Ян Бекман - третий в истории капитан-командор Азовского флота
В июле 1696 г. турецкая крепость Азов была взята российской армией и флотом. Приоритет в кораблестроении в первое десятилетие XVIII в. Пётр I отдавал Азовскому флоту.
Первым главнокомандующим, адмиралом Азовского флота был назначен Ф.Я. Лефорт – сподвижник и ближайший друг Петра. В 1699 г. общее руководство флотом возглавил генерал и адмирал Федор Алексеевич Головин – доверенное лицо Петра I. В 1706 гг. третьим и последним «капитан-командором» Азовского флота был англичанин – Ян Бекман.
История появления Бекмана в России связана с «Великим посольством», а его судьба, с 1699 года и до смерти в 1711году, – с Азовом и Азовским флотом.
В 1697 году с царем Петром в Голландию отправилось «Великое посольство». Целью этой миссии было знакомство с передовыми технологиями кораблестроения и наём на российскую службу специалистов-корабелов и моряков.
Из Голландии Петр отправился в Англию – единственную страну, где к началу XVIII века кораблестроение имело наиболее совершенное теоретическое развитие, которое с успехом применялось на практике.
В письме к Ф.М. Апраксину Пётр пишет: «Те, которые вручат письмо, ищут себе службы… того ради приняты в службу Московскую…Имена ...: Матеус Белендорф и Ян Бекман».
2 мая 1698 года царь Петр на яхте «Транспорт Рояль», подаренной ему английским королем Вильгельмом III, из Англии отправился обратно в Голландию. 24-пушечный «королевский транспорт» являлся одним из самых красивых и лучших судов Англии, яхта была предназначена «для морских переездов короля в военное время». Команда яхты, естественно, была из английских моряков.
«Роспись» сообщает, что на борту яхты «Транспорт Рояль» находились англичане: капитан, поручик и три квартирмейстера, один столяр-англичанин, а также матросов-англичан 62 человека и 1 грек. В Архангельск на этом же судне в звании поручика прибыл англичанин Ян Бекман (Бекгам; Бэкем; Ян; Яган; Джон; Bekham John). 4 июня того же года Бекман был принят в русскую службу.
Некоторые современные историки считают, что именно Я. Бекман летом 1698 года прибыл в Архангельск в должности капитана яхты «Transport Royal». Однако, в отписке архангельского воеводы о приёме яхты «Transport Royal» сообщается, что на «…том корабле капитан Вильям Рипли…», который 24 июня, уйдя со двора, пропал и 1-го июля был найден в реке.
В 1699 году Бекман участвовал в Керченском походе в качестве капитана корабля «Безбоязнь». После этого похода Петр оставил Яна Бекмана в Азове управлять Азовским флотом.
По приказу государя «…1699 года 7 сентября, у кораблей и у галер и у корабельных и галерных припасов, оставленных в Азове капитан Яган Бекман, а с ним: 3 капитана, 1 командор и всяких чинов люди по списку, данному Бекману». Всем оставшимся в Азове начальным людям и матросам были выделены постоялые дворы «…где им жить возможно…», а также дрова. Из ведомости о раздаче дров видим, что в конце 1699 и в 1700 г. в Азове находились: Иван Бекман, Иван Стаций, Лука Лиц, Стамати Камер, командор Андрей Фохт, 9 поручиков, боцман, штурман, оружейный мастер, аптекарь и 8 лекарей.
В последующие годы Ян Бекман пребывает в Азове, часто бывает в Троицкой крепости на Таган-роге, отвечает за сохранность, ремонт и проводку судов в море к Троицкой крепости и за солью в устье р. Берды. О своих действиях письменно докладывает Апракину и Петру…
Строительство флота и первые морские плавания выявили, из большого количества иностранных мастеров-корабелов и моряков, лиц, принесших российскому флоту действительную пользу. Среди них: П. Памбург, Я. Бекман, К. Крюйс, Д. Дин, Р. Козенц, О. Най и др. Не забыты имена и россиян, известных своими заслугами в истории флота, – Ф.М. Апраксин, Ф.М. Скляев, Н.А. Синявин, включая самого Петра I и А Д. Меньшикова.
С 1704 года Бекман – главный начальник над флотом и офицерами в Азове и в Троицком, он входит также в состав Морского суда – в качестве его председателя.
В 1709 г. Бекман произведён в капитан-командор красного флага. Помимо Государя, в этом ранге (в период до 1725 г.) находилось в общей сложности 26 лиц, в том числе англичанин Я. Бекман (1709-1711), кн. А.Д. Меншиков (1710-1716), голландцы: А. Рейс (1712-1714), В. Шелтинг (1712-1725) и др.
К 1711 году капитан-командор красного флага Ян Бекман имеет в Азове своё подворье с хоромными и хозяйственными постройками.
Новая война с Османской империей вызвала очередное вооружение Азовского флота, на которое были отпущены значительные средства.
Из письма Бекмана к Апраксину из Азова 15 января 1711 г.: «…здесь слышна молва такая, что кубанские татары сюда приступать хотят. А я на кораблях пристроил пушки и, как их будет приход, стану чинить отпор, то им зело неудобно будет, а ныне строю надолбы около слободы Морского флота для сбережения кораблей от тех неприятелей».
В апреле 1711 года, будучи уже больным, Бекман сообщает Апраксину о починке кораблей и других судов в Троицком и в Азове.
В Азове капитан-командор Бекман занимается починкой и подготовкой судов для флотилии, предназначенной к обороне Приазовья. В течение мая 1711 года в Азове под руководством Бекмана корабли чинили, строили и направляли в залив к крепости Троицкой на Таган-рог. К июлю флот был готов к действиям в Азовском море.
В кампании 1711 г. Бекман поступил под команду вице-адмирала К.И. Крюйса, был капитаном корабля «Ластка».
5 мая 1711 г. Крюйс пишет Апраксину из Троицкого: «…27 числа прошедшего месяца поутру прибыл я в Азов и нашел капитан-командора Бекмана больного, которая болезнь уже 7 недель была…».
Неудача, постигшая Петра в Прутском походе, вынудила Россию заключить с турками мир. Россия вынуждена была в январе 1712 года вернуть Азов и уничтожить флот. Но капитан-командор красного флага Ян Бекман не участвовал в этом трагическом событии… Больной с начала весны 1711 года, Ян Бекман 10 сентября 1711 года умер и был похоронен в Азове.
Забытый современниками и потомками Ян Бекман всё же остался в истории третьим и последним командующим Азовским флотом.
Перепечаева Л.Б.
Зав. отделом древней истории Азовского музея-заповедника.
Количество показов: 1927