Версия для слабовидящих

Рубрика «100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025». Статья 7

Мы продолжаем публикацию серии статей, объединенных рубрикой:«100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025».
С предыдущими статьями вы можете познакомиться по ссылкам:
СТАТЬЯ 1
СТАТЬЯ 2
СТАТЬЯ 3
СТАТЬЯ 4
СТАТЬЯ 5
СТАТЬЯ 6

Сегодня речь пойдёт о периоде с 1948 по 1964 годы, который стал прологом к появлению Гражданской авиации СССР и Ростовского Объединенного авиаотряда.

Материал представляют:
Руслан Жарких
Руслан Жарких - лаборант кафедры Истории России ИИМО ЮФУ,
студент 3 курса направления "История",
один из победителей Игр ИИМО ЮФУ по информационной безопасности.

 Гармаш Марина
Гармаш Марина - бортпроводник Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА (до 2000 года), авиационный специалист, технолог по организации авиационных перевозок.

1947 декабрь 19 – принято очередное Постановление N 4065 СМ СССР о подчинении Гражданского Воздушного Флота Министерству Вооруженных Сил с подчинением командующему Дальней авиацией (очередное подчинение ГВФ ВВС Министерству Вооруженных сил):
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 1947 г. N 4065
О ПОДЧИНЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА
МИНИСТЕРСТВУ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Главное управление гражданского воздушного флота, его органы, части и учреждения на местах передать с 1 января 1948 г. в состав Министерства вооруженных сил, с подчинением Командующему Дальней авиацией т. Голованову.
Передачу Гражданского воздушного флота Министерству вооруженных сил произвести со всеми кадрами, летным имуществом, транспортными средствами, производственными предприятиями, подсобными хозяйствами, жилым и служебным фондом, наличными материалами и фондами по балансу на 1 января 1948 г.
2. Освободить от должности Начальника Главного управления гражданского воздушного флота, маршала авиации т. Астахова и направить его в распоряжение Министра вооруженных сил.
3. Назначить Начальником Главного управления гражданского воздушного флота генерал-лейтенанта авиации Байдукова Г. Ф.
4. Для приема Министерством вооруженных сил Гражданского воздушного флота образовать комиссию в составе: главного маршала авиации Голованова А.Е. (председатель), генерал-лейтенанта авиации Байдукова, маршала авиации Астахова, генерал-полковника инженерно-авиационной службы Маркова, генерал-полковника авиации Никитина, генерал-полковника Виноградова, генерал-лейтенанта Карпоносова, генерал-лейтенанта интендантской службы Хотенко, генерал-лейтенанта Пронина и представителя от Министерства госконтроля.
Поручить указанной выше комиссии закончить работу по приему Гражданского воздушного флота к 1 февраля 1948 года.
5. Поручить Министерству вооруженных сил представить к 1 февраля 1948 года предложения о мерах по улучшению работы Гражданского воздушного флота.
Председатель
Совета Министров Союза ССР
И. СТАЛИН
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
Я. ЧАДАЕВ

1947 декабрь 24 - Постановлением Президиума Верховного Совета CCCP отменен выходной день для празднования дня Победы.
Постановление об отмене дня Победы.jpg
1948–1956 - была заложена профессиональная и техническая основа гражданской авиации Советского Союза до 26 декабря 1991 год

1948 – Президент США Гарри Трумэн утвердил План Маршалла. СССР от участия в проекте отказался.

1948 - экономические условия в стране, котировка денежной единицы на 01.01.1948 составила: 5.3 рубля за доллар, или 0.1887 долларов за рубль.

1948 – практически все самолеты гражданской авиации выросли из своих военных предшественников.

1948 – завершено восстановление аэровокзала аэропорта Ростов-на-Дону. В восстановлении аэровокзала участвовали военнопленные.
 аэровокзал 1948 г.
Аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону, после восстановления. 1948 г.

1948 февраль –1957 октябрь 31 – эксплуатация (ЧЕТВЕРТЫЙ самолет Ли-2 в Ростове) Ростовским авиационным (летным) отрядом самолета Ли-2 (модификация самолета ПС-84), регистрационный номер СССР-Л4516, заводской номер 18428508, серийный номер 285-08, завод изготовитель Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Валерия Чкалова (Ташкент), дата выпуска - февраль 1948, в эксплуатации с февраля 1948 (9 лет), списан 31 октября 1957, приказ № 406 – по отработке амортизационного ресурса

1948 февраль 09 – гражданской авиации СССР 25 лет.
ГА СССР 25 лет
9 февраля 1923 года Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Этот день стал считаться датой образования гражданской авиации СССР. С 1923 года Совет по гражданской авиации принял на себя руководство всей отраслью.

1948 февраль 23 – Указ о награждении званием Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7794), Абрамова Петра Петровича, командира отряда 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитана, летал и работал в Ростовском ОАО.
Абрамов П.П.
Гвардии капитан Абрамов Пётр Петрович, Герой Советского Союза, летал и работал в Ростовском ОАО. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
В боевом формуляре экипажа Петра Абрамова записано, что им уничтожено более 30 танков, разбито и повреждено10 эшелонов с боевой техникой, уничтожено 12 складов с горючим и боеприпасами, более тысячи вражеских солдат и офицеров. Со своим экипажем успешно выполнил 320 боевых вылетов. В их числе полёты в глубокий тыл врага, с посадкой у партизан для обеспечения их боеприпасами, взрывчаткой, оружием и снаряжением, вывозом тяжелораненых партизан; на бомбёжку промышленных и военных объектов врага, железнодорожных узлов и станций, морских портов, аэродромов, складов, танковых соединений и скоплений живой силы.

1948 март - поступил на эксплуатацию в предприятия Аэрофлота многоцелевой самолет Ан-2 конструкции О.К. Антонова. Всего выпущено около 18000 единиц данного самолет. В СССР производился до 1971 года, до 2002 года в Польше, и до сих пор выпускается в Китае, в различных модификациях.
Ан-2
В Ростовском авиаотряде самолеты Ан-2 начали эксплуатировать с июня 1952 года до 1982. Эксплуатацию в Ростове прошло 18 бортов самолета Ан-2.

1948 июнь - было создано Северо-Кавказское (территориальное) Управление ГВФ, в состав которого входили Ростовские 77-й и 78-й авиационные (летные) отряды. В 1963 году они вошли в состав Ростовского Объединенного Авиаотряда и сохранили свое обозначение до 1992 года.

1949 – начался процесс опускания «железного занавеса», принято Постановление Совета Министров СССР о глушении «антисоветских» радиостанций (усиление информационной изоляции).

1949 – с поступлением на эксплуатацию новых типов ВС приходилось осваивать ранее неизвестные методы ухода за материальной частью и ее ремонта. В ГВФ было решено создать новое подразделение в авиатранспортных структурах – линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ) с цеховым делением, где выполнялись работы по всем формам технического обслуживания воздушных судов. Впервые появилась возможность создать более мощную техническую базу для выполнения регламентных работ: лабораторию по спецоборудованию, ремонтные цеха, цеха по смене двигателей и выполнению трудоемких процессов ремонта, вспомогательные производства. ЛЭРМ в дальнейшем были преобразованы в Авиационно-Технические базы (АТБ).

1949 сентябрь 01 - создание нового структурного подразделение в авиатранспортных структурах в Ростове, в авиационных отрядах, линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских (ЛЭРМ).

1949 – Ростовские ЛЭРМ были одним из первых предприятий подобного профиля в СССР. Именно они стали технической базой, на которой, в последующем, создавалась и развивалась авиационно-техническая база (АТБ) Ростовского ОАО и производственная основа Авиаремонтного завода №412 ГА.

1950 февраль 02 – Указом Президиума Верховного Совета от 25.02.1950, высшим органом государственной власти в период между сессиями Верховного Совета СССР введены персональные звания для начальствующего состава Главного управления гражданского воздушного флота СССР, от старшин (6 категория) соответствующей службы до генерал-полковника (15 категория). Высшим органом государственной власти в стране подтверждено, что ГВФ является структурой вооружённых сил государства.
Указ ПРЕЗИДИУМА ВС СССР
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 25 февраля 1950 года
О о введении персональных званий для начальствующего состава Главного управления гражданского воздушного флота.

1950 сентябрь 02 - Постановлением Совета Министров СССР для повышения качества руководства движением воздушных судов и безопасности полетов в аэропортах был создан институт руководителей полетов, на должности которых назначались опытные командиры транспортных самолетов первого и второго класса с действующими пилотскими свидетельствами, имевшие опыт полетов в сложных метеоусловиях и захода на посадку по радиосветотехническим системам днем и ночью. Инструкция по организации и руководству движением самолетов на воздушных трассах СССР и местных воздушных линиях ГВФ, утвержденная приказом ГУГВФ от 07.09.1959 № 369, как следует из названия, предполагала именно руководство движением самолетов со стороны, существовавшей уже тогда службы движения. Долгое время руководитель полетов аэродрома был ключевой фигурой в деятельности любого аэропорта.

1950 – начало эксплуатации самолета Ли-2 (модификация ПС-84) СССР-Л4878 (с 1959 года бортовой номер СССР-54878), заводской номер 18436004, серийный номер 360-04, Ростовский Авиационный (летный) отряд, списан 1960 март 24, Приказ № 89 – по отработке амортизационного ресурса, завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1950, в эксплуатации с 1950 (10 лет).
Ли-2 бортовой номер - Л4878
Фото до 1959 года
Самолет Ли-2, бортовой номер - Л4878, с 1959 ботовой номер – СССР 54878.

1950 август 21 - введено в действие «Наставление по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР» (НИАС ГА-50, приказ начальника ГУ ГВФ СССР № 181 от 21.08.1950 г.), во всех авиатранспортных подразделениях и аэропортах была упорядочена работа инженерно-авиационных служб (ИАС). Основной документ, регламентирующий организацию технического обслуживания самолетов. Выход этого документа считается началом формирования современного облика инженерно-авиационной службы гражданской авиации.

1950 – начало эксплуатации самолета тип Ли-2 (модификация ПС-84) СССР-Л3919 (с 1959 апрель 03 бортовой номер СССР-16206), заводской номер 18431803, серийный номер 318-03, Конструктор - Лисунов Борис Павлович, Ростовский летный отряд ХХ, списан 31 октября 1957, Приказ № 406 – по отработке амортизационного ресурса, завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска - 1949, в эксплуатации с 1949 (8 лет).

1951 – организована врачебно–летная экспертная комиссия, ВЛЭК, при медсанчасти Ростовских авиационных отрядов, для проведения освидетельствования летного состава. Крайне важное структурное подразделение для контроля оценки состояния личного состава.

1951 – Капустин Борис Владиславович окончил Ростовский индустриальный техникум. В том же году призван в ряды Вооруженных сил по предложению призывной комиссии поступает в Кировобадское военное авиационное училище летчиков им. Хользунова. После окончания распределен на Север, затем направлен в Группу советских войск в Германии (ГСВГ). В 1966 году Капустин Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич - стали теми самыми лётчиками, про подвиг которых пела вся страна, песня Оскара Фельцмана и Роберта Рождественского «Огромное небо».

1952 январь 01 - экономические условия времени - котировка денежной единицы на 01.01.1952: рублей за доллар - 4.0, долларов за рубль - 0,2500.

1952 июнь – поступил первый самолет типа Ан-2 на эксплуатацию в Ростовские авиаотряды, самолет Ан-2СХ, СССР-98304, 34-й Транспортный Авиационный Отряд (Ростов-на-Дону), эксплуатировался в период с 1952 июнь по 1957 август 29, завод-изготовитель Авиант (Киев), заводской номер 12347306, серийный номер 023-06, первый полет 1952, дата выпуска май 1952.
Всего в период с 1952 по 1962 в Ростовских авиаотрядах эксплуатировалось 18 самолетов типа Ан-2.

1952 август – начались испытания транспортного самолета Ил-14 конструкции С. В. Ильюшина, который в 1954 году вышел на авиалинии.

1952 сентябрь – образовано Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ Главного Управления ГВФ, далее 27 июля 1964 - образовано Северо-Кавказское ТУ ГВФ МГА СССР, и 15 сентября 1964 - образовано Северо-Кавказское УГА МГА СССР.

1952 сентябрь – в Ростове-на-Дону на базе 34-го Транспортного авиационного отряда был образован 77-й Авиационный транспортный отряд (АТО), а на базе 227-го Авиационного отряда специального применения (АОСП) создан 78-й АОСП и Местных Воздушных Линий (МВЛ) Северо-Кавказского территориального управления ГВФ.

1952 январь 01 - экономические условия времени - котировка денежной единицы на 01.01.1952: рублей за доллар - 4.0, долларов за рубль - 0,2500.

1952 август-октябрь - проведены испытания транспортного самолета Ил-14 конструкции С. В. Ильюшина, который в 1954 году вышел на авиалинии.

1952 сентябрь - 34-й Ростовский Транспортный АвиаОтряд (ТАО) СК УГВФ (образованный в 1947 август), переименован в Ростовский авиаотряд Северо-Кавказского Территориально Управления ГВФ.

1953 - по заданию ГУГВФ Научно-исследовательский институт ГВФ наметил пути ускорения технического переоснащения Аэрофлота, сформулировал требования к создаваемым для гражданской авиации скоростным турбореактивным и турбовинтовым многоместным самолетам и двигателям к ним. Исходя из предполагаемого общего объема пассажирских и грузовых перевозок и их структуры, видов и объемов применения авиации в на¬родном хозяйстве, были определены характеристики новых типов самолетов для дальних, средних и коротких расстояний, а также самолетов специального применения и для первичного обучения летного состава.

1953 январь – начало эксплуатации в Ростовском авиаотряде самолета Ли-2 (модификация ПС-84) СССР-Л4985 (с 1959 года бортовой номер СССР-54985 (заводской номер 23443501, серийный номер 435-01), Конструктор - Лисунов Борис Павлович, Ростовский Авиационный (летный) отряд ХХ, списан 1961 октябрь 10, Приказ № 458 – по отработке ресурса, завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1952, в эксплуатации с 1952 (7 лет). Всего в Ростовских авиаотрядах прошли эксплуатацию 64 самолета Ли-2.
Ли-2 (модификация ПС-84 СССР-Л4985
Редкое фото на просторах сети.
Самолет Ли-2 (модификация ПС-84) бортовой номер СССР-Л4985 (с 1959 года бортовой номер СССР-54985). Эксплуатировался в Ростовском авиаотряде.
До 1953 года эксплуатировался в Болгарии, после 1959 года – в Сталинграде.

1954 март – печальное начало истории самолета Ил-14, только что построенный самолет Ил-14 выкатили на открытую площадку для доводки и летных испытаний. Как на радость (или наоборот), в эти годы встал у руля государства Н.С. Хрущев, который решил всем показать «Кузькину мать». И в октябре 1954 г. (т.е. через полгода после выкатки из цеха самолета Ил-14), он решил лететь на новом пассажирском самолете в Китай, к дню празднования годовщины Китайской Народной республики. Его должна была сопровождать большая делегация из руководства страны, в том числе Н.М. Булганин, Г.М. Маленков и др. члены правительства. Никто не решился ему объяснить (а может боялись), что от выкатки самолета из цеха до серийного запуска обычно проходит 5-7 лет, а то и больше, как в настоящее время, на последних пассажирских самолетах. Как и следовало ожидать, при подлете самолета Ил-14 к г. Пекину, во время болтанки через горы и сильной грозы, неотработанный герметик в зоне стыка стрингеров с обшивкой фюзеляжа, свернулся, и с потолка салона начало капать, что не понравилось делегации и Н.С. Хрущеву. Назревал международный скандал. По приезду была организована комиссия от ОКБ им. С.В. Ильюшина, которая быстро нашла и другие дефекты на самолете Ил-14. В споре обвинили только одну сторону и полетели головы руководства завода № 84. Был уволен директор завода Л.А. Гуськов.

1954 – введена обязательная форма стюардесс ГВФ специально для тех, кто обслуживал международные рейсы. Первое время у стюардесс не было единой униформы, и они летали, как говорится, кто в чём. Единственным пожеланием было – тёмный низ, светлый верх. Первая советская единая форма для бортпроводниц имела тёмно-синий цвет. Недаром В. Высоцкий пел в своё время: «А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот».

1955 – из Ростова в Москву ежедневно отправлялось 19 рейсов, на самолетах Ли-2 и Ил-14, но все они предполагали промежуточную посадку — либо в Харькове, либо в Воронеже, либо в Сталино (Донецке).

1955 - именно в первое десятилетие после Великой Отечественной войны (1945–1955), все силы советского общества, помимо восстановления, были брошены на качественный рывок в технологическом развитии, в том числе в области авиастроения и авиатранспорта. И главным ресурсом этого роста были люди – те немногие авиаспециалисты, оставшиеся после войны, которые были настоящими профессионалами своего дела и приложили все усилия не только для восстановления авиапредприятий, но и для их глубокой модернизации. Они вернулись на руины своих авиапредприятий, которые кроме них никто не смог бы так быстро восстановить авиатранспортное производство.

1955 январь 25 – вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. "О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией".
Указ об окончании Великой Отечественной войны
Крайне редкий документ, практически не упоминаемый.
Президиум Верховного Совета СССР настоящим Указом объявляет:
1. Состояние войны между Советским Союзом и Германией прекращается и между ними устанавливаются мирные отношения.
2. Все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении германских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вражеского государства, утрачивают свою силу.
3. Объявление о прекращении состояния войны с Германией не изменяет ее международных обязательств и не затрагивает прав и обязательств Советского Союза, вытекающих из существующих международных соглашений четырех держав, касающихся Германии в целом.

1956 - экономические условия, котировка денежной единицы на 01.01.1956: рублей за доллар: 4.0, долларов за рубль: 0,2500.

1956 - на производственных площадях Авиационного научно-технического комплекса им. О.К. Антонова в Киеве начали собирать первый турбовинтовой (реактивный) самолет Ан-10, который совершил первый свой полет 07 марта 1957 года. 22 июля 1959 года Ан-10 был принят в эксплуатацию. Всего было произведено 112 самолетов данного типа. В Ростовском авиаотряде и Ростовском Объединенном Авиаотряде с 1962 по 1973 год эксплуатировалось 18 самолетов типа Ан-10 и Ан-10А.

1956 сентябрь 15 - пролог реактивной эры в истории гражданской авиации. Первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104 совершил первый рейс из Москвы в Иркутск, а 12 октября 1956 года он уже вышел на международную воздушную трассу Москва – Прага. Вслед за ТУ-104 на авиалиниях появились лайнеры нового поколения ИЛ-18 и ТУ-114. Вскоре парк машин гражданской авиации СССР пополнился самолетами ТУ-124 и АН-24, вертолетами МИ-1, МИ-4, МИ-6. В 1963 году состоялся первый полет самолета Ту-134, а в 1968 году - самолета Ту-154.

1956 – на производственных площадях АНТК им. О.К. Антонова в Киеве начали собирать первый турбореактивный самолет Ан-10, который совершил первый полет 07 марта 1957 года, но в эксплуатацию был принял только 22 июля 1959 года. Всего было произведено 112 самолетов данного типа. В Ростовском авиаотряде и Ростовском Объединенном Авиаотряде с 1961 по 1973 год эксплуатировалось 18 самолетов типа Ан-10 и Ан-10А. Окончание производства - 1960 год. Окончание эксплуатации - 1972 год.
Верников и Антонов
Летчик-испытатель самолета Ан-10 - Я.И. Верников и конструктор самолета Ан-10 О.К. Антонов.

Ан-10 РОАО 11194
Самолет Ан-10 Ростовского ОАО, бортовой номер 11194.

Коллектив на фон самолета 11211
Летный состав Ростовского ОАО, летчики самолета Ан-10 и самолет Ан-10 РОАО 11211.

1956 – в Ростовском авиаотряде ГВФ эксплуатировалось 33 самолета типа Ли-2. Это был поршневой самолет, оставшийся в наследство после Отечественной войны.
 Ли-2
Один из самых массовых пассажирских самолетов Ли-2 в Ростове после войны.
Уже не военный, но еще недостаточно гражданский.

1957 январь - начало эксплуатации в Ростове первого самолета Ил-14П СССР-Л1520, бортовой номер СССР-91520, заводской номер 147001140, серийный номер 11-40, конструктор Ильюшин Сергей Владимирович, салон на 18 пассажиров, списан 28 февраля 1975, Приказ МГА № 29 – по отработке технического ресурса, завод изготовитель - Московский машиностроительный завод «Знамя Труда» (ММЗ «Знамя Труда»), дата выпуска 1957, в эксплуатации с 1957 (18 лет).
самолет Ил-14П Л1520
Редкое фото. Самолёт Ростовского авиаотряда типа ИЛ-14П, бортовой номер Л1520, в одном из аэропортов Северного Кавказа.

1959 – переход на турбовинтовую (реактивную) самолетную технику Ан-10, новый этап, новая ментальность в самолетовождении (СВЖ), турбовинтовой самолет с авиадвигателем АИ-20, одновальный авиационный турбовинтовой двигатель с осевым 10-ступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания, 3-ступенчатой турбиной, планетарным редуктором, нерегулируемым реактивным соплом, серийное производство начато в 1957 году, разработчик конструкторское бюро - ОКБ-478, ныне Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко, заводы-изготовители: ОАО «Мотор Сич» (г. Запорожье) и Пермский моторный завод (1963—1965).

1959–1972 годы эксплуатации турбовинтового самолета типа Ан-10А в 77 Авиационном Летном Отряде, далее Ростовском Объединенном Авиационном Отряде (РОАО) (см. 1957 – 1960).

1959 – первые экипажи Ростовского Авиаотряда отправлены в УТО Киева для переподготовки на самолет Ан-10.

1959 апрель 02 – начало эксплуатации в Ростове первого полученного самолета Ан-10А, СССР-11153, заводской номер 9400903, серийный номер 09-03, 77 Авиатранспортный Отряд, дата выпуска - 1959 март 04, в эксплуатации с 02 апреля 1959, в эксплуатации 13 лет 9 месяцев.
Личный состав аэропорт Ан-10 11153
Документальное фото
1959 – персонал аэропорта Ростов-на-Дону на фоне самолета Ан-10 СССР 11153

1959 апрель – первый рейс, первый экипаж на самолете Ан-10 СССР-11153 (предположительно), КВС (капитан) Гроховский И.А., заместитель командира летного 77 Отряда, второй пилот Шуляк Петр Георгиевич, штурман Рожковский, борт инженер хххх, борт радист Катымян.
 Гороховский И.А.
Гороховский Иван Александрович, заместитель командира летного 77 Отряда, командир воздушного судна Ан-10А, заслуженный пилот СССР.

1959 сентябрь - утверждена Инструкция по организации и руководству движением самолетов на воздушных трассах СССР и местных воздушных линиях ГВФ, утвержденная приказом ГУГВФ от 07.09.1959 № 369. Как следует из названия, предполагала именно руководство движением самолетов со стороны существовавшей уже тогда службы движения (пролог ННП ГА 66).

Экономические условия.
Котировка денежной единицы на 01.01.1960:
Рублей за доллар: 4.0
Долларов за рубль: 0,2500

1960 январь 01 - состав парка самолетов Ростовских Авиационных (летных) отрядов на 01.01.1960
Ан-10–9 воздушных судов, Ил-14–13, Ли-2–14, Ан-2–16.
Количество экипажей (оценка): ~ 70
Состав специалистов (оценка): ~ 200

1960 - газета «Молот» сообщила о том, что в «ростовские аэропорты» доставили новые пассажирские самолеты из Чехословакии — воздушные такси типа «Супераэро» и «Морава», которые берут на борт до трех пассажиров. «Комфортабельные чехословацкие самолеты летают в различные пункты нашей области — в Заветное, Песчанокопскую и другие» - писали в газете. Но широкого применения эти самолеты так и не нашли, из-за недостаточной оснащённости и районных аэродромов, и большой зависимости от метеоусловий.

1960 март – открылся Белокалитвинский аэропорт, как аэропорт местный воздушных линий с грунтовой полосой, который считался лучшим аэропортом малой авиации в Северо-Кавказском округе. «Невозможно было представить город без гула пролетающих Ан-2 («Кукурузник») и небольшого, уютного здания аэровокзала в тени акаций и пирамидальных полей. Ежедневно аэропорт отправлял 180 человек!», писал в 2004 год корреспондент местной газеты «Перекресток» А. Агеев.

1960 январь 23 – начало эксплуатации самолета Ан-10А, СССР-11176, заводской номер 9401703, серийный номер 17-03, Ростовский 77 авиатранспортный отряд, Ростов, с 1963 года – РОАО, завод-изготовитель – завод №64, Воронеж, в последствии Воронежское акционерное самолётостроительное общество Министерства авиационной промышленности (ВАСО МАП), дата выпуска - 1959 октябрь 31.
1963 году пассажирский салон переоборудован на 112 мест, в эксплуатации 16 лет 11 месяцев.

1960 февраль 10 - на самолете Ан-10А Ростовского авиаотряда Северо-Кавказского Территориального Управления ГВФ введен регулярный рейс по маршруту: Рейс № 251/252 Москва (В) — Ростов-на-Дону.
 Газета Молот о рейсе Ростов Москва
Газета Молот о рейсе Ростов-Москва.

1960 апрель 13 – начало эксплуатации самолета тип Ил-14М СССР-61686 (заводской номер 7342301, серийный номер 23-01), Ростовский Авиатранспортный Отряд 78, завод-изготовитель – Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ), дата выпуска в 1957, в эксплуатации с 1957 (18 лет).

1960 июль 09 – начало эксплуатации самолета Ан-10А, СССР-11194, заводской номер 0402105, серийный номер 21-05, Ростовский 77 авиатранспортный отряд, Ростов, далее Ростовский Объединенный авиационный отряд (РОАО), завод-изготовитель – завод №64 Воронежского СНХ, впоследствии Воронежское Акционерное Самолётостроительное общество Министерства Авиационной промышленности (ВАСО МАП), дата выпуска - 1960 июнь 30, в эксплуатации с 1960 июль 09, в эксплуатации 14 лет 5 месяцев.
Самолет Ан-10 11194
Самолет Ан-10А, бортовой номер СССР-11194, при выпуске салон на 100 пассажиров. После 1963г. салон был переоборудован на 112 пассажиров.

1960 июль 14 – начало эксплуатации в Ростовском авиаотряде самолета Ли-2 (модификация ПС-84) СССР-71296, заводской номер 18426306, серийный номер 263-06, Конструктор = Лисунов Борис Павлович, Ростовский летный отряд, завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1947, в эксплуатации с 1947.

1960 август 12 - на самолете Ан-10А Ростовского 77 авиатранспортного отряда введен регулярный рейс 267–268 по маршруту Ростов-на-Дону - Москва (Внуково) - Ростов-на-Дону.

1960 декабрь – на долю воздушного транспорта приходилось 8,5 % всех пассажирских перевозок дальнего следования, т. е. пассажиров, следующих на расстояния свыше 1000 км, или находящихся в пути свыше одних суток.

1961 - на страницах газеты «Вечерний Ростов» постоянно публикуются объявления агентства воздушных сообщений Ростовского аэропорта ГВФ. Можно было улететь и в города Ростовской области.

1961 март – состоялось в Сочи совещание командно-руководящего состава авиапредприятий Северо-Кавказского Территориально Управления ГВФ.
Коллектив на фон самолета 11211
Историческое фото.
Участие в совещании приняли руководители авиации Дона.
На фото седьмой слева Андреев Иван Иванович – первый командир Ростовского авиаотряда с марта 1961.
Второй справа Дединец Николай Федорович – второй командир
Ростовского Объединенного Авиаотряда с июля 1966.
1961 Сочи.

1961 март – Андреев Иван Иванович назначен командиром Ростовского авиаотряда, в составе летных отрядов и ЛЭРМ. А с 1963 январь по май 1965 – командиром Ростовского объединенного авиаотряда (РОАО), состоящего уже из летных отрядов, ЛЭРМ и аэропорта Ростов-на-Дону. С мая 1965 назначен представителем Аэрофлота в Пекине, КНР.
1961 декабрь 26 – принят Указ Президиума ВС СССР от 26.12.1961 "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР".
 ВК СССР 1961 года
Первая страница архивного документа.
Уже в то время Воздушный кодекс СССР определял порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан. Интересен тот факт, что понятия авиация и воздухоплавание в Воздушном кодексе СССР 1961 года нормативно имели самостоятельное значение.

1962 – переход на турбореактивную самолетную технику, новый этап, новая ментальность в самолетовождении (СВЖ), турбореактивный самолет Ту-124 с турбореактивными авиадвигателями.

1962 март 11 – самолет Ту-124 бортовой номер СССР-45019, впервые прибыл в Ростов-на-Дону, командир воздушного судна Г.А. Кулинич выполнил технический рейс по маршруту: Минеральные Воды — Москва (В) — Ростов-на-Дону.

1962 – объединение санитарной авиации Дона с отделениями Ростовской Областной Клинической больницы (РОКБ). Санитарная авиация осуществляла срочную и неотложную помощь больным Ростовской области и прилегающих районов Калмыцкой ССР, количество выездов и вылетов ежегодно колебалось от 1750 до 2000.

1963 - развитие гражданской авиации и появление реактивных воздушных судов предъявило новые требования к метеорологическому обеспечению полетов, в 1963 году на базе Авиационной метеорологической станции гражданской (АМСГ) 1 разряда создан Ростовский авиационный метеорологический центр (РАМЦ). В то время специалисты РАМЦ составляли и передавали в аэропорты и на авиаметеостанции, обслуживающие движение самолетов и авиахимработы, карты АКП-1Б вертикальных разрезов тропосферы по двум основным трассам области, стыковочные карты МРЛ (метеорадиолокатор), карты начальных точек траекторий переноса. Была организована система прямых авиационных связей (СПАС).

1963 январь – декабрь в СССР выпущено: 472 воздушных судна, в том числе 311 самолетов.

1963 январь – начало истории РОАО, образован Ростовский ОАО Северо-Кавказского территориального управления ГВФ в составе 77-го и 78-го летных отрядов и аэропорта Ростов-на-Дону. За всю свою историю с 1963 по 1992 год Ростовский ОАО эксплуатировал 249 воздушных судов. Первым командиром РОАО стал военный летчик Андреев Иван Иванович.
 Военный билет Андреев И.И.
Андреев Иван Иванович
Пермская военная школа авиационных техников и пилотов (1942).
Летчик штурмовика Ил-2.
На фронте с 23.05.43, ему было 19 лет. Совершил 105 боевых вылетов.
Полтавская высшая школа штурманов ВВС (1945). Капитан.
Кавалер семи орденов, имеет 12 медалей, в том числе от Правительства Китая за организации полетов гражданских самолетов и организации воздушных перевозок (1947–1952).
Высшее авиационное училище ГВФ (ВАУ ГВФ) (1959).
Командир Авиаотряда в Ростове-на-Дону.

1963 январь – принципиальная структура Ростовского Объединённого Авиационного Отряда (РОАО):
77 Летный Отряд
78 Летный Отряд
Служба Бортпроводников
АТБ (Авиационно-Техническая База)
Служба Движения (аэронавигационное обслуживание)
База ЭРТОС (Эксплуатации Радио Технического Оборудования и Связи)
Наземные службы:
Аэродромная служба (АС)
Служба Горюче Смазочных Материалов (СГСМ)
Служба Спецавтотранспорта (ССАТ)
Служба перевозок (СП) и другие.
Служба электросветотехнического обеспечения полетов (Служба ЭСТОП), и др.

1963 ноябрь 01 – самолетомоторный парк Северо-Кавказского Территориального Управления ГВФ (с 15 сентября 1964 - Северо-Кавказское УГА) (воздушных судов) состоял из 223 транспортных воздушных судна и 365 воздушных судна сельско-хозяйственной авиации.

1964 - введено в эксплуатацию новое здание аэропорта Константиновск, Ростовская область, аэропорт Местных Воздушных Линий (МВЛ) Ростовского Объединенного Авиационного Отряда в рабочем поселке Константиновск.

1964 март 02 - начало эксплуатации в Ростовском ОАО пятнадцатого самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11223, заводской номер 0402604, завершение эксплуатации - 20 мая 1972, списан - 27.08.1973.
Ан-10А 11223
Самолет Ан-10А, бортовой номер СССР-11223, Ростовского ОАО. Скорость на максимальной дальности полёта воздушного судна при минимальном километровом расходе топлива равнялась до 630—650 км/час (крейсерская скорость).

1964 июль 27 - указом Президиума Верховного Совета СССР Главное управление Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР было упразднено, а на его базе создано Министерство гражданской авиации СССР, важнейшее структурное изменение в гражданской авиации, ставшее основой управления отраслью до 1992 года.

1964 сентябрь 15 – все Территориальные управления (ТУ) ГВФ переименованы в Управления Гражданской авиации (УГА) Министерства Гражданской Авиации.

1964 ноябрь 16 - начало эксплуатации в Ростовском ОАО шестнадцатого самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11181, заводской номер 9401802, крейсерская скорость до 630—650 км/час, завершение эксплуатации = 20 мая 1972 года, списан = 27.08.1973.
Самолет Ан-10 Украина
Первый самолет Ан-10 «Украина».
Прототип Ан-10 «Украина» СССР-У 1957.
Крейсерская скорость до 630—650 км/час
Начало эксплуатации с июля 1959 года
Всего выпущено 112 самолетов
В Ростовском ОАО с 1965 по 1972 годы эксплуатировалось 18 самолетов данного типа.

1964 декабрь – коллектив Ростовского ОАО досрочно выполнил план производственных шестого года семилетки (1959–1965).
 Фото монтаж итоги 1964 года
Ростов-на-Дону.
Поздравление коллективу Ростовского ОАО
Фотомонтаж.1964.

1960–1964
Временной отрезок с 1960 по 1964 годы стал важным периодом в развитии гражданской авиации на Дону. Именно тогда была заложена техническая основа профессиональной подготовки личного состава авиатранспортного предприятия на десятилетия вперед. Тогда же начался переход к новому этапу её развития – реактивной эре авиатранспорта, к турбовинтовым и турбореактивным самолетам.

1963–1992
За всю небольшую историю такой авиационной структуры, как Ростовский объединенный авиационный 41825тряд (РОАО) и авиакомпании ДОНАВИА в по вине личного состава авиапредприятия при эксплуатации, при выполнении пассажирских рейсов, не было потеряно практически ни одного самолета, ни одного человека из летного, инженерно-технического состава РОАО, при этом выполнены и обслужены сотни тысяч рейсов и десятки миллионов пассажиров.

Послесловие
И все-таки в гражданской авиации главное - это люди: летчики, инженеры, диспетчеры, аэродромщики, метеорологи и многие другие специалисты. Командир воздушного судна – это не просто должность в гражданской авиации, от которой зависит очень многое: безопасность полетов, выполнение производственного плана и так далее. Это прежде всего профессионал и воспитатель. Подготовить специалиста для этой должности, дело вовсе не легкое. Требуется многие годы кропотливого труда целого коллектива командиров-воспитателей. Необходимы возможности и структуры для подготовки и воспитания нового командира воздушного судна. Обязательным условием при этом является то, что кандидат на эту должность сам постоянно работает над собой. Совершенствует командирские навыки, технику пилотирования, накапливает опыт летной и воспитательной работы.

Цель пилота гражданской авиации - безопасно и с максимально возможным комфортом довезти наших пассажиров до пункта назначения. Для того, чтобы эту работу выполнить, мы прошли длинный путь первоначальной подготовки на пилота, переучивания на этот тип воздушного судна. Прежде чем попасть в левое командирское кресло лайнера, который вас повезет по небу, пилоту требуется не один год провести в кресле правом. Набрать необходимый опыт, который за неимением лучшего мерила измеряется налетом часов - временем, проведенным в полете. Учеба никогда не заканчивается. Мы продолжаем регулярно учиться и подтверждать свою компетентность, как на требуемых правилами экзаменах, так и, собственно, в каждом полете.

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.



Начало активности (дата): 27.05.2025
Количество показов: 606

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться