17 апреля 2025
Мы продолжаем публикацию серии статей, объединенных рубрикой:«100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025».
С первой статьёй вы можете познакомиться по ссылке: Периодизации истории авиации Дона с 1925 по 2025 годы
Сегодня речь пойдёт о периоде зарождения воздухоплавания в Российской империи.
Материал представляют:

Кравец Виктория Сергеевна
Кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории России, Институт истории и международных отношений, Южный Федеральный Университет.

Маринец Евгений Викторович
Инженер-пилот
Командир самолета Ту-154 РОАО - ДОНАВИА
Капитан самолета Boing-737, А-320
Действительный советник Межгосударственного Авиационного Комитета.
Из Хроники Ростовского объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА
О событиях в авиации, происходивших в Российской империи и на Донской земле, не только до 1912 года. Именно события до 1912 года способствовали тому, что в государстве появились структуры, которым поручено управлять становлением воздухоплавания в Российской империи. Указ императора Николая II от 12 августа 1912 года.
О забытых организаторах донской авиации.
Хроника событий по годам:
1863
В статье «Воздухоплавание» газеты «Голос» журналиста и писателя Аркадия Эвальда термин «аэроплан» в значении, близком современному смыслу, заменило слово «самолёт», которое сначала вошло в обиход поэтический, а затем и авиационной среды.
Газета «Голос» выходила в Санкт-Петербурге с 1863 по 1883 годы. Но ни А.Ф. Можайский, ни Н.И. Кибальчич этого термина не употребляли.

Аркадий Васильевич Эвальд (1834 или 1836–1898) — русский писатель, журналист, а также исследователь в области авиации, один из первых пионеров авиации, который ввёл в обиход слово «самолёт».
Эвальд сумел создать прекрасный гибрид документального романа и увлекательной, затягивающей истории. Жизнь Аркадия Эвальда – две грани, балансировать между которыми было не так просто. С одной стороны – пионер авиации, ее исследователь, а с другой – увлеченный писатель, который работал с 1863 года над романами только с историческими документами.

1863
Ежедневная политическая и литературная газета «Голос» выходила на протяжении 20 лет, с 1863 по 1883 годы и была влиятельнейшей столичной газетой своего времени. Ее тираж составлял 4-5 тысяч экземпляров в 1860-х годах и дошел почти до 30 тысяч в 1882 году. Газета была основана по инициативе министра народного просвещения А.В.Головнина, при участии министра финансов М.Х.Рейтерна и министра внутренних дел П.А.Валуева. Главный редактор, А.А.Краевский был близко знаком с министром иностранных дел А.М.Горчаковым и военным министром Д.А.Милютиным, благодаря которым «Голос» нередко располагал более обширными сведениями о действиях правительства, чем любое другое издание.

Газета «Голос» - политическая и литературная газета, выходившая в Санкт-Петербурге ежедневно с 1863 года. Фото одного издания 1863 года.
1875
Участник движения народовольцев Кибальчич Н.И. в тюремной камере Лукьяновской тюрьмы (Киев) придумал и описал ракетный двигатель. Родился в семье священника. В 1869 году поступил в гимназию и, преуспев в математике и языках, окончил курс с серебряной медалью. В Медико-хирургической академии, ставшей в 70-е годы XIX века крупным центром студенческого движения, юноша приобщился к народнической идеологии. За хранение нелегальной литературы (1875) почти на три года был заключен в тюрьму, после чего восстановиться в числе студентов уже не смог. Изучив свойства взрывчатых веществ, он мог в домашних условиях производить нитроглицерин и динамит. После ареста, находясь в тюремной камере, он придумал реактивный ракетный двигатель, описание которого было обнаружено в архиве департамента полиции только в 1917 году.

Николай Иванович Кибальчич– изобретатель, автор первого русского проекта летательного аппарата.
1881
Первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха поднялся в воздух. Спроектировал и простроил его в натуральную величину Можайский А.Ф., военный офицер, контр-адмирал, изобретатель, пионер авиации. В 1881 году Александр Федорович получил привилегию на «воздухоплавательный снаряд» (самолёт). На постройку аппарата в натуральную величину Можайский истратил всё своё состояние. Нашлись и энтузиасты, которые помогали изобретателю. Спустя год начались испытания нового летательного аппарата. По утверждению очевидцев испытаний, самолёт совершил разбег, кратковременно оторвался от земли, а затем рухнул на крыло. Дальнейшая судьба изобретения Можайского из-за отсутствия средств на доработку оказалась печальной. Но факт существования полноразмерного самолёта никто не отрицает. Заметим, что это был первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха, и сделан он был в России.

Александр Фёдорович Можайский, контр-адмирал, изобретатель в области воздухоплавания.
1904
Время, когда в Российской империи был только один флот – военно-морской. Но назрела необходимость основания и развития воздушного флота. Термин «авиация» только-только появился, но он был далек от профессионального и социального обихода. А летательные аппараты еще с 1890 года в учебных авиашколах («учебных воздухоплавательных парках») назывались «воздухоплавательными снарядами».
Поэтому пока всё, что связано с полетами аппаратов тяжелее воздуха, имело отношение к воздухоплаванию.
1904 январь 26
Печальное событие в истории России, произошедшее в китайском городе Люйшунь (вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур), событие, которое послужило толчком появлению структур воздухоплавания и в дальнейшем - авиации в Российской империи.
Без предварительного объявления войны японские миноносцы предприняли нападение на Порт-Артурскую эскадру военно-морского флота России. Русский флот понес значительные потери. Были повреждены и надолго вышли из строя лучшие русские броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич", а также крейсеры "Паллада", "Полтава", "Диана". Корабли “Аскольд" и "Новик" получили пробоины ниже ватерлинии, но остались на плаву. Досталось и флагманскому кораблю "Петропавловск".
Внезапное нападение японского флота на порт-артурскую эскадру вызвало всплеск патриотических настроений на территории всей Российской империи. В первые же дни войны возникло стихийное движение по сбору денежных средств для немедленной помощи флоту. Только в Санкт-Петербурге населением за неделю было сдано четверть миллиона рублей - сумма по тем временам весьма значительная. Правительство решило поощрить этот почин и одновременно придать ему официальный статус.

ПОРТ-АРТУР — китайский город Люйшунь, вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур.
1904 февраль 6
Император Николай II подписал указ об учреждении «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования», возглавить который поручалось российскому государственному и военный деятелю Великому князю Александру Михайловичу Романову (в семье его звали Сандро), внуку Николая I.
Образование: Морской кадетский корпус (морское училище), по окончании которого был произведён в чин мичмана.
Опыт служения: совершил кругосветное плавание на корвете «Рында», служил на строевых должностях на кораблях Русского Императорского Флота, принимал участие в дальних морских походах, командовал миноносцем «Ревель», старший офицер эскадренного броненосца «Сисой Великий», броненосца «Адмирал Апраксин», командовал броненосцем «Ростислав», главноуправляющий торговым мореплаванием и портами империи, председатель особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования. Еще в 1895 году Александр Михайлович подал Государю Императору докладную записку, в которой доказывал, что в ближайшем будущем одним из главных противников России станет Япония, и что, если он не ошибается, война с ней может разразиться в 1903–1904 годах, по завершении японской судостроительной программы. Увы, время доказало правоту и дальновидность Великого Князя... Он не ошибся. Сбор средств «Особым комитетом» шел весьма успешно: за первый год поступило более 13 млн. руб. пожертвований. Наряду с крупными пожертвованиями, широким потоком лились благотворительные переводы на незначительные суммы. Особенно активно вносили пожертвования дворяне, служащие морских и военных ведомств, а также крестьяне. Так было положено начало поистине уникальной акции, вошедшей в историю мирового кораблестроения. Еще бы - на добровольно сданные народные деньги удалось построить не один и не два корабля, а целый флот: 19 эсминцев и четыре подводные лодки. И не только.

Августейший шеф Императорского военно-воздушного флота, русской авиации и воздухоплавания, Его Императорское Высочество Великий Князь Александр Михайлович Романов являлся одним из организаторов русской авиации и воздухоплавания. Он был инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем в 1910 году.
1906
В начале года было собрано около 17 миллионов рублей, на заседании Комитета постановили сбор прекратить и на эти деньги заказать минные крейсеры водоизмещением от 500 до 615 тонн и несколько подводных лодок.
1910
Поворотный год в истории авиации в России, о важности которой одним из первых в России начал говорить, писать и убеждать русский летчик, капитан Лев Макарович Мациевич, имя которого не заслуженно забыто. Время почти стерло этот факт из истории русской авиации.
1910 январь 30
В «Особом комитете» был создан Отдел воздушного флота - ОВФ. Эту дату считают датой рождения отечественной авиации, военной авиации.
1910 февраль
На два миллиона рублей из собранных народных средств решили закупить за границей до 90 аэропланов и создать в Гатчине и под Севастополем авиашколы. Для этого при высочайше учрежденном особом комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования был открыт отдел военно-воздушного флота.
В результате дальновидных действий Комитета и активной деятельности его председателя, Великого князя Александра Михайловича (Сандро), к началу Первой мировой войны Черноморский и Балтийский флоты имели необходимую авиационную поддержку. Всё это было сделано на добровольные пожертвования граждан.
1910 февраль
Строительством подлодок ведал выпускник Морской академии капитан Лев Макарович Мациевич, который еще в 1909 – 1910 года готовил записки, адресованные в правительство, и получал неизменный ответ: «Усовершенствование способов передвижения в воздушном пространстве должно составлять преимущественно предмет частной самодеятельности».
Так бы и плелась Россия в хвосте мирового авиастроения, если бы Мациевичу не пришла в голову мысль обратиться лично к самому Его Императорскому Высочеству Великому Князю Александру Михайловичу Романову, с обоснованием необходимости создания не только морского, но и воздушного флотов. Так своей активностью Мациевич и его обращения толкнули с мертвой точки огромную бюрократическую машину империи к решению вопросов по данной теме.
Александр Михайлович Романов со свойственной ему энергией взялся за дело. В феврале 1910 года на очередном заседании комитета по сбору добровольных пожертвований Романов убедил членов комитета использовать деньги, оставшиеся от строительства кораблей (880 тысяч рублей) на закупку аэропланов и создание в России авиационной школы. «Теперь все страны вступили в эру авиации, — сказал великий князь в своем выступлении. — У нас же в России авиация лишь начинает делать первые шаги. Мы должны торопиться, чтобы не оказаться еще раз уязвленными благодаря неполноценности нашего вооружения. В будущих войнах не может быть победы без воздушного флота».
Военный министр Сухомлинов, к которому великий князь обратился с предложением направить на обучение во Францию несколько офицеров, долго смеялся, но все же дал свое согласие.
Март 1910
Руководство военного министерства с целью ознакомления с ходом развития авиации в Европе, закупки аэропланов, обучения лётному делу, и получения дипломов пилотов-авиаторов направило за границу в авиашколы Луи Блерио (французский авиатор), Антуанет (концерн, производивший авиадвигатели, тренажёры и самолеты), и Анри Фармана (французский авиаконструктор), группу из шести морских русских офицеров – капитаны Лев Макарович Мациевич, Ульянин, Зеленский, штабс-капитан Матыевич-Мацеевич, поручик Комаров и лейтенант Пиотровский. А также группу из шести нижних чинов для освоения специальности механиков – мотористов аэропланов.
Руководителем группы пилотов был назначен капитан Мациевич, который писал из Парижа: «Теперь я летаю на «Фармане», умею на «Соммере», по приезде в Севастополь начну учиться на «Блерио», а затем займусь проектированием нового аэроплана». Тем временем на окраине Севастополя, на Куликовом поле, где располагался лагерь пехотной дивизии, вовсю шло строительство учебных корпусов и ангаров.
Одновременно авиационным фирмам были заказаны 11 летательных машин.

Лев Макарович Мациевич
Образование: выпускник Морской академии, русский лётчик, капитан, окончил Харьковский технологический институт (1901), Морскую академию в Петербурге (1906)
Служение: после окончания института был зачислен в корпус корабельных инженеров по Морскому министерству, с 1908 служил в Морском Техническом комитете, затем назначен в Отдел воздушного флота.
Занимался проектированием самолёта, выступал с предложениями о применении аэропланов в морском деле и разработке гидросамолёта.
В 1910 направлен во Францию для приемки заказанных аэропланов — первых «Фарманов», и двигателей, организации обучения русских офицеров в летных школах, там же окончил лётную школу Анри Фармана и 9 августа 1910 в числе первых русских лётчиков получил Диплом авиатора за №178. Побывал также в Англии и Бельгии, ознакомился с новыми моделями аэропланов и строительством подводных лодок. Возвратившись в Россию, много летал, продолжил работу над проектом самолёта. В сентябре 1910 совершил первые ночные полёты (одновременно с М.Н. Ефимовым).
1920 май 3
Создана Гатчинская Авиашкола, началось сооружение первого в России военного аэродрома, начала работу первая в России воздухоплавательная школа. Официально она именовалась авиационным отделом Офицерской воздухоплавательной школы, а с 19 июля 1914 года - Военно-авиационной школой.
1910 сентябрь
Первые семь аэропланов прибыли в Петербург. Перед тем как отправить их в Крым, великий князь Александр Михайлович благоразумно решил продемонстрировать новую технику и мастерство пилотов высшим сановникам Российской империи. Расчет оправдался — после того как капитан Лев Мациевич на своем «Фармане» поднял в воздух председателя Государственной Думы Гучкова, а затем премьер-министра Столыпина, те стали большими энтузиастами авиации.
В Севастопольской школе авиаторов насчитывалось 8 самолетов: 2 биплана «Фарман-IV», 3 моноплана «Блерио -XI», 1 биплан «Соммер» и 2 моноплана «Антуаниет». Мощность двигателей самолётов колебалась от 40 до 50 лошадиных сил, а скорость полёта едва достигала 70 км/час.
Воздухоплавательные части в то время только появлялись в Российской императорской армии. Все офицеры и нижние чины, служившие в воздухоплавательных частях были энтузиастами-первопроходцами в новом роде войск.
Была полностью сформирована Гатчинская авиашкола, которая дала России целый перечень блестящих лётчиков и организаторов авиационного дела. Но работать в полную силу школа начала позже, поставки самолетов из Франции задерживались, и осенний период в Гатчине (около 40 км. от Санкт-Петербурга) не способствовал учебному процессу (непогода). В результате была открыта авиашкола в Севастополе.
1910 ноябрь 24
Состоялось открытие Первой русской школы летчиков близ Севастополя на аэродроме «Куликово поле». Основатель школы был Великий Князь Александр Михайлович Романов (Сандро), и открыл он ее на личные средства и добровольные пожертвования граждан России, на которые были приобретены во Франции два аэроплана для России. В 1910 году школа называлась Севастопольская офицерская школа авиации Отдела воздушного флота. В 1910 году в школе авиаторов насчитывалось 8 самолетов: 2 биплана «Фарман-IV» , 3 моноплана «Блерио -XI», 1 биплан «Соммер» и 2 моноплана «Антуаниет». Мощность двигателей самолётов колебалась от 40 до 50 лошадиных сил, а скорость полёта едва достигала 70 км/час.

Открытие Севастопольской авиашколы, ноябрь, 1910 г. Авиашкола была расположена на берегу речки Кача, которая дала имя авиаучилищу в советское время (1938) – Качинское.
1911 март 26
Официально был открыт аэродром в Гатчине.

Группа военных летчиков Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине на балконе во время проведения конкурса военных аэропланов. В нижем ряду, первый слева – организатор Донской авиации Баранов В. Г. 1911.
1911 октябрь 10
Гатчинскую авиашколу окончил, в том числе и организатор Донской авиации Баранов Вячеслав Григорьевич - в последующем командир 7-го авиадивизиона Донской армии, который в 1920 году стал начальником авиации Донской армии. В своей деятельности он руководствовался исключительно проведением в жизнь задач собирания и сохранения авиационного имущества своего фронта, и записи происходящих событий донской авиации.

Баранов Вячеслав Григорьевич – полковник (26.02.1988 - 21.06.1964). Родился 26 февраля 1988 года в станице Луганская Донецкого округа Войска Донского, из потомственных дворян.
В 1905 году закончил Донской императора Александра III кадетский корпус, после чего до 1908 года обучался в Николаевском инженерном училище.
1 05.06.1908 - выпущен в 4-й саперный батальон.
С 24.06.1908 - в военной телеграфной роте.
С 29.09.1910 – прохождение службы в 5-й воздухоплавательной роте, поручик.
01.11.1910 - назначен в переменный состав Офицерской воздухоплавательной школы.
10.10.1911 - по окончании школы переведен на службу в 5-ю воздухоплавательную роту младшим офицером.
С 24.03.1912 – служба при батальоне воздухоплавательной школы. 05.10.1912 - присвоено звание военный лётчик.
30.03.1914 – переведен в Гродненскую крепостную воздухоплавательную роту.
01.10.14 - присвоено звание штабс-капитан.
22.04.17 – присвоено звание капитан.
27.09.1917 - присвоено звание подполковник.
С сентября 1918 - в Донской армии.
25.12.1918 — присвоено звание полковник.
С 26.09.1918 по 03.03.1919 - командир Донского самолетного дивизиона.
С 03.03.1919 по 24.03.1920 - начальник авиации Донской армии, генерал-майор авиации.

Аэродром Гатчинской авиашколы. 1911.

Карта аэродрома Гатчинской Авиашколы. 1911.

Офицерская воздухоплавательная школа, Гатчина.
Группа офицеров Офицерской воздухоплавательной школы перед началом полетов. В центре (с бородой) - генерал А.М.Кованько, слева от него - профессор В.В.Кузнецов. Также на фото выпускники ОВШ 1911 года, среди них - Баранов В. Г. (второй ряд четвертый слева), Стоякин В.З., Карамышев Е.Д. (нижний ряд, третий справа).
1911 октябрь 26
Российский император Николай II принимал в Ливадийском дворце пилотов-авиаторов. Это были первые выпускники первой в России авиационной школы, начавшей свою работу годом ранее в Севастополе.

Представление в Ливадии императору Николаю II летчиков первого выпуска Севастопольской авиашколы. 1911 октябрь 26.
Его Императорское Величество Великий Князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (слева) представляет Государю Императору офицеров Севастопольской Авиационной школы.
1912
Гатчинская авиационная школа дала России целый перечень блестящих лётчиков-асов и организаторов авиационного дела.

Знак об окончании Офицерской воздухоплавательной школы. 1912.
Особым комитетом, основанному еще в 1904 году, были учреждены специальные знаки и жетоны для жертвователей и для женщин в том числе.

Памятный (благодарственный) знак за пожертвование «не менее трёх рублей единовременно на развитие военно-воздушного флота».

Жетон за пожертвование на усиление военного флота России.
Памятный (благодарственный) жетон за пожертвование «не менее трёх рублей».
1912 август 01
Баранов Вячеслав Григорьевич, будущий организатор Донской авиации, выдержал экзамен на звание военного летчика.

Знак на погонах действующего военного летчика Российского императорского военно-воздушного флота. Офицерам, имеющим звание военного летчика во время состояния их на службе в авиационных отрядах, ротах и школах был установлен особый знак - накладной, серебряный, темно-оксидированный в виде летящего двуглавого орла с винтом и мечом в лапах и бомбой на перекрещении винта и меча.
Баранов Вячеслав Григорьевич сдал экзамен на звание «военного летчика» на аппарате «Фарман-7».

Фарман VII №16 из 2-го отряда Авиационного батальона ОВШ (Офицерской Воздухоплавательной Школы), Гатчина 1912–1913 гг. Баранов В. Г. – второй справа.
1912 августа 12
Указом императора Николая II в стране был сформирован штат Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Согласно указу, все вопросы организации военного воздухоплавания и авиации были сосредоточены в Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба как Высшего органа оперативно-стратегического управления Русской Императорской Армии, существовавшей с 22 октября (02 ноября) 1721 – 01 (14) сентября 1917. Это отправная точка в истории российской авиации - военно-воздушных сил и гражданского воздушного флота государства. 12 августа 1912 года с тех пор является днем авиации России.
1913
В Российском императорском воздушном флоте учрежден знак военного
летчика.

Знак военного летчика Российского императорского военно-воздушного флота. Такие знаки были у всех офицеров, военлетов, донских летчиках, таких как Баранов В.Г., Стрельников И.И., Ткачёв В. М., инженер поручик Федоров, и многих других. 1913.
1913
Великий Князь Александр Михайлович Романов (Сандро) представил на утверждение правительству "Общий план организации воздухоплавания и авиации в России". Всё это позволило положить начало русской авиации.
Вся российская авиация, военная и гражданская, выросла благодаря русским офицерам, чье самоотверженное служение делу воздухоплавания обеспечило России достойное место среди авиационных держав мира.
Великий Князь Александр Михайлович является одним из организаторов русской авиации и воздухоплавания. Он деятельно работал над созданием русского воздушного флота, состоя председателем отдела воздушного флота при высочайше учреждённом Комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования.
Российская авиация выросла благодаря русским офицерам. Воздухоплавание и авиация обеспечили России достойное место среди авиационных держав мира.
Русские офицеры, военный летчики авиации Дона своим служение и самоотверженностью «предвосхитили появление в русской авиации нового вида воздушных войск — транспортной военной авиации».
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Начало активности (дата):
17.04.2025
Количество показов:
1820