Версия для слабовидящих

Рубрика «100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025». Статья 5

Мы продолжаем публикацию серии статей, объединенных рубрикой:«100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025».
С предыдущими статьями вы можете познакомиться по ссылкам:
СТАТЬЯ 1
СТАТЬЯ 2
СТАТЬЯ 3
СТАТЬЯ 4 

Сегодня речь пойдёт о периоде 1932–1940 гг.
В 1930-е годы Россия, включая Донской край, была втянута в череду тяжелейших испытаний, связанных с периодом большевистской модернизации страны. Несмотря на то, что эта эпоха отмечена «клеймом» массовых репрессий и голода, именно в это время в стране бурно развивалась промышленность, появился целый ряд новых отраслей в режиме «штурмовой» индустриализации.
На этот период приходится фактическое становление авиации как особого типа гражданского и военного транспорта. Транспортная авиация начинает играть важнейшую роль в Рабоче-Крестьянской Красной армии. В советском обществе появляется множество квалифицированных специалистов, без которых создание мощной научно-исследовательской и индустриальной базы авиастроения было бы невозможно.
Это было время, когда заканчивалось воздухоплавание и начинался бурный рост авиации, военной и гражданской. Именно тогда в Донском регионе формировалась автотранспортная промышленность, создавались предприятия и структуры, обеспечивающие деятельность авиатранспортной техники на благо жителей Юга России. Непростое было время, тревожное: в воздухе «пахло грозой».

Материал представляют:
 Зарубина Алина
Алина Зарубина
Журналист
Студент 1 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

 Комягина Антонина
Комягина Антонина
Бортпроводник Ростовского ОАО и
авиакомпании ДОНАВИА (до 2000 года)
Образование
Киевский Институт инженеров ГА Специальность: авиационные электрические системы Квалификация: инженер по системам.

1925–1932 — время, которое ярко охарактеризовал Михаил Александрович Шолохов. В эти годы был опубликован первый том его романа «Поднятая целина» (публикация второго тома состоится только в 1959 году). Еще раньше в свет вышли три тома «Тихого Дона» из четырех: их писатель создал в 1925–1932 годах. Напомним, что Михаилу Шолохову в 1932 году было всего 27 лет.
 Поднятая целина
Роман Михаила Шолохова «Поднятая целина» (Книга первая) был опубликован в 8-ми номерах «Нового мира». Одна из страниц журнала «Новый мир» за 1932 год: № 1 (начало), № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7-8 (сдвоенный),
№ 9 (окончание).

 Поднятая целина с пометками Шолохова
Страницы первого издания романа «Тихий дон». Около 1928–1932 годов.

1932 — год широкомасштабного организационного строительства и профессиональных изменений в авиационных структурах СССР и гражданской авиации Дона. В это время начался новый этап в развитии гражданской авиации на Дону: строились новый аэродром и первое здание аэровокзала в Ростове-на-Дону. Для этого в районе Новочеркасского шоссе выбрали соответствующую площадку. Начальником строительства предположительно был Николай Косьмин.
Для строительства аэродромных объектов руководители Ростовской воздухостанции покупали у частных лиц подходящие по размерам строения: амбары, склады, разбирали их, перевозили лес на аэродром и строили служебные здания.

1932 январь 25 — приняли Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР «Об образовании Главного Управления ГВФ при СНК Союза ССР» путем реорганизации Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота (ВО ГВФ). В дальнейшем это Постановление было утверждено Политбюро ЦК ВКП(б), протоколом № 89 от 23 февраля 1932 года п.48/16. В результате все функции по управлению авиатранспортом в стране сосредоточились в Главном Управлении Гражданского Воздушного Флота (ГУ ГВФ). В 1964 году эту структуру преобразовали в Министерство Гражданской Авиации СССР (МГА СССР).

1932 февраль 25 — в этот день образовали Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совнаркоме (СНК — Совет Народных Комиссаров). Эта структура предшествовала Министерству Гражданской Авиации СССР (МГА СССР). Главное Управление было образовано в результате реорганизация акционерных обществ добровольного воздушного флота «Добролет», «Укрвоздухпуть» и «Закавиа».

1932 март 26 — именно в этот момент было учреждено официальное наименование (торговая марка) советской гражданской авиации СССР - «Аэрофлот». Для ее работников ввели форменную одежду и знаки различия, появилось 12 категорий личного состава — гражданские аналоги воинских званий, которые были утверждены еще приказом Всесоюзного объединения ГВФ № 232 от 3 мая 1931 года. Через 15 лет гражданская авиация СССР стала крупнейшей авиакомпанией мира и оставалась таковой до 1992 года.

1932 март (предположительно) – сохранение в организационной структуре ГВФ подобия структуры ВВС СССР. В структуре Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ) образованы Объединенные Авиационные Группы (ОАГ), которые просуществовали вплоть до апреля 1960 года (например, 2 апреля 1960 года Уральское ОАГ было переименовано в Уральское ТУ ГВФ).

1932 апрель 27 — первое утверждение Воздушного кодекса СССР — Постановление ЦИК СССР N 36, СНК СССР N 460 от 27.04.1932 «Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР». Второе утверждение — Постановление ЦИК СССР N 14, СНК СССР N 1713 от 07.08.1935 «Об
утверждении Воздушного Кодекса Союза ССР». Приняли документ об объявлении суверенитета воздушного пространства над территорией Советского Союза и его территориальных вод, который защищал, а также обеспечивал необходимые условия для развития и широкого применения авиации в народном хозяйстве.
 Воздушный кодекс
Воздушный кодекс — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере использования воздушного пространства страны и деятельности в области авиации.

Воздушный кодекс 1938
Воздушный кодекс СССР. Издание 1938 г.

1932 апрель — согласно Воздушному кодексу «Регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты могут совершаться только воздушно-транспортными предприятиями (воздушными линиями)

Главного Управления Гражданского Воздушного Флота, а в районе деятельности Главного Управления Северного Морского Пути, — и воздушными линиями названного управления».

1932 апрель 26 — приказом Народного комиссара по военным и морским делам СССР К.Е. Ворошилова в городе Ростове-на-Дону на аэродроме Военвед была сформирована 21-я тяжелобомбардировочная Ростовская бригада в составе двух авиационных эскадрилий на самолётах ТБ-1, ТБ-3 и Р-5. Всего в составе бригады планировалось сформировать четыре бомбардировочные и одну истребительную эскадрильи, а по штатам военного времени — пять эскадрилий из 116 самолётов и 3362 человек личного состава. Для сравнения численность личного состава Ростовского ОАО в 1988 году была более 4700 человек.

1932 осень — радиостанция аэропорта была перенесена из глинобитного домика в здание аэровокзала.
10 октября 1932 — Северо-Кавказским краевым гидрометеорологическим комитетом для обслуживания работы воздушного флота в районе станицы Нижне-Гниловской (окраина Ростова-на-Дону) была организована Ростовская авиаметеорологическая станция гражданская (АМСГ-1) Ростов-на-Дону. Это обязательное условие для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

1933 август 18 — впервые отпраздновали День Воздушного Флота СССР. В Москве на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе прошёл грандиозный авиационный праздник. Представляли образцы советской авиационной техники. Летчики демонстрировали своё мастерство. На воздушном параде присутствовали члены советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с Иосифом Сталиным.

1933 июль 2 — утверждено Постановление Центрального комитета ВКП(б), в котором говорилось: «В целях усиления политической работы и укрепления дисциплины среди работников гражданского флота, ЦК постановляет: «… признать необходимым организовать в гражданском воздушном флоте систему политотделов по принципу политорганов РККА…». Структура ГВФ все больше и больше копировала структуру РККА. Система политорганов в ГА так и не оправдала себя, поскольку строилась на основе партийного аппарата и не привлекала профессиональных авиаспециалистов.

1933 август — в Киеве открылся Институт инженеров Гражданского Воздушного Флота.
1933 осень — начались полеты по маршруту Ростов-на-Дону — Краснодар — аул Понежукай (Адыгея) — Горячий Ключ (Краснодарский край).

1933–1937 — вторая пятилетка — время коллективизации на Дону.

1934 — первыми Героями Советского Союза были летчики Гражданского Воздушного Флота СССР.

1934 апрель 16 — опубликовано Постановление ЦИК СССР об учреждении звания Героя Советского Союза.
Постановлением ЦИК СССР
Постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза.
Опубликовано 17 апреля 1934 г.

1934 апрель 20 — первым в Советском Союзе присвоили почетные звания Героев Советского Союза полярным летчикам, летчикам Гражданского Воздушного Флота — Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину (военный летчик), Маврикию Слепнёву, Михаилу Водопьянову, Ивану Доронину — за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин».

1934 май 19 — образовано Азово-Черноморско-Кавказское управление ГВФ. Оно являлось структурным подразделением Главного Управления ГВФ СССР (Аэрофлот).

1934 — на базе ликвидированного АЧКУ ГВФ формируется подразделение Главного Управления ГВФ СССР в Ростове-на-Дону, самостоятельная структура — Северо-Кавказский отдельный авиаотряд спецприменений и местных воздушных линий ГВФ.

1934 — построена первая взлётно-посадочная грунтовая полоса в Цимлянске (Волгодонск).

1934 июль — образован 18-й Транспортный Авиационный Отряд (Ростов-на-Дону). Его реорганизовали 1 декабря 1941 года.

1934 — в Ростове-на-Дону организовали 227-й Авиационный Отряд Спецприменения на основе летных подразделений Северо-Кавказской Базы «ОБВ» (Объединение по борьбе с вредителями сельского хозяйства).

1934 — в Ростове-на-Дону организовали 17-й Ростовский Авиационный Транспортный Отряд, командиром которого назначили С.А. Троепольского, старшим инженером — В. Т. Пескова (техника, обслуживавшего первый вылет самолёта из Ростова 15 июня 1925).
Донские авиаторы получили отечественные самолеты Р-5 (авиаконструктор Н.Н. Поликарпов) и К-5 (авиаконструктор К.А. Калинин). Создали небольшую базу для ремонта авиадвигателей, а для решения сельскохозяйственных задач образовали эскадрилью спецприменения и транспортное подразделение. Самолет Р-5 стал одним из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР (насчитывалось более тысячи машин)
Самолет Р-5
Самолет Р-5.
Более 5000 самолётов имелось в РККА, где они были основным образцом самолета-разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика до начала 1940-х годов.

Самолет К-5
Самолет К-5 — 1930-1943 первый флагман гражданской авиации СССР. В 1930 году началось серийное производство на авиазаводе общества Укрвоздухпуть в Харькове. До 1940 г. являлся основным лайнером гражданской авиации на внутренних линиях. Потолок самолета позволил открыть трассу через Большой Кавказский хребет, маршрут прилегал на высоте 4500 м. Всего было построено около 260 экземпляров различных модификаций - пассажирские, санитарные, топографические и военно- транспортные. К-5 был самым массовым самолетом среди довоенных советских авиалайнеров.

1935 — гражданский воздушный флот страны полностью состоял из самолетов советского производства.
1935 февраля 7 — ввели Устав ГВФ и учредили нагрудный знак
«Отличник Аэрофлота».
Нагрудный знак Отличник Аэрофлота. 1935
 Нагрудный знак Отличник Аэрофлота. 1935 г.

1935 август 7 — вышло Постановление ЦИК СССР N 14, СНК СССР N 1713 от 07.08.1935 «Об утверждении Воздушного Кодекса Союза ССР», который защищал суверенитет воздушного пространства над территорией Советского Союза и его водные пространства, а также обеспечивал необходимые условия для развития и широкого применения авиации в народном хозяйстве. Первое утверждение Воздушного кодекса СССР было Постановлением ЦИК СССР N 36, СНК СССР N 460 от 27.04.1932 «Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР».


1936 — экономические условия периода 1936–1940 гг. Котировка денежной единицы на 01.01.1936:
Рублей за доллар: 0.87 Долларов за рубль: 1,15

1932-1936 — за эти годы отечественная авиация прошла огромный эволюционный путь от воздухоплавания до авиации, от деревянных аэропланов до цельнометаллических самолетов, от искрометного энтузиазма просто «оторваться от земли» до целой отрасли промышленности страны, способной производить десятки тысяч самолетов. В эти годы СССР выпустил самолетов больше, чем все страны в мире — 14721 воздушное судно, в том числе 1683 транспортных самолета. Плоды этой многолетней кропотливой работы с успехом применялись до конца 20-го века.

1936–1937 — по указанию первого начальника Азово-Черноморского Управления ГВФ Петра Александровича Типикина была выбрана и утверждена новая площадка для аэродрома Ростов-на-Дону и аэропорта Ростов-на-Дону по Новочеркасскому шоссе (проспект Шолохова М.А., 272). Старая аэродромная площадка осталась в распоряжении Вертолетного завода, ее урезали в пользу завода Ростсельмаш.
Типикин Петр Александрович
1934 июль 15 – на юге СССР, создано Азово- Черноморское Управление ГВФ. Первым начальником Азово-Черноморского Управления ГВФ назначен Типикин Петр Александрович.
Фото публикуется впервые в нашем материале.

Левченко Андрей Иванович
Левченко Андрей Иванович, экс командир Ростовского 18-го Транспортного Авиационного Отряда (1934, 18-й ТАО Ростов-на-Дону). Кадр из документального фильма (1994)

1936 -1938 — при подготовке к лицензионному производству проделали огромную работу по адаптации производства самолёта к реалиям СССР. Все размеры перевели из дюймовой в принятую в СССР метрическую систему, узлы планера заново пересчитали по отечественным нормам прочности, внедрили прогрессивный планово- шаблонный метод, до этого не применявшийся в СССР.

1936 — построено здание аэровокзала на Новочеркасском шоссе.
Аэровокзал 1938
Здание аэровокзала в аэропорту Ростов-на-Дону, 30-е годы

1936 — курсантом Батайской летной школы стал Петр Лебеденко, окончивший её в 1938 году, получив звание лётчика Гражданского воздушного флота. Петр Лебеденко — будущий военный летчик, донской писатель, один из плеяды авиаторов Дона. В октябре 1942 года он встретился с Шолоховым на фронте, когда по приказу командования вывозил писателя с передовой из-под огня противника.
Петр Лебеденко
Лебеденко Петр, боевой летчик, писатель Дона.

1936 март 21 — после всесторонних испытаний, выполненных ЦАГИ, Советом Труда и Обороны СССР приняли решение о приобретении лицензии на производство самолёта Douglas в СССР. Летом того же года в США прибыла специальная комиссия под руководством начальника ЦАГИ Н.М. Харламова. Для поставок был выбран наиболее совершенный самолёт DC-3.

1936 май 3 — первую форму пилотов гражданской авиации утвердили соответствующим приказом Всесоюзного объединения ГВФ № 232 от 3 мая 1931 года. В последующем Главное управление гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР и Министерство гражданской авиации СССР водили новые образцы, которые соответствовали тенденциям времени. Униформа пилотов гражданской авиации образца 1950 года была красива и практична. Такая форма вселяла уверенность в людей, выбравших профессию пилота, а окружающие - восхищались покорителями небесных просторов.
Форма ГА 1936
Форма личного состава ГВФ 1936

1936 июнь 09 — издан приказ начальника ГУ ГВФ о повышении качества обслуживания на борту самолетов «Аэрофлота»: отныне в пассажирских салонах запрещалось перевозить грузы; в салонах самолетов постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами, оборудовали буфеты.

1936 июль 17 — был подписан договор с компанией Douglas Aircraft Company на сумму 340 000 рублей сроком на три года. Предметом договора была не только покупка лицензии и готового экземпляра самолета DC3, но и стажировка советских специалистов на заводах фирмы. В рамках этого договора в 1937-1938 годах у фирмы закупили ещё 18 самолётов DC-3, которые переправлялись в Союз через две созданные «Амторгом» авиакомпании «Норт Истерн» и «Экселло». Из всей партии в 18 самолётов последний был поставлен в разобранном виде. Также в СССР было поставлено некоторое количество машинокомплектов для сборки самолётов.

1937 апрель 07 — Приказом начальника ГУГВФ от 07.04.1937 № 90 года было введено в действие «Положение о диспетчерской службе в системе ГУГВФ и категорировании работников летной службы движения», установившее требования к формированию службы движения специалистами и оборудованию, отвечающему потребностям того времени. Тем самым было положено начало в организации системы управления воздушным движением, важнейшей структуры для всех видов авиации — и военной, и гражданской 20 и 21 веков.

1937 сентябрь 03 — на маршруте Тамбов — Ростов — Баку — Тбилиси — Ростов — Москва экипаж летчика С. Табаровского на самолете ХАИ-1 первый этап пути в 2375 км выполнил за 9 лётных часов со средней скоростью 264 км/ч. Самолет ХАИ-1 — это разработка Харьковского Авиационного Института, под руководством авиастроителя, ученого, профессора Немана Иосифа Григорьевича.
 Самолет ХАИ-1
Самолет ХАИ-1
Первый советский, серийный, многоместный (на 6 пассажиров), пассажирский, первый европейский самолёт с убирающимися шасси, преодолевший скорость в 300 км/ч, первый самолет производства авиационного Завода № 43 (Авиант), Киев.
Построено 43 экземпляра, которые эксплуатировались в ГВФ с 1933-х до конца 1940-х, в частности на линии Москва
— Симферополь, Москва — Ташкент и другие. Конструктивные решения и схема послужили основой для Р-10 (ХАИ-5).

1938 ноября 10 — Ростовская авиационная метеорологическая станция (гидрометеорологическая) первого разряда (АМСГ 1) была перенесена на северо-восточную окраину города, где в то время находился строящийся аэропорт Ростов-на-Дону.

1938 ноябрь 2 — звание Герой Советского Союза впервые присвоено женщинам, а именно — лётчицам экипажа самолёта АНТ-37 за рекордный беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток. Назовём экипаж поимённо: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова.

1939 — история Великой Отечественной войны в значительной степени оттеснила на задний план события 1939–1941 гг.
1939 — заслуживает внимания научно-популярный очерк «История гражданской авиации СССР». Несмотря на то, что в нем дается описание истории не военного, а гражданского воздушного флота (ГВФ), следует отметить стратегическую роль последнего как одного из важнейших резервов ВВС, начиная от летных кадров и кончая организацией транспортных перевозок. От степени развития ГВФ и его инфраструктуры военная авиация любой страны может получить существенную поддержку. В данном труде, в частности, отразилось описание весьма содержательной деятельности гражданской авиации в военных действиях, предшествовавших Великой Отечественной войне, в 1939–1940 гг.

1939–1940 — во время советско-финской войны («Зимней войны») в ходе боевых действий выяснилось одно поразительное обстоятельство — у пилотов ГВФ оказалось гораздо больше опыта полетов в сложных условиях, чем у летчиков бомбардировочной авиации. Туманы, снегопады, облачность, обледенение — постоянные спутники летчиков в полетах за линию фронта. Пилотам ГВФ они, как говорится, были на руку. В непогоду они чувствовали себя как рыба в воде, используя все средства радионавигации, точно выходили к заданным целям. Практика слепых полетов по приборам обеспечивала большую безопасность в условиях военных действий, когда эффективность вражеских истребителей и зенитной артиллерии сводилась до минимума.

1939 май-сентябрь — на авиационном заводе № 84 в Химках по лицензии компании Douglas Aircraft Company были изготовлены первые три транспортных самолета типа DC-3, которые стали называться ПС-84 (пассажирский самолёт завода № 84). В дальнейшем завод выпускал военную версию данного типа самолета. Самолет ПС-84 являлся воспроизведением американского самолета Дуглас DС-3, но с переводом в метрические меры всех его размеров и толщин материала и с тщательным пересчетом всех элементов конструкции по советским нормам прочности, которые и сами были уточнены для гражданских самолетов. От этого масса самолета выросла, но безопасность и надежность повысились. Переработкой чертежей применительно к отечественной технологии и переводом размеров с дюймов на миллиметры руководил Владимир Михайлович Мясищев (с 1942 года, после трагической гибели В.М. Петлякова, генеральный авиаконструктор).
Самолет ПС-84
Военная версия самолета ПС-84
— военно-транспортный самолёт, средний бомбардировщик. Подобные самолеты ПС-84 и Ли-2 эксплуатировали авиаторы Дона. Всего в Ростовском авиаотряде эксплуатировалось 64 самолета типа Ли-2. Это самое большое количество самолетов одного типа в Ростове за всю историю гражданской авиации Дона.


1939 май 5 — из Москвы в Ашхабад на 21-местном самолете ПС-84 выполнен первый рейс с бортпроводником на борту воздушного судна. Бортпроводником для обслуживания пассажиров в полете, первой стюардессой в истории российской гражданской авиации стала 20-летняя москвичка Эльза Эдуардовна Городецкая. Данный рейс выполнялся по маршруту Москва — Ашхабад. Время в пути с двумя посадками составляло 13 часов. На этой линии тогда только начал летать новейший самолет Ли-2.
 Лисунова
Вот как Эльза Городецкая рассказывала о своей работе:
«Техника такая: берешь большущий чемодан, чем больше, тем лучше. Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочую мелочь, и тащишь все — килограммов сорок — в самолет.
Приходишь часа за два до вылета. Если в порту запарка, если в салоне не убрано, превращаешься в уборщицу — драишь самолет до полного блеска. Потом готовишь бутерброды, закуски, а там и посадка начинается. Я обычно после взлета начинала с того, что представлялась сама, потом представляла экипаж, рассказывала о маршруте. Порядок этот утвердился с тех пор везде».
Фото Эльзы Городецкой мы не нашли. Может, история не сохранила?
А на фото Лисунова Светлана Алексеевна - хрупкий и героический человек, бортпроводник авиакомпании ДОНАВИА, которая в 1994 году несколько суток с пассажирами, при постоянной угрозе взрыва находилась на борту самолёта Як-40 ДОНАВИА, захваченного террористом. Она своим профессионализмом предотвратила панику среди пассажиров в замкнутом пространстве на борту самолёта, чем спаса ни одну жизнь.

1939 июль — начало истории предприятия «Роствертол», когда постановлением Правительства СССР № 187 от 01.07.1939 года на базе полукустарного деревообрабатывающего комбината в Рязани был организован завод № 168, переданный в наркомат авиационной промышленности. Основной продукцией завода в то время были деревянные авиационные винты для военных и гражданских самолётов и походные фотолаборатории для обработки аэрофотоснимков. В начале Великой Отечественной войны на заводе было начато производство крыльев истребителей МИГ-3, а затем десантных двадцатиместных планеров КЦ-20. В октябре 1941 года завод был эвакуирован в Волжск Марийской АССР, где вместо планеров КЦ-20 было организовано производство самолётов Ут-2М. В октябре 1944 года завод № 168 был перебазирован из г. Волжска в г. Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода № 87, организованного в мае 1943 года. Завод № 87 вошел в состав завода № 168.

1939 август 01 — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза».

1939 октябрь — на базе Батайской 1-я Краснознаменной авиационной школы пилотов ГВФ имени Петра Ионовича Баранова разместилась переведенная из Забайкалья (Чита) 30-я военная школа пилотов. Новое заведение стало знаменитым Батайским военным авиационным училищем летчиков имени А.К. Серова. Первый выпуск авиашколы состоялся в июне 1940 года. Страна получила 542 летчика — истребителя.

1939 октябрь 29 — в соответствии с докладом командующего войсками Ленинградского военного округа Наркому обороны СССР по плану разгрома сухопутных и морских сил Финляндии (от 29 октября 1939 г. № 4587) от ВВС РККА предлагалось задействовать 1581 самолет.

1939 декабря 17 по 1941 год — Гражданскому Воздушному Флоту (ГВФ) как структуре ВВС РККА собрали и поставили 72 самолета ПС-84. Для ВВС Красной армии были разработаны модификации
ПС-84 в транспортно-десантном и санитарном варианте (ПС-84К и ПС- 84И, соответственно). Как уже было сказано выше, самолет ПС-84 являлся воспроизведением американского самолета Дуглас DС-3, но с переводом в метрические меры всех его размеров и толщин материала и с тщательным пересчетом всех элементов конструкции по советским нормам прочности (которые и сами были при этом уточнены для гражданских самолетов). От этого масса выросла, но безопасность повысилась. Переработкой чертежей применительно к отечественной технологии и переводом размеров с дюймов на миллиметры руководил Владимир Михайлович Мясищев. Впервые в СССР в авиационном производстве был использован шаблонный метод для изготовления крупной серии.
Зимняя книга
Во время Зимней войны 1939-1940 годов пилоты ГВФ действовали гораздо увереннее за счет большего практического налета, чем у военных летчиков. Опыт выполнения полетов в сложных метеоусловиях (ограничения видимости, осадков, обледенения конструкции самолета), использование большего числа радиотехнических средств обеспечения полетов позволяли летному составу ГВФ точнее находить и поражать наземные цели.

1940 — история Великой Отечественной войны в значительной степени оттеснила на задний план события 1939–1941 гг.

1940 — в стране насчитывалось уже полторы сотни аэропортов и несколько сот аэродромов.

1940 — начато производство самолета ПС-84 в Казани на заводе № 124 вместо ТБ-7, но после выпуска десяти машин производство свернули. И все же к началу войны в ГВФ, считай, в ВВС СССР, было поставлено 72 самолёта ПС-84.

1940 июнь — Батайскую авиационную школу летчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Серова (1938 март 02 удостоен звания Героя Советского Союза) окончил, получив звание младшего лейтенанта, Маресьев Алексей Петрович, Герой Советского Союза (1943 август 24), один из плеяды авиаторов Дона. Батайская авиационная школа гражданского воздушного флота (ГВФ), размещалась на Батайском, Кущевском, Азовском аэродромах.
Во время Великой Отечественной войны у Алексея Петровича Маресьева были ампутированы обе ступни. Но несмотря на это, он вернулся на службу. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три — до ранения и семь — после. Алексей Маресьев – настоящий советский человек. Считается прототипом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Маресьев
24 августа 1943 года за уничтожение трёх немецких истребителей и спасение жизни двух лётчиков заместитель командира эскадрильи 63- го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-ой Воздушной армии старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 11)

1940 ноября 05 — принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 2265-977СС Сов. Секретно (Особая папка) «О Военно-Воздушных Силах Красной Армии», согласно которому в целях повышения специальной подготовки дальнебомбардировочной авиации, сформирована 50-я авиационная дивизия Дальнего Действия (ДД) с базировкой на аэродромах «Центральный» в Ростове-на-Дону и «Хотунок» в Новочеркасске. В ее состав входили 81, 228, 229 и 231 авиаполки самолетов Дальних Бомбардировщиков, ДБ-З.

1940 декабрь — в СССР, тогда ещё в Красной армии отсутствовали свои подразделения военно-транспортной авиации, реорганизация только начиналась. Предполагалось, что в случае войны все самолеты, личный состав и технический парк гражданской авиации перейдёт на военные рельсы и будет обеспечивать войска всем необходимым. Так и произошло. Победа в сорок пятом ковалась с 1936 по 1940.

Статья составлена на основе материалов информационной базы для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Документы и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
 знак ДОНАВИАКрылышки

Начало активности (дата): 13.05.2025
Количество показов: 1854

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться