Рудольф Лазаревич Самойлович
Рудольф Лазаревич Самойлович (1881-1939 гг.)
Количество показов: 3693
Р.Л. Самойлович – доктор географических наук, профессор, внес весомый вклад в исследование и практическое освоение Арктики. Награжден орденами Красного Знамени и Ленина. В 1930-е годы был одним из руководителей Географического общества СССР, Общества «Аэроарктик», членом Международного морского арбитража, почетным членом Географических обществ США, Швеции, Австрии. Научное наследие Р.Л. Самойловича значимо и сегодня.
Рудольф Лазаревич Самойлович родился 1(13) сентября 1881 г. в посаде Азов, в семье Лазаря Нафтулиевича Самойловича, купца 2-й гильдии, занимавшегося экспортом хлеба за границу. Имя Лазаря Нафтулиевича упоминается в торгово-промышленном указателе посада Азов (1898 г.) в разделе «хлеб – зерно». Мать Рудольфа – Гинда Александровна Самойлович. Семья была большая.
Рудольф окончил 4-х классную Азовскую прогимназию и в 1900 г. – Мариупольскую Александровскую гимназию, где обучался 4 года (АМЗ, копия аттестата зрелости).
В том же году поступил в Королевскую горную академию в г. Фрейберге (Германия), в которой некогда учился М.В. Ломоносов.
Вскоре он заговорил по-немецки как прирожденный саксонец, со временем овладел французским и английским. Учиться было интересно и трудно. Превосходно преподавались общая геология, минералогия, химия. После первого курса Самойлович проходил практику на шахте в Вестфалии. Начав рабочим- откатчиком, закончил практику настоящим шахтером, забойщиком. Трудности закалили его характер.
В 1904 г. была завершена учеба в академии. Дипломная работа Самойловича – «Проходка водоносных слоев в шахте путем их замораживания» была посвящена сложной и перспективной проблеме.
В декабре 1904 г. он получил звание горного инженера и в январе 1905 г. был уже в пути на родину. Однако работать по специальности, горным инженером, он не собирался: «Я твердо решил стать революционером и не заниматься инженерной деятельностью».
1905-1906 гг., первая русская революция – время активной революционной деятельности Р.Л.Самойловича в Ростове-на-Дону. Он участвует во всевозможных сходках, демонстрациях, собраниях, ведет агитацию среди рабочих железнодорожных мастерских и казачьих сотен, расквартированных в городе, выезжает в Одессу, где участвует в столкновениях с черносотенцами. Его неоднократно арестовывают ненадолго, устанавливают наблюдение.
В 1906 г. – высылка в Холмогоры (Архангельская губерния), побег из ссылки. В 1908 г. – новый арест, в Петербурге, ссылка в Пинегу с последующим переводом в Архангельск, где Самойлович принял активное участие в деятельности общества по изучению Русского Севера. В 1911 г. закончился срок ссылки, и, по рекомендации В.А. Русанова, он отправляется в свою первую экспедицию – на Шпицберген, возглавляемую В.Ф. Држевецким. Но достичь архипелага в том году не удалось.
На следующий год была организована вторая русская шпицбергенская экспедиция. Ее руководителем стал Владимир Александрович Русанов. Он пригласил с собой горного инженера Самойловича.
Оказавшись в Арктике, среди голых скал и коварных ледников с замаскированными снегом трещинами, с первых же дней работы он проявил умелую хватку исследователя и высокие личные качества, о чем писал в Петербург руководитель экспедиции Русанов, ходатайствуя перед столичным начальством о снятии запрета на въезд Самойловича в Петербург.
Ровно через год Самойлович отправился на Шпицберген во главе партии горняков- рабочих, нанятых в Петербурге и на Урале. Их было около 40 человек, в заливе Коал- Бей они построили дом, подняли русский флаг, а на застолбленных ранее участках начали добычу угля. Вскоре 5 тысяч пудов (80 тонн) шпицбергенского каменного угля на пароходе «Мария» отбыли в Россию. Так в 1913 г. Самойлович доставил в Петербург собственный русский полярный уголь.
Дальнейшие русские заявки на шпицбергенский уголь горный инженер Самойлович делает уже от имени только что организованного акционерного общества «Грумант» (так в старину русские поморы называли Шпицберген).
Вспыхнувшая в 1914 г. Мировая война еще больше подтвердила необходимость шпицбергенских разработок для России (британский уголь доставлять в Россию стало небезопасно: немцы топили в море суда, а Донецкий и Сибирский угольные бассейны далеки от Петербурга и Архангельска).
После трех подряд полевых сезонов на Шпицбергене (1913-1915 гг.) Самойлович дает точные сведения об угольных запасах, открытых на Шпицбергене Русановым и им самим – 7 млрд. пудов на площади более 70 кв. верст.
Два предреволюционных года Самойлович провел в шпицбергенских заботах и полевых исследованиях в Северной Карелии. Здесь, в Олонецкой губернии, вместе с геологом Купфером он сделал первую разведку на полевой шпат и слюду-мусковит – уже тогда в ней остро нуждалась растущая электротехническая промышленность. Они обнаружили мощную жилу мусковита, названную жилой Самойловича.
В начале 1919 г. решением коллегии Наркомата торговли и промышленности была создана Комиссия по изучению и практическому использованию производительных сил Севера во главе с геологом И.П. Толмачевым. Самойлович – секретарь ее президиума. Появлению на свет нового научного органа помогает сам нарком Л.Б. Красин. Между Красиным и Самойловичем завязываются тесные деловые и теплые личные отношения.
4 марта 1920 г. Президиум ВСНХ образовал Северную научно-промысловую экспедицию при ВСНХ, призванную изучать и осваивать территорию за 60-й параллелью. Руководителем назначили Р.Л. Самойловича.
Экспедиции предписывалось проводить разнообразные научно-исследовательские и промысловые работы, координировать любые исследования, предпринимаемые другими организациями к северу от 60-й параллели.
В декабре 1921 - январе 1922 гг. в Москве и Петербурге была организована Отчетная выставка работ отрядов Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ. Свыше 400 сотрудников вели в начале 1920-х гг. исследования в Белом, Баренцевом, Карском морях, на Кольском полуострове и т.д.
Не заставили себя ждать и геологические открытия: нефть, уголь, медь, свинец, цинк, молибден, флюорит, гипс, асбест, горный хрусталь; развитие консервной промышленности на Мурмане; развитие пушных и рыбных промыслов, товарного оленеводства; исследование вод Ледовитого океана, их гидрологического режима и рыбных богатств – вот что такое в первом приближении, скромная и сегодня почти никому неизвестная Севэкспедиция под начальством Самойловича.
Успехи Северной научно-промысловой экспедиции были столь значительны, что в марте 1925 г. Председатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский подписал решение о превращении Севэкспедиции в Институт по изучению Севера. Директором был назначен Р.Л. Самойлович.
С 1921 по 1927 гг. было организовано 5 экспедиций на Новую Землю, возглавляемых Р.Л. Самойловичем – начальником Севэкспедиции.
Сделала имя Самойловича всемирно известным его 14-я экспедиция, знаменитая красинская эпопея. Тогда, летом 1928 г., рискуя ледоколом «Красин» и экипажем, он спас семерых участников экспедиции Умберто Нобиле, потерпевших над льдами Арктики крушение на дирижабле «Италия».
Президиум ЦИК СССР наградил группу моряков, пилотов и ученых высокими наградами. Профессор Самойлович получил свою первую награду – только что учрежденный орден Трудового Красного Знамени. Такого же ордена был удостоен ледокол «Красин».
Морские экспедиции – новый этап в исследовательской деятельности Р.Л. Самойловича.
Экспедиция на дирижабле «Граф Цеппелин». Июль 1931 г. Ее возглавил Гуго Эккенер, президент Международного общества «Аэроарктик». Из 46 участников 39 представляли Германию, 2 ¬– США, 1 -– Швецию и 4 – СССР. От нашей страны в полет отправлялись профессор-аэролог П.А. Молчанов, инженер- дирижаблестроитель Ф.Ф. Ассберг, радист Э.Т. Кренкель и Р.Л. Самойлович – научный руководитель этой уникальной экспедиции.
Маршрут «Графа Цеппелина»: Германия, Ленинград, Карелия, Баренцево море, Земля Франца Иосифа, Карское море, Новая Земля, Белое море, Архангельск, Ленинград, Германия.
Над Землей Франца Иосифа заработала аппаратура: немецкие аэрофотосъемщики повели воздушное фотографирование островов, а затем и побережья материка. За немногие часы рождались точные географические карты наиболее труднодоступных и опасных районов Арктики, на обследование которых полярники прошлого тратили годы, постоянно рискуя жизнью.
Во время полета состоялись запуски радиозонда, нового, совсем недавно изобретенного профессором Молчановым П.А., прибора. Четыре запуска, во время которых радиозонды достигали высоты 17-20 км, сообщая на дирижабль, где находилась приемная аппаратура, информацию о температуре, влажности, атмосферном давлении воздуха во всей вертикали полета радиозонда.
106 часов (4,5 дня) продолжался полет дирижабля, он преодолел 13 тыс. км и напрямик, без посадки, вернулся из Ледовитого океана в Германию. Средняя скорость полета – 120 км/час.
После полета «Графа Цеппелина» Самойлович опубликовал статью «Геоморфологические и гляциологические наблюдения во время полета на воздушном корабле «Граф Цеппелин» летом 1931 г.»
26 июля 1937 года Самойлович вышел на ледокольном пароходе «Садко» в свою 21 экспедицию. Тогда он еще не знал, что она последняя. Из-за сложной ледовой обстановки по окончании навигации 1937 г. в Арктике остались на зиму 26 судов – практически весь ледокольный и транспортный флот Главсевморпути.
23 октября 1937 г. три судна, оказавшиеся рядом – ледокольные пароходы «Садко», «Георгий Седов», «Малыгин», встали во льдах. С этого дня, когда корабли не продвинулись своим ходом ни на один метр, фактически началась зимовка, вынужденная, не предусмотренная планами. Три ледокольных парохода, 217 человек на борту.
По просьбе опытных полярных капитанов Н.И. Хромцова, Д.И. Швецова и А.Г. Корельского Главсевморпуть назначил начальником зимовки дрейфующего каравана профессора Р.Л. Самойловича, самого опытного и авторитетного полярника.
Среди дрейфующих льдов образовался целый город. Рядом с трехэтажными пароходами выросли ледовые домики, палатки гидрологов и магнитологов. На снегу чернели контрольные рейки для измерения толщины ледяного покрова, были протоптаны тропы, соединяющие корабли. По этим тропам шло беспрерывное движение.
Опыта зимовки в дрейфующих льдах ни у кого не было, поэтому каждое мероприятие обсуждалось дважды и трижды.
С первых же дней дрейфа на всех трех судах начались регулярные научные наблюдения в максимальном объеме.
Они двигались на север, в северо-восточной части моря Лаптевых. На столе у вахтенного теперь вместо карты лежал чистый лист бумаги, на котором прокладывали линию дрейфа, наносили глубины и другие навигационные данные.
Рудольф Лазаревич наравне с другими участвовал во всех авралах, таскал уголь, пилил снег, из которого «вытапливали» воду, с ломом в руках окалывал борта безжизненных кораблей – льды норовили сплотиться, сдвинуться, раздавить пароходы. Вместе с капитанами Рудольф Лазаревич ежедневно делал обход всех судов, без конца совещался с опытными моряками о том, как сохранить корабли, как потом вывести их изо льдов.
В апреле 1938 г., после того, как зимовщики соорудили во льдах аэродром (это потребовало неимоверных усилий, посадочную полосу не раз ломало и почти все население дрейфующего каравана участвовало в ее восстановлении), начались рейсы пилотов А.Д. Алексеева, П.Г. Головина и Г.К. Орлова. 184 человека покинули ледовый лагерь, начальник экспедиции – в числе самых последних.
21 мая 1938 г. профессор Самойлович вернулся в Ленинград, а 27 июля был арестован в связи с обвинениями в террористической и контрреволюционной деятельности. 4 марта 1939 г. приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян.
16 апреля 1957 г. реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Имя Р.Л. Самойловича увековечено на картах высоких широт. В Арктике его именем названы пролив и ледниковый купол на Земле Франца Иосифа, остров в Карском море, бухта на Южном острове архипелага Новая Земля, в Антарктиде – мыс, полуостров и гора.
В год 100-летия со дня рождения Р.Л. Самойловича в Азове открыт Мемориальный музей его имени и названо научно-исследовательское судно.
Количество показов: 3693