История Азовской судоверфи
Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых истории градообразующих предприятий города Азова в советский период. Промышленность является одной из основ экономики любого государства, региона, территории, в том числе и нашего города. Ее стержнем в Азове на протяжении десятилетий были несколько крупных предприятий, среди них – всем известная Азовская судоверфь.
История предприятия берёт своё начало в 20-х годах прошлого века, когда с установлением советской власти промышленность была национализирована. Затем, с введением НЭПа, началась ее реорганизация, и, наконец, в июне 1928 года в Азове образовалось правление Азпромкредита, основавшее в октябре того же года судостроительную артель «Вперед». В неё вошло 7 мастеров и небольшая производственная база: стапельная площадка и механическая мастерская, оборудованная одним токарным и сверлильным станками.
Бревна пилили вручную. В артель сразу же стали поступать заказы от рыболовецких колхозов и государственных предприятий на мелкий рыболовный флот. В 1929 году в артели работало уже 175 человек. Сюда приходили люди различных специальностей: бричники, кузнецы, бондари, столяры, слесари. Пришедшие в артель рабочие не были знакомы с судостроением, поэтому обучались судостроительному делу прямо на рабочих площадках.
В это же время закладывается новый производственный корпус - эллинг, появляется первое деревообрабатывающее оборудование (ленточная пила, фуговальный станок, строится кузнечная мастерская с горнами ручного дутья для изготовления корабельных гвоздей и болтов).
Всего за год артель выпустила 18 дубов, 30 водаков, 100 каюков и первый моторный буксирный катер типа «Сахалин», положивший начало строительству самоходного деревянного промыслового флота.
В конце 20-х - начале 30-х годов XX века в молодой стране идет наращивание промышленного потенциала, строятся заводы, фабрики. В 1931 году артель «Вперед» была передана в систему государственной промышленности и преобразована в Азовскую судостроительную верфь.
Азовская судоверфь стремительно набирала мощь. На предприятии появилось новое оборудование, которое осуществляло переход на механическое производство. В 30-годы были построены: пилорама, механический и деревообрабатывающий цеха, двухэтажный эллинг, новая кузница с современным оборудованием на тот период. Для спуска судов на воду была установлена моторная лебедка, чуть позже электрическая. До этого спуск судов осуществлялся вручную. В этой операции принимало участие около 20 человек. Для рабочих были построены клуб, столовая и медпункт.
Выросшие производственные мощности верфи сказались на объеме продукции. С 1932 по 1934 годы она спустила на воду 470 крупных и 300 мелких судов для гребного флота: буксирные катера «Сатурн» (двигатель 50 лошадиных сил, далее - л.с.), рыболовецкие сейнеры с мотором мощностью 50-75 л. с., моторный катер «Буревестник» (мотор мощностью 200 л с.). Началась постройка буксирных катеров типа «Димитров» с моторами 50 л. с., приступили к строительству малых черноморских сейнеров (МЧС) с двигателем 75 л.с.
Все эти годы верфь продолжала строительство и не самоходного флота: 20 и 40-тонных дубов, байд, каюков, производила ремонт судов промыслового флота.
Так бывшая артель «Вперед» превратилась в предприятие, которое обеспечивало большую часть рыбной промышленности Азово-Черноморского бассейна судами рыболовецкого флота.
Как и все предприятия страны, с 1938 года судоверфь работала, выполняя планы, намеченные III пятилеткой. Её упор был направлен на развитие оборонной промышленности.
В 1940-1941 годы верфь выполнила заказ для территорий, расположенных около Аральского моря и озера Балхаш, где организовалось рыболовство. Рыбная промышленность получила от азовских корабелов 16 новых судов, среди которых были: 4 катера типа «Димитров», 2 малых средне-черноморских сейнера, 1 Бердянский сейнер, 4 дуба, а также паром на сдвоенных судах. Были заложены малые дальневосточные сейнеры (МДС) типа японских судов «Кавасаки» с двигателем 110 л.с. Однако строительство ни одного из них так и не было окончено: помешала война.
Азовская судоверфь на тот момент являлась одним из лучших предприятий в системе Наркомата рыбной промышленности СССР. Предприятию дважды вручалось переходящее знамя Народного комиссариата. Общее число работающих на нём приближалось к пятистам.
С первых дней войны в стране происходила эвакуация и перевод предприятий на военное производство. Старались всеми возможными средствами сохранить промышленность страны.
На предприятиях сразу был установлен режим работы военного времени, вводились сверхурочные работы. Продукция судоверфи, как и других предприятий Азова, была переведена на военное производство. Все работники судоверфи встали на защиту своей родины. Многие вступили в ряды Советской армии и ушли на фронт. Но судоверфь не прекратила деятельность, она продолжала свою работу.
На предприятии начинают изготавливать понтонные переправы, макеты ложных аэродромов, аэросани, корпуса снарядов к 45-ти миллиметровым орудиям. Главной обязанностью по-прежнему остается ремонт судов, большинство из которых были суда ВМФ, защищавшие дельту Дона от немецких захватчиков. Инициативу по сбору средств, вещей в помощь армии одной из первых в городе поддержала Азовская судоверфь.
Перебазирование промышленности на восток шло быстрым ходом. В октябре 1941 года почти все оборудование верфи было эвакуировано на баржах в тыл - в города Астрахань и Гурьев. Вместе с оборудованием были эвакуированы и многие судостроители. Оставшиеся в Азове специалисты продолжали выпускать продукцию для фронта. Осенью для защиты дельты Дона в Азов прибыли катера под руководством Цезаря Кунникова. Суда военного транспорта проходили ремонт на азовской верфи. Люди работали по 10-12 часов в сутки. Город бомбили. Среди рабочих были раненые и убитые. Несколько бомб упало рядом с судоверфью. Предприятие было разрушено. 28 июля 1942 года немцы оккупировали город, и лишь 7 февраля 1943 года Азов был освобожден от немецких захватчиков.
После освобождения города, буквально на второй день, на верфь начали приходить рабочие, которые с огромным энтузиазмом взялись за восстановление родного предприятия. Временно из-за поврежденных пожаром помещений люди работали на открытых площадках, устанавливали деревообрабатывающие станки, судоподъемные лебедки. Постепенно в работу вступили столярный, кузнечный цеха, пилорама. Военные заказы начали поступать на предприятие.
10 февраля командование армии приняло решение о строительстве мостов через Дон и Казачий Ерик у Обуховки, а также через речку Мертвый Донец у Семерниково.
Для этой цели на городской судоверфи было организовано строительство плашкоутных мостов. Для этой работы было мобилизовано 60 местных рабочих-судостроителей. Люди за короткий срок, в невероятно тяжелых условиях сделали невозможное - выполнили заказ командования Южного фронта. Общая протяженность трех изготовленных мостов составила 540 погонных метров, а грузоподъемность каждого моста - до 30 тонн.
Буквально за 3 года Азовская судоверфь была восстановлена, став в 1946 году одним из ведущих предприятий города. В этом же году был введен в эксплуатацию механический цех, оборудованный новыми станками. Заново отстроены дополнительные здания - столовая, медпункт, клуб.
Производство перешло на мирные рельсы.
В 1951 году на верфи освоили строительство деревянных самоходных мотофелюг с двигателем мощностью 20 л.с., которые долгие годы поставлялись различным рыбопромысловым организациям страны.
Отправка данной продукции осуществлялась как водным, так и железнодорожным транспортом. Погрузка на железнодорожную платформу проходила вручную при помощи примитивных устройств. Кранов на верфи еще не было.
В это же время институтом «Гипрорыба» был разработан проект реконструкции верфи. Были построены новые цеха, возведена причальная стенка и другие сооружения.
В 1953 году началось строительство стальных судов. Первым был буксирный теплоход РБТ-30 с двумя отечественными двигателями мощностью по 150 л.с. Рабочие освоили новые профессии: электросварщик, судосборщик, котельщик. На поточной линии по-прежнему строятся мотофелюги, деревянные сейнеры, рыбницы.
В январе 1954 года был заложен корпус стального цельносварного среднего черноморского сейнера СЧС-150, который был способен плавать в море на удалении 100 миль от берега, имел скорость 9 узлов, был снабжен необходимым радионавигационным оборудованием, имел дистанционное управление и другое современное оборудование. На сейнере были созданы хорошие условия для работы и отдыха экипажа в составе 8 человек. Этот сейнер на долгие годы стал основной продукцией предприятия. Всего было построено 436 судов этой серии.
На предприятии строили не только сейнеры, но и изготавливали оборудование для них: гребные валы, вьюшки, водонепроницаемые двери, крышки иллюминаторов.
На базе СЧС-150 строились для различных организаций страны научно – исследовательские суда, которые поставляли Госкомгидромету, Институту биологии, Академии наук СССР, Институту геофизики и другим научным организациям.
Как прежде, на верфи постоянно шел ремонт морских и речных судов. Люди работали в 3 смены.
В 1959 году на верфи были внедрены в производство новые технологические процессы полуавтоматической и автоматической сварки судовых металлоконструкций. Это значительно повысило производительность труда. А газификация судоверфи в 1961 году позволила перевести всю газовую резку металла на природный газ.
1959-1965 годы на предприятии шли разработки и строительство новых судов, расширялся рынок сбыта. Верфь поставила пять сейнеров в Иран, экспортировала три мотофелюги в Египет, два сейнера были куплены Ганой, а большая серия рыболовных судов отправлялись в Гану и Гвинею.
Послевоенные десятилетия были сложным периодом восстановления полуразрушенного предприятия, налаживания беспрерывной работы. В это время произошел переход от ручного труда и простых чертежных инструментов к строительству металлических судов, оснащенных современным для своего времени оборудованием. При этом объем производства вырос почти на 65%.
Почти 20 лет руководил судоверфью Лев Павлович Муравьев, который приложил много усилий для восстановления предприятия и создания рабочего коллектива.
В 1965 году предприятие переходит в подчинение союзного Министерства судостроительной промышленности. Изменяется руководство судоверфи и под руководством её главного инженера Степанова и директора Гришина начинается процесс реконструкции и внедрения технических и технологических достижений того времени.В 1965 году строится серия судов для экспорта, а также для рыбаков Балтики и Каспия.
В следующие пять лет предприятие стало применять технологический процесс горячей оцинковки судовых трубопроводов - единственный в Ростовской области и на Северном Кавказе. В эти же годы ее коллектив пополнился специалистами с других судостроительных заводов, выпускниками вузов страны.
В 1968 году судоверфь принимала участие в международной специализированной выставке «Инрыбпром-68», проходившей в Ленинграде. Демонстрировали серийный сейнер проекта 572/34Б «Яхта», построенный для рыбаков Эстонии. По сообщению ТАСС того времени суда, построенные на Азовской судоверфи, отличались простотой в управлении, комфортностью, экономичностью в эксплуатации.
В связи развитием производства в 1966 году на верфи открывается трубопроводный - монтажный цех.
За годы восьмой и девятой пятилеток (1966-1975 годы) на предприятии были успешно внедрены новые технологические процессы: испытание судов у стенок верфи в швартовом и ходовом режиме без выхода в море, изготовление судовых трубопроводов по макетам, изготовление насадок гребных винтов, стеклопластиковых щитов для изоляции рыбного трюма и многое другого.
1970 год для предприятия ознаменовался постройкой нефтемусоро-сборочного судна «Нептун».
Оно предназначалось для чистки портов и гаваней от плавающих нефтепродуктов и мусора. Был сдан в эксплуатацию десантный катер «Акула» с мощностью главных двигателей 600 л.с. Двумя годами позже верфь освоила серийный выпуск рыболовецких траулеров для дальневосточных рыбаков, в течение многих лет поставлявшихся на все моря страны.
По итогам работы за этот период сотрудники судоверфи были отмечены правительственными наградами. А морскому линейному буксиру был присвоен Государственный Знак Качества.
В 1974 году коллектив Азовской судоверфи возглавил талантливый организатор и руководитель, опытный инженер Иванов.
1977 год на верфи вводится поточно-позиционная постройка сейнера проекта 1330 типа «Ставрида». Это высокомеханизированное, удобное судно для рыбаков с двигателем 225 л.с., оснащенное современным оборудованием.
В 1980 году началась серийная постройка высокоавтоматизированного судна-катамарана с электродвижением, предназначенного для очистки водной поверхности от разливших нефтепродуктов и плавающего мусора.
Как и прежде оставался значительным вклад Азовской судоверфи в отечественную науку: наряду со строительством сейнеров, буксиров, десантных катеров и нефтесборщиков на предприятии строились научно-исследовательские суда для различных организаций. В 1982 году было построено судно «Гидрометеоролог».
В 1985 году в Архангельск ушло судно «Гидробиолог», оснащенное импортным и отечественным оборудованием и предназначенное для совместной работы отечественных и зарубежных ученых.
В 1985-1986 годах Ленинградским институтом был разработан проект по реконструкции верфи. Начались подготовительные работы. В 1989 году предприятие в очередной раз освоило производство нового судна – морского буксира. А дальше наступила эпоха краха экономики.
В 2002 году пришел заказ на строительство малого рыболовного бота. Заводчане его выполнили, ожидая, что будут новые заказчики на суда рыбопромыслового флота. Но в 2004 году окончательно закрылся Азовский рыбокомбинат – предприятие с почти столетней историей, пережившее войну и разруху 90-х годов. С тех пор основное направление деятельности судоверфи – ремонт судов морского и речного транспорта. Кроме того, как сообщается на официальном сайте предприятия, оно оказывает услуги по изготовлению металлоконструкций различного назначения, рубке и гибке металла, гибке труб, выполнению токарных работ, по перевалке грузов с судов.
За долгие годы своей работы азовские судостроители построили целую флотилию судов для морей России, научно-исследовательских институтов и зарубежных стран. Более 30 судов различных видов покинули берега родного Азова, чтобы бороздить моря мирового океана. Вслед за этим фактом невольно вспоминается другой: при Петре I именно ради взятия Азовской крепости на воронежской верфи был создан российский флот. Прошли столетия, но Азов навсегда вошел в историю флота. Город словно отдал свой долг, поставляя суда по всей стране и за рубеж.
Автор статьи - старший научный сотрудник отдела истории О.Н. Томаровская
Статья, посвящённая истории Азовского рыбного завода доступна по ссылке: Азовский рыбный завод. История предприятия
История предприятия берёт своё начало в 20-х годах прошлого века, когда с установлением советской власти промышленность была национализирована. Затем, с введением НЭПа, началась ее реорганизация, и, наконец, в июне 1928 года в Азове образовалось правление Азпромкредита, основавшее в октябре того же года судостроительную артель «Вперед». В неё вошло 7 мастеров и небольшая производственная база: стапельная площадка и механическая мастерская, оборудованная одним токарным и сверлильным станками.
Бревна пилили вручную. В артель сразу же стали поступать заказы от рыболовецких колхозов и государственных предприятий на мелкий рыболовный флот. В 1929 году в артели работало уже 175 человек. Сюда приходили люди различных специальностей: бричники, кузнецы, бондари, столяры, слесари. Пришедшие в артель рабочие не были знакомы с судостроением, поэтому обучались судостроительному делу прямо на рабочих площадках.
В это же время закладывается новый производственный корпус - эллинг, появляется первое деревообрабатывающее оборудование (ленточная пила, фуговальный станок, строится кузнечная мастерская с горнами ручного дутья для изготовления корабельных гвоздей и болтов).
Всего за год артель выпустила 18 дубов, 30 водаков, 100 каюков и первый моторный буксирный катер типа «Сахалин», положивший начало строительству самоходного деревянного промыслового флота.
В конце 20-х - начале 30-х годов XX века в молодой стране идет наращивание промышленного потенциала, строятся заводы, фабрики. В 1931 году артель «Вперед» была передана в систему государственной промышленности и преобразована в Азовскую судостроительную верфь.
Азовская судоверфь стремительно набирала мощь. На предприятии появилось новое оборудование, которое осуществляло переход на механическое производство. В 30-годы были построены: пилорама, механический и деревообрабатывающий цеха, двухэтажный эллинг, новая кузница с современным оборудованием на тот период. Для спуска судов на воду была установлена моторная лебедка, чуть позже электрическая. До этого спуск судов осуществлялся вручную. В этой операции принимало участие около 20 человек. Для рабочих были построены клуб, столовая и медпункт.
Выросшие производственные мощности верфи сказались на объеме продукции. С 1932 по 1934 годы она спустила на воду 470 крупных и 300 мелких судов для гребного флота: буксирные катера «Сатурн» (двигатель 50 лошадиных сил, далее - л.с.), рыболовецкие сейнеры с мотором мощностью 50-75 л. с., моторный катер «Буревестник» (мотор мощностью 200 л с.). Началась постройка буксирных катеров типа «Димитров» с моторами 50 л. с., приступили к строительству малых черноморских сейнеров (МЧС) с двигателем 75 л.с.
Все эти годы верфь продолжала строительство и не самоходного флота: 20 и 40-тонных дубов, байд, каюков, производила ремонт судов промыслового флота.
Так бывшая артель «Вперед» превратилась в предприятие, которое обеспечивало большую часть рыбной промышленности Азово-Черноморского бассейна судами рыболовецкого флота.
Как и все предприятия страны, с 1938 года судоверфь работала, выполняя планы, намеченные III пятилеткой. Её упор был направлен на развитие оборонной промышленности.
В 1940-1941 годы верфь выполнила заказ для территорий, расположенных около Аральского моря и озера Балхаш, где организовалось рыболовство. Рыбная промышленность получила от азовских корабелов 16 новых судов, среди которых были: 4 катера типа «Димитров», 2 малых средне-черноморских сейнера, 1 Бердянский сейнер, 4 дуба, а также паром на сдвоенных судах. Были заложены малые дальневосточные сейнеры (МДС) типа японских судов «Кавасаки» с двигателем 110 л.с. Однако строительство ни одного из них так и не было окончено: помешала война.
Азовская судоверфь на тот момент являлась одним из лучших предприятий в системе Наркомата рыбной промышленности СССР. Предприятию дважды вручалось переходящее знамя Народного комиссариата. Общее число работающих на нём приближалось к пятистам.
С первых дней войны в стране происходила эвакуация и перевод предприятий на военное производство. Старались всеми возможными средствами сохранить промышленность страны.
На предприятиях сразу был установлен режим работы военного времени, вводились сверхурочные работы. Продукция судоверфи, как и других предприятий Азова, была переведена на военное производство. Все работники судоверфи встали на защиту своей родины. Многие вступили в ряды Советской армии и ушли на фронт. Но судоверфь не прекратила деятельность, она продолжала свою работу.
На предприятии начинают изготавливать понтонные переправы, макеты ложных аэродромов, аэросани, корпуса снарядов к 45-ти миллиметровым орудиям. Главной обязанностью по-прежнему остается ремонт судов, большинство из которых были суда ВМФ, защищавшие дельту Дона от немецких захватчиков. Инициативу по сбору средств, вещей в помощь армии одной из первых в городе поддержала Азовская судоверфь.
Перебазирование промышленности на восток шло быстрым ходом. В октябре 1941 года почти все оборудование верфи было эвакуировано на баржах в тыл - в города Астрахань и Гурьев. Вместе с оборудованием были эвакуированы и многие судостроители. Оставшиеся в Азове специалисты продолжали выпускать продукцию для фронта. Осенью для защиты дельты Дона в Азов прибыли катера под руководством Цезаря Кунникова. Суда военного транспорта проходили ремонт на азовской верфи. Люди работали по 10-12 часов в сутки. Город бомбили. Среди рабочих были раненые и убитые. Несколько бомб упало рядом с судоверфью. Предприятие было разрушено. 28 июля 1942 года немцы оккупировали город, и лишь 7 февраля 1943 года Азов был освобожден от немецких захватчиков.
После освобождения города, буквально на второй день, на верфь начали приходить рабочие, которые с огромным энтузиазмом взялись за восстановление родного предприятия. Временно из-за поврежденных пожаром помещений люди работали на открытых площадках, устанавливали деревообрабатывающие станки, судоподъемные лебедки. Постепенно в работу вступили столярный, кузнечный цеха, пилорама. Военные заказы начали поступать на предприятие.
10 февраля командование армии приняло решение о строительстве мостов через Дон и Казачий Ерик у Обуховки, а также через речку Мертвый Донец у Семерниково.
Для этой цели на городской судоверфи было организовано строительство плашкоутных мостов. Для этой работы было мобилизовано 60 местных рабочих-судостроителей. Люди за короткий срок, в невероятно тяжелых условиях сделали невозможное - выполнили заказ командования Южного фронта. Общая протяженность трех изготовленных мостов составила 540 погонных метров, а грузоподъемность каждого моста - до 30 тонн.
Буквально за 3 года Азовская судоверфь была восстановлена, став в 1946 году одним из ведущих предприятий города. В этом же году был введен в эксплуатацию механический цех, оборудованный новыми станками. Заново отстроены дополнительные здания - столовая, медпункт, клуб.
Производство перешло на мирные рельсы.
В 1951 году на верфи освоили строительство деревянных самоходных мотофелюг с двигателем мощностью 20 л.с., которые долгие годы поставлялись различным рыбопромысловым организациям страны.
Отправка данной продукции осуществлялась как водным, так и железнодорожным транспортом. Погрузка на железнодорожную платформу проходила вручную при помощи примитивных устройств. Кранов на верфи еще не было.
В это же время институтом «Гипрорыба» был разработан проект реконструкции верфи. Были построены новые цеха, возведена причальная стенка и другие сооружения.
В 1953 году началось строительство стальных судов. Первым был буксирный теплоход РБТ-30 с двумя отечественными двигателями мощностью по 150 л.с. Рабочие освоили новые профессии: электросварщик, судосборщик, котельщик. На поточной линии по-прежнему строятся мотофелюги, деревянные сейнеры, рыбницы.
В январе 1954 года был заложен корпус стального цельносварного среднего черноморского сейнера СЧС-150, который был способен плавать в море на удалении 100 миль от берега, имел скорость 9 узлов, был снабжен необходимым радионавигационным оборудованием, имел дистанционное управление и другое современное оборудование. На сейнере были созданы хорошие условия для работы и отдыха экипажа в составе 8 человек. Этот сейнер на долгие годы стал основной продукцией предприятия. Всего было построено 436 судов этой серии.
На предприятии строили не только сейнеры, но и изготавливали оборудование для них: гребные валы, вьюшки, водонепроницаемые двери, крышки иллюминаторов.
На базе СЧС-150 строились для различных организаций страны научно – исследовательские суда, которые поставляли Госкомгидромету, Институту биологии, Академии наук СССР, Институту геофизики и другим научным организациям.
Как прежде, на верфи постоянно шел ремонт морских и речных судов. Люди работали в 3 смены.
В 1959 году на верфи были внедрены в производство новые технологические процессы полуавтоматической и автоматической сварки судовых металлоконструкций. Это значительно повысило производительность труда. А газификация судоверфи в 1961 году позволила перевести всю газовую резку металла на природный газ.
1959-1965 годы на предприятии шли разработки и строительство новых судов, расширялся рынок сбыта. Верфь поставила пять сейнеров в Иран, экспортировала три мотофелюги в Египет, два сейнера были куплены Ганой, а большая серия рыболовных судов отправлялись в Гану и Гвинею.
Послевоенные десятилетия были сложным периодом восстановления полуразрушенного предприятия, налаживания беспрерывной работы. В это время произошел переход от ручного труда и простых чертежных инструментов к строительству металлических судов, оснащенных современным для своего времени оборудованием. При этом объем производства вырос почти на 65%.
Почти 20 лет руководил судоверфью Лев Павлович Муравьев, который приложил много усилий для восстановления предприятия и создания рабочего коллектива.
В 1965 году предприятие переходит в подчинение союзного Министерства судостроительной промышленности. Изменяется руководство судоверфи и под руководством её главного инженера Степанова и директора Гришина начинается процесс реконструкции и внедрения технических и технологических достижений того времени.В 1965 году строится серия судов для экспорта, а также для рыбаков Балтики и Каспия.
В следующие пять лет предприятие стало применять технологический процесс горячей оцинковки судовых трубопроводов - единственный в Ростовской области и на Северном Кавказе. В эти же годы ее коллектив пополнился специалистами с других судостроительных заводов, выпускниками вузов страны.
В 1968 году судоверфь принимала участие в международной специализированной выставке «Инрыбпром-68», проходившей в Ленинграде. Демонстрировали серийный сейнер проекта 572/34Б «Яхта», построенный для рыбаков Эстонии. По сообщению ТАСС того времени суда, построенные на Азовской судоверфи, отличались простотой в управлении, комфортностью, экономичностью в эксплуатации.
В связи развитием производства в 1966 году на верфи открывается трубопроводный - монтажный цех.
За годы восьмой и девятой пятилеток (1966-1975 годы) на предприятии были успешно внедрены новые технологические процессы: испытание судов у стенок верфи в швартовом и ходовом режиме без выхода в море, изготовление судовых трубопроводов по макетам, изготовление насадок гребных винтов, стеклопластиковых щитов для изоляции рыбного трюма и многое другого.
1970 год для предприятия ознаменовался постройкой нефтемусоро-сборочного судна «Нептун».
Оно предназначалось для чистки портов и гаваней от плавающих нефтепродуктов и мусора. Был сдан в эксплуатацию десантный катер «Акула» с мощностью главных двигателей 600 л.с. Двумя годами позже верфь освоила серийный выпуск рыболовецких траулеров для дальневосточных рыбаков, в течение многих лет поставлявшихся на все моря страны.
По итогам работы за этот период сотрудники судоверфи были отмечены правительственными наградами. А морскому линейному буксиру был присвоен Государственный Знак Качества.
В 1974 году коллектив Азовской судоверфи возглавил талантливый организатор и руководитель, опытный инженер Иванов.
1977 год на верфи вводится поточно-позиционная постройка сейнера проекта 1330 типа «Ставрида». Это высокомеханизированное, удобное судно для рыбаков с двигателем 225 л.с., оснащенное современным оборудованием.
В 1980 году началась серийная постройка высокоавтоматизированного судна-катамарана с электродвижением, предназначенного для очистки водной поверхности от разливших нефтепродуктов и плавающего мусора.
Как и прежде оставался значительным вклад Азовской судоверфи в отечественную науку: наряду со строительством сейнеров, буксиров, десантных катеров и нефтесборщиков на предприятии строились научно-исследовательские суда для различных организаций. В 1982 году было построено судно «Гидрометеоролог».
В 1985 году в Архангельск ушло судно «Гидробиолог», оснащенное импортным и отечественным оборудованием и предназначенное для совместной работы отечественных и зарубежных ученых.
В 1985-1986 годах Ленинградским институтом был разработан проект по реконструкции верфи. Начались подготовительные работы. В 1989 году предприятие в очередной раз освоило производство нового судна – морского буксира. А дальше наступила эпоха краха экономики.
В 2002 году пришел заказ на строительство малого рыболовного бота. Заводчане его выполнили, ожидая, что будут новые заказчики на суда рыбопромыслового флота. Но в 2004 году окончательно закрылся Азовский рыбокомбинат – предприятие с почти столетней историей, пережившее войну и разруху 90-х годов. С тех пор основное направление деятельности судоверфи – ремонт судов морского и речного транспорта. Кроме того, как сообщается на официальном сайте предприятия, оно оказывает услуги по изготовлению металлоконструкций различного назначения, рубке и гибке металла, гибке труб, выполнению токарных работ, по перевалке грузов с судов.
За долгие годы своей работы азовские судостроители построили целую флотилию судов для морей России, научно-исследовательских институтов и зарубежных стран. Более 30 судов различных видов покинули берега родного Азова, чтобы бороздить моря мирового океана. Вслед за этим фактом невольно вспоминается другой: при Петре I именно ради взятия Азовской крепости на воронежской верфи был создан российский флот. Прошли столетия, но Азов навсегда вошел в историю флота. Город словно отдал свой долг, поставляя суда по всей стране и за рубеж.
Автор статьи - старший научный сотрудник отдела истории О.Н. Томаровская
Статья, посвящённая истории Азовского рыбного завода доступна по ссылке: Азовский рыбный завод. История предприятия
Начало активности (дата): 13.12.2023
Количество показов: 2215