От Азова до Синопа (часть 1)
30 ноября 2023 года исполняется 170 лет одному из самых важных сражений Крымской войны – Синопскому морскому сражению, в ходе которого русский флот нанёс сокрушительное поражение турецкой эскадре Осман-паши. Это сражение стало последним крупным морским сражением эпохи парусных флотов российского военного флота.
История военного флота России начиналась со строительства Петром I военных галер на воронежских верфях для завоевания турецкой крепости Азов. Именно отсюда, из Азова, через дельту Дона, создав флот, Россия могла угрожать Крыму с моря. Победа под Азовом стала первой яркой страницей в истории триумфа русского военного флота. Именно для Азова строился первый военный флот и отсюда начинается история Донской флотилии. После победы Петра под Азовом здесь была построена военная крепость и расположился военный флот, здесь же при Петре строятся военные суда Донской флотилии. Прутский поход 1711 года заставил Петра отойти от устья Дона и прекратить здесь судостроение. Но по возвращении из Персидского похода, предполагая снова начать войну с Турцией за выход в Черное море, он возобновил в 1723-1725 годах строительство военных судов на реке Дон, но уже в Таврове Воронежской губернии.
Под надзором вице-адмирала М.Х. Змаевича «было приступлено» к постройке судов. В марте следующего года было предписано «спустить на воду 15 прамов и 25 галер». Но с улучшением отношений с Турцией работы были прекращены и возобновлены только осенью 1733 году. Эти суда послужили основой для создания в 1733 году Донской флотилии, которая во взаимодействии с сухопутными войсками принимала активное участие в войне с Турцией (1735-1739). При взятии Азова в 1736 году Донская флотилия успешно содействовала русским войскам, организуя блокаду и артиллерийский обстрел крепости, а также осуществляя воинские перевозки. С заключением мира с Турцией в 1739 году Донская флотилия была упразднена.
В 60-ые годы XVIII века Россия не только не имела флота в Черном и Азовском морях, но не имела и выхода к ним. Турецкий флот контролировал оба моря. Первой задачей, которую надо было решать - это завоевание устья Дона и хотя бы небольшой части побережья, как базы для постройки и стоянки будущей флотилии.
В начале войны России с Турцией (1768-1774) русская армия заняла Азов, Таганрог и часть берега между ними, создав предпосылки для строительства флота на Дону и Азовском побережье. Донская флотилия вновь была организована под командованием вице-адмирала А.Н .Сенявина. Она положила начало Черноморскому флоту. В её состав входили небольшие суда-фрегаты.
Вся эскадра, с которой предстояло преступить к завоеванию Азовского моря, состояла из 12 судов с общим количеством 190 орудий. В этом составе флотилия во главе с Алексеем Наумовичем Синявиным, которому за исключительные заслуги в деле строительства флота было присвоено звание вице-адмирала, вступила в Азовское море в середине мая 1771 года. В составе эскадры действовал линейный «новоизобретенный» 16-пушечный корабль «Азов», который содействовал сухопутным войскам на побережье Азовского моря и в Керченском проливе во время взятия Геническа, Керчи и Еникале. Азовский флот (Донская флотилия) внес весомый вклад в победу России в этой войне. Основная часть Русской эскадры под командованием адмирала Георгия Андреевича Спиридова была отправлена из Балтийского моря в Средиземное.
24 июня 1770 года русский флот в Средиземном море выиграл сражение при Хиосе, а 26 июня – Чесменское сражение, во время которого турецкий флот был сожжен. В результате этих побед был заключён выгодный для России Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по условиям которого Крымское ханство получало независимость от Османской империи. Россия получала Малую и Большую Кабарду, Азов, Керчь и Еникале, а также заветный доступ в Черное море с правом ходить по турецким водам. В 1783 году к России был присоединен Крым. К этому времени были созданы первые эскадры кораблей Черноморского флота, и необходимость в Донской флотилии отпала. Но корабль с именем Азов продолжал сражаться в составе российского флота. Он был одним из самых прославленных в истории Российского флота.
Вторую часть статьи можно прочитать по ссылке: От Азова до Синопа (часть 2)
Автор - Грунская Н.В.
История военного флота России начиналась со строительства Петром I военных галер на воронежских верфях для завоевания турецкой крепости Азов. Именно отсюда, из Азова, через дельту Дона, создав флот, Россия могла угрожать Крыму с моря. Победа под Азовом стала первой яркой страницей в истории триумфа русского военного флота. Именно для Азова строился первый военный флот и отсюда начинается история Донской флотилии. После победы Петра под Азовом здесь была построена военная крепость и расположился военный флот, здесь же при Петре строятся военные суда Донской флотилии. Прутский поход 1711 года заставил Петра отойти от устья Дона и прекратить здесь судостроение. Но по возвращении из Персидского похода, предполагая снова начать войну с Турцией за выход в Черное море, он возобновил в 1723-1725 годах строительство военных судов на реке Дон, но уже в Таврове Воронежской губернии.
Под надзором вице-адмирала М.Х. Змаевича «было приступлено» к постройке судов. В марте следующего года было предписано «спустить на воду 15 прамов и 25 галер». Но с улучшением отношений с Турцией работы были прекращены и возобновлены только осенью 1733 году. Эти суда послужили основой для создания в 1733 году Донской флотилии, которая во взаимодействии с сухопутными войсками принимала активное участие в войне с Турцией (1735-1739). При взятии Азова в 1736 году Донская флотилия успешно содействовала русским войскам, организуя блокаду и артиллерийский обстрел крепости, а также осуществляя воинские перевозки. С заключением мира с Турцией в 1739 году Донская флотилия была упразднена.
В 60-ые годы XVIII века Россия не только не имела флота в Черном и Азовском морях, но не имела и выхода к ним. Турецкий флот контролировал оба моря. Первой задачей, которую надо было решать - это завоевание устья Дона и хотя бы небольшой части побережья, как базы для постройки и стоянки будущей флотилии.
В начале войны России с Турцией (1768-1774) русская армия заняла Азов, Таганрог и часть берега между ними, создав предпосылки для строительства флота на Дону и Азовском побережье. Донская флотилия вновь была организована под командованием вице-адмирала А.Н .Сенявина. Она положила начало Черноморскому флоту. В её состав входили небольшие суда-фрегаты.
Вся эскадра, с которой предстояло преступить к завоеванию Азовского моря, состояла из 12 судов с общим количеством 190 орудий. В этом составе флотилия во главе с Алексеем Наумовичем Синявиным, которому за исключительные заслуги в деле строительства флота было присвоено звание вице-адмирала, вступила в Азовское море в середине мая 1771 года. В составе эскадры действовал линейный «новоизобретенный» 16-пушечный корабль «Азов», который содействовал сухопутным войскам на побережье Азовского моря и в Керченском проливе во время взятия Геническа, Керчи и Еникале. Азовский флот (Донская флотилия) внес весомый вклад в победу России в этой войне. Основная часть Русской эскадры под командованием адмирала Георгия Андреевича Спиридова была отправлена из Балтийского моря в Средиземное.
24 июня 1770 года русский флот в Средиземном море выиграл сражение при Хиосе, а 26 июня – Чесменское сражение, во время которого турецкий флот был сожжен. В результате этих побед был заключён выгодный для России Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по условиям которого Крымское ханство получало независимость от Османской империи. Россия получала Малую и Большую Кабарду, Азов, Керчь и Еникале, а также заветный доступ в Черное море с правом ходить по турецким водам. В 1783 году к России был присоединен Крым. К этому времени были созданы первые эскадры кораблей Черноморского флота, и необходимость в Донской флотилии отпала. Но корабль с именем Азов продолжал сражаться в составе российского флота. Он был одним из самых прославленных в истории Российского флота.
Вторую часть статьи можно прочитать по ссылке: От Азова до Синопа (часть 2)
Автор - Грунская Н.В.
Начало активности (дата): 30.11.2023
Количество показов: 2424