Геннадий Яковлевич.

На фото: КВС (командир) Ковалинский Ф.А., бортинженер Войнов Ю, старший инженер цеха №4 АТБ Дьяченко Г.М, инженер цеха №4 АТБ РОАО Жуков Г.Я.
1987 февраль – приступил к исполнению обязанностей седьмой командир (начальник, руководитель) РОАО Заикин Владимир Алексеевич


Командование Ростовского ОАО:
Первый заместитель командира Ростовского объединенного авиаотряда – Дужников П. Д. (Приказ №5/л КО РОАО от 15.01.87)
Командир 77 летного отряда – Цивинский М.Н.
Командир 78 летного отряда – Зазовский К.Л.
Начальник АТБ РОАО – Лебедев Ю.А.
Заместитель по авиационной безопасности – Винокуров С.В.
1987 апрель 17 - начало эксплуатации самолёта Ту-154Б-2 СССР-85295, с 1993 г.регистрационный номер RA-85295, (заводской номер 78А295, серийный номер 0295), Maximum takeoff weight (MTOW)=98 тонн, Ростовский объединённый авиационный отряд (РОАО), 77 лётный отряд, Донавиа (RA-85295), списан 18 мая 2001 г., акт №3 - по отработке назначенного срока службы, завод изготовитель - Авиакор (Куйбышев), дата выпуска - 1978 г. сентябрь, в эксплуатации с 21 сентября 1978 г.

Самолет Ту-154Б-1 85295.
Один из нескольких самолетов РОАО, имевших усиленные стойки шасси. Максимальный взлётный вес – 100 тонн
1987 май 4 – министром гражданской авиации СССР стал генерал Волков. А.Н., командующий военно-транспортной авиацией ВВС СССР.
1987 май 01 - вступил в силу Закон номер 6050-X1 «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР». Он был принят Верховным Советом СССР 19 ноября 1986 года и введён в действие 1 мая 1987 года.
1987 июнь 30 – Верховным Советом СССР принят закон о государственном предприятии (объединении), введённый в действие с 1 января 1988 года. Закон принципиально видоизменил взаимоотношения в треугольнике «органы государственной власти — администрация предприятий — работники». Он предусматривал хозрасчет и элементы самостоятельности в выборе экономических партнеров.
1987 июль – первый самостоятельный полёт на самолёте ТУ-134 командира Ростовского ОАО Заикина В.А.

Слева на право: штурман Красюков К.Н, командир самолета Заикин В.А, второй пилот Муштатов Н.П, бортмеханик Арсентьев С.И. (Июль 1987)
1987 июль 17 – начало эксплуатации самолета Ту-152Б-2 СССР-85414, с 1993 регистрационный номер RA-85414, заводской номер 80A414, серийный номер 0414, Maximum takeoff weight (MTOW) = 98 тн, Ростовский объединенный авиационный отряд, 77 летный отряд, Донавиа (RA-85414), c 1980 мая 26 по 1987 июль 16 – эксплуатировался в ЦУ МВС (Москва), списан 6 мая 2002, акт №10 - по отработке назначенного срока службы, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска - 1980 май 21, в эксплуатации с 26 мая 1980.
Самолет Ту-154Б-2 85414
1987 август 21 – 78 летный отряд Ростовского объединенного авиационного отряда переименован во 2-й летный отряд Ростовского ОАО. Приказ МГА № 201 от 21 августа 1987 (информация из Трудовой Книжки Лебеденко А.Л.)
1987 март 23 – к работе в должности главного инженера - заместителя начальника аэропорта Ростовского ОАО приступил Паршуков Александр Маркович (данные из трудовой книжки).

Выпускник Киевского института инженеров Гражданской авиации Паршуков Александр Маркович - начальник аэродромной службы, главный инженер аэропорта
1987 сентябрь 13 - попытка угона Ту-134, выполнявшего рейс Минск—Ростов-на-Дону, когда художник Геннадий Хацкевич (1952 года рождения) показал стюардессе, закреплённый на его теле муляж бомбы, потребовав лететь в Париж. После посадки в Ростове преступника задержали и отправили на принудительное лечение.
1987 ноябрь 25 – 2000 апрель 13 эксплуатация самолета (18) Ту-152Б-2 СССР - серийный номер 0452, Maximum takeoff weight (MTOW) = 98 тонн, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 77 летный отряд, Донавиа (RA-85452), 1980 ноябрь 15 – 1987 октябрь 24 – эксплуатировался Таджикское УГА , Душанбинский ОАО, с 2000 по 2005 эксплуатировался Аэрофлот, списан 26 марта 2007, СИ-3032, акт №151 от 30.11.2006, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска - 1980 ноябрь 15, в эксплуатации с 15 ноября 1980.

Самолет Ту-154Б-2 85452
1987 декабрь 01 – озвучено принятое закрытое решение внутренней властной группировки в СССР о демонтаже СССР.
1988 – високосный гол, начало реализации решения о демонтаже СССР
1988 – первый полет самолета Ту-155, один из двигателей которого работал на газообразном топливе. Но из-за отсутствия финансирования перспективный проект не был завершен.
1988 – экономические условия – закрытый переход от непостроенного социализма в позднему «капитало-феодализму».
1988 январь 01 - котировка денежной единицы на 01.01.1988:
рублей за доллар - 0,58
долларов за рубль - 1,7229
1988 - общая численность работников Аэрофлота в советское время доходила до 600 тысяч человек.
1988 – аэропорт Ростов-на-Дону обслуживал шестой по численности населения (4,3 млн) субъект федерации - Ростовскую область, а также сопредельные территории СССР. Являлся единственным аэропортом области, имеющим статус международного и основным из двух пассажирских (более 99 % пассажирооборота области). Базу пассажиропотока аэропорта формировала густонаселённая конурбация (компактное скопление населённых пунктов) городов Ростов-на-Дону, Таганрог, Батайск, Новочеркасск, Аксай и Шахты, где проживает более 2,5 млн человек (60 % населения области), что делает её крупнейшим агломерационным образованием юга России и 4-м по численности населения в России. Планировавшийся перенос аэропорта из городской черты Ростова-на-Дону ближе к центру Ростовско-Шахтинской агломерации на свободные земли Грушевского сельского поселения Аксайского района завершился постройкой и вводом в эксплуатацию нового аэропорта в 2017 году.
1988 февраль – смена политических и экономических условий в стране – в соответствии с принятым закрытым решением внутренней властной группировки в СССР о демонтаже СССР.
1988 апрель 08 – завершил свою летную деятельность четвертый командир Ростовского ОАО, заслуженный пилот СССР Лебеденко А.Л.

Четвертый командир Ростовского ОАО, заслуженный пилот СССР Лебеденко А.Л.
По традиции авиации лётчик, заканчивающий летную карьеру, объявляет об этом заранее. Планируется завершающий рейс и встреча его командованием и коллегами после полёта на аэродроме у трапа самолётов. По прибытию рейса бортпроводники объявляют, что был завершающий полёт для лётчика в его карьере.

Рейс 6088, 8 апреля 1988 года, прибыл из Киева.
Командир воздушного судна Лебеденко А. Л.
спускается по трапу самолета.

Командно-руководящий состав РОАО встречает Лебеденко А.Л. после рейса

Запись на обратной стороне фото.
08.04.88. Ростов-на-Дону. Последний рейс заслуженного пилота СССР Лебеденко А. Л. Рейс 6087–6088. Ростов – Киев- -Ростов

Лебеденко Александр Леонтьевич – четвертый командир Ростовского ОАО (1976 июль 28–1980 март 27)

Лебеденко Александр Леонтьевич – заслуженный
пилот СССР
1988 май 36 – ключевое социально-экономическое событие года, первое из двух – Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 N 8998-XI.
1988 июнь 28 – июль 01 – ключевое социально-политическое событие года – XIX партийная конференция, второе событие из двух, (до того конференции КПСС не проводились 47 лет, с 1941 г.).
1988 январь – декабрь в СССР выпущено: 460 воздушных судов, в том числе 219 самолетов.
1988–1989–1990 – выполнение программ туристических рейсов выходного дня по маршрутам (туристическая группа выходного дня)
Ростов – Рига – Ростов
Ростов – Таллин – Ростов
Ростов – Самарканд – Ростов
Туристические рейсы вылетали, как правило, в 06.00 утра, в основном использовались самолеты в компоновке салона 180 кресел, рейсы возвращались до 24.00 в этот же день, в субботу или в воскресенье.
1988 март 6 - на самолете Ту-154 выполнен туристический рейс одного дня в город Таллин. Рейс вылетел рано утром из Ростова и обратно вернулся поздно вечером. Самолет и экипаж весь день были в Таллине, ждали пассажиров. До обеда у экипажа была поездка в город, после обеда – предполетный отдых в профилактории аэропорта Таллин.

Группа пассажиров на самолёте Ту-154 туристического рейса одного дня в Таллин, март 1988 г.
1988 – в состав партийной организации Ростовского ОАО входило около 1100 человек личного состава авиапредприятия, численность всего предприятия составляла около 4162 человек (1984 год).
1988 май 01 – документальное фото РОАО - Савин Иван Георгиевич - начальник техотдела, Сидоров Владимир Акимович – заместитель командира 78 Летного Отряда по политико-воспитательной работе (ПВР), Крицкий Михаил Степанович – заместитель секретаря Парткома РОАО.
1988 май 26 - принят Закон СССР «О кооперации в СССР» (вступил в действие с 1 июля 1988 года) после IV Всесоюзного съезда колхозников 23-25 марта 1988 г., разрешил кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе и торговлей. Закон "О кооперации" впервые со времен нэпа разрешил создание частных предприятий, для "страны победившего социализма" это было революцией в сознании, разрушительной и трагической революцией.
1988 июнь 09 - первый самостоятельный командир воздушного судна (КВС) Як-40 (бортовой номер 88254) - Маринец Е.В 78 летного отряда Ростовского ОАО. Первый самостоятельный — это особый рейс в жизни любого летчика. После подготовки вторым пилотом, полетов в кресле командира, программы полетов с инструктором, это первый полет с пассажирами, в котором летчик полностью самостоятельно выполняет полетное задание как командир ВС без инструктора. Судьба КВС Маринца Е.В. и самолета Як-40 бортовой номер 88254 сильно переплетены. Это были чудовищные зигзаги судьбы самолета и летчика, от первого самостоятельного до последнего рейса. В октябре 1994 года Евгений Маринец, как пилот инструктор, именно на этом борту 88254, выполнил последний авиарейс для этого самолета. В Махачкале, при выполнении регулярного рейса, после захвата самолета, борт был взорван, экипаж и пассажиры были спасены.

09.06.1988г. Первый самостоятельный, КВС Як-40 бортовой номер 88254, Маринец Е.В.
Слева на право: Огай Д.Н.- командир 1-й эскадрильи Як-40, Сидоров В.А. - замполит 78 лётного отряда РОАО, Зазовский К.Л. – командир 78 ЛО, Е.В. Далабаян Е.Л. – КВС-наставник, Сасорин А.Н. – инженер 78 ЛО, Якович Л.Э. – бортпроводник, Кондаков В.И. – штурман 1 АЭ 78 ЛО.
1988 июнь 28 – июль 01 состоялась XIX партийная конференция (до того конференции КПСС не проводились с 1941 г.), которая положила начало конституционным реформам в СССР. Согласно решениям конференции, предполагалось возобновление деятельности съезда народных депутатов с сохранением ВС СССР, выборы на съезд должны были проходить как по избирательным округам, так и от общественных организаций (1/3 - 750 делегатов). На внеочередной 12-й сессии ВС СССР 11-го созыва 1 декабря 1988 г. изменения были внесены в Конституцию.

Старший бортинженер летного отряда, самолет Ту -154, Остроухов Владимир Петрович был составе делегации на XIX партийной конференции от Ростовской области
1988 август 21 – Приказ МГА №201 от 21.08.1987 об отмене сквозной общеминистерской нумерации лётных отрядов с 1988 г., также в список вошли УТО (УТЦ), которые входили в состав УГА.
1988 сентябрь – после окончания Актюбинского высшего летного училища ГА в Ростовском ОАО приступил к летной деятельности Усов Сергей Михайлович, который последовательно освоил самолеты Як-40, Ту-154, Б-737, А-320, Сухой Супер Джет. С 2022 старший пилот инструктор АК Азимут.

Усов Сергей Михайлович, курсант АВЛУ ГА
1988 июль 21 – началась эксплуатация самолета Ту-152Б-2 СССР-85400, с 1993 регистрационный номер RA-85400, (заводской номер 80A400, серийный номер 0400), Maximum takeoff weight (MTOW) = 98 тонн, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 77 летный отряд, Донавиа (RA-85400), c 1980 март 06 по 1988 июль 21 – эксплуатировался в ЦУ МВС (Москва), списан 06 мая 2002, акт №9 - по отработке назначенного срока службы (21 год), завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска - 1980 февраль 28, в эксплуатации с 06 марта 1980.

Самолет Ту-154Б-2 85400
1988 август – выполнение крайне эффективных рейсов по перевозке вахтовых бригад нефтегазовых месторождений по маршруту Краснодар – Нижневартовск – Краснодар.

Экипаж Ту-154 РОАО при выполнении вахтовых рейсов из Краснодара. Слева направо: Дьяченко Николай Платонович, борт инженер Курятов Василий Адольфович, бортпроводник Анна Минаева, второй пилот Лайшев Александр Халилович, бортпроводник Светлана Солодилова, штурман Шапочкин Юрий Степанович.

КВС ТУ-154 Дьяченко Н.П. (центр) при выполнении вахтовых рейсов из Краснодара. Слева - второй пилот Корнюшин Ю.И. Справа - штурман Шапочкин Ю.С. 1988 август.
1988 октябрь 21 – начало эксплуатации самолета Ту-152Б-2 СССР-85409, с 1993 регистрационный номер RA-85409, заводской номер 80A409, серийный номер 0409, Maximum takeoff weight (MTOW) = 98 тонн, Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО), 77 летный отряд, Донавиа (RA-85409), c 1980 апреля 26 по 1988 октябрь 20 – эксплуатировался в ЦУ МВС (Москва), списан 18 мая 2001, акт №3 - по отработке назначенного срока службы, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска в 1980 апрель ХХ, в эксплуатации с 26 апреля 1980, 29 лет 3 месяца, это был последний самолет переданный в РОАО для эксплуатации.

Самолет Ту-154 Б-2 85409 Ростовского ОАО
1988 декабрь 07 – землетрясение в Армении (Спитак, Ленинокан) (время 10:41 МСК) и последующая спасательная операция. Аэропорт Ростов-на- Дону на период до 31 января 1989 года стал ключевым аэропортом для обеспечения перевалки авиационных грузовых и пассажирских перевозок в район землетрясения, и материально-технического обеспечения обслуживания воздушных судов, участвующих в спасательных операциях.
1988 декабрь 11, воскресенье – под Ленинаканом при заходе на посадку потерпел катастрофу Ил-76М, участвующий в спасательных операциях (Спитак, Ленинокан), в результате чего погибли 77 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа в Армении.
1989 январь – декабрь в СССР выпущено: 522 воздушных судна, в том числе 220 самолетов.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».
Материалы и фотографии предоставлены экспертами группы FEDAERO, личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
Начало активности (дата):
08.07.2025
Количество показов:
1736