Почтовые карточки и открытые письма из мемориального комплекса Юрия Николаевича Родзянко
В настоящее время в Азовском музее-заповеднике проводится процедура рассмотрения и принятия мемориального комплекса известного ученого, донского геолога, кандидата геолого-минералогических наук Юрия (Георгия) Николаевича Родзянко.
Комплекс содержит личные документы, фотографии, почтовые карточки, открытки, статьи и другие материалы, которые поэтапно рассказывают о периоде учебы, работы, научной деятельности Ю.Н. Родзянко, ведущего специалиста в области геологии, гидрологии, картографии. В этом же комплексе представлены фотографии родителей, семейные фото, фотографии, на которых запечатлены фрагменты экспедиционной жизни, разведывательно-полевых работ ученого.
Все материалы после проведения соответствующих обязательных процедур распределяются в фондовые коллекции музея соответственно тематике и назначению.
В фонд «Филокартии» определена коллекция почтовых карточек и открытых писем, собранная Ю.Н. Родзянко. Датировка открытых писем охватывает почти столетний период, начинается с конца XIX в. и заканчивается 70-ми гг. XX в. Это уникальная подборка разных по содержанию, оформлению, тематике черно-белых и цветных открыток различных типографий, издательств.
В коллекции открыток конца XIX в., собранных Ю.Н. Родзянко, имеется интереснейшая по содержанию, оформлению цветная открытка «Гора Эльбрус», изданная в Стокгольме (Швеция). Бумага открытки высшего качества, она плотная, гладкая, на лицевой стороне четкое фотоизображение. Открытка выпущена издательской фирмой Гранберга.
Карл‑Густав Гранберг с середины 1880‑х гг. работал в шведской столице в издательской фирме, которая к 1896 г. перешла в его владение. Возникло Акционерное общество Гранберга в Стокгольме, выпускавшее цветные открытки – видовые, художественные и сувенирные. Вплоть до начала Первой мировой войны оно много работало по заказам русских издателей. Сам Гранберг неоднократно посещал Россию и, расширяя производство, увеличивал выпуск открыток для нашей страны. Фирма прекратила свое существование в 1923 году.
Потрясающая подборка открыток с видами разных городов.
На них показаны достопримечательности, архитектурные строения разных эпох, крепостные сооружения. Удивительно узнавать местоположение здания, построенного более ста лет назад и сохранившегося в настоящее время. Ещё более трогательно и в то же время интересно узнать на открытке начала XX века городскую площадь или городской мост, или другую вековую достопримечательность.
Разглядывая черно-белые и цветные изображения на почтовых карточках, мы как бы попадаем в ту эпоху, наполняем себя новым духом, ностальгируем. Проживаем этапы изменений городских построек, вглядываемся в лица людей, рассматриваем одежду, определяем вид транспорта, понимаем городскую инфраструктуру.
Очень интересная подборка почтовых фотокарточек, связанная с изображениями достопримечательностей города Одессы. В коллекции Ю.Н. Родзянко есть несколько почтовых карточек с изображением площади Карла Маркса, улицы Ленина, центральной городской «потемкинской» лестницы морского города Одессы.
Уникальной особенностью является то, что эти фотокарточки выпускались в 1920-е годы, как раз в период переименований многих улиц, площадей не только в отдельных городах РСФСР, но и в других республиках.
Так, например, на почтовой карточке цветное изображением городской центральной лестницы имеет название «Лестница имени броневика Потемкин на бульваре имени Фельдмана». Интересно, но в 1877 году в честь Великого князя Николая Николаевича одесский бульвар переименовали в Николаевский, а в 1920 году советская власть нарекла бульвар фамилией революционера Фельдмана. И остроумные одесситы тотчас "ответили" анекдотом о приезжем, который нанял у вокзала старого извозчика: "На бульвар Фельдмана". "Куды?", - вопрошает извозчик, и пассажир шепотом поясняет: "На Николаевский бульвар". "Это ж надо, - недоумевает старик, - тридцать лет ездию по Одессе и не знал, что Николаю была фамилия Фельдман!"
Почтовая карточка «Одесса. Улица Ленина» с панорамным изображением широкой оживленной улицы. Ранее улица носила название Ришельевская, в 1920-е годы была переименована в улицу Ленина.
Символом кавказских городов стал орел с раскрытыми крыльями, с зажатой в лапах змеёй. В коллекции открыток, собранной Ю.Н. Родзянко, есть несколько почтовых карточек с изображением скульптуры орла в разных городах Северного Кавказа.
В коллекции открыток выделяется интересная подборка с видами гор Северного Кавказа. Открытки датируются 1920-30—ми гг. Тема Кавказского горного хребта для Юрия Николаевича на протяжении всей жизни была самой близкой, актуальной. Любовь к горам он воплотил в коллекционировании открыток с видами горных вершин, потрясающе красивых горных мест Кавказа.
На лицевой стороне одной из открыток черно-белое изображение Военно-сухумской дороги. Эта историческая дорога известна еще с давних времен, в XIV в. через нее проходил караванный путь, в конце XIX в. началось строительство железной дороги через главный Кавказский хребет.
Самые первые почтовые карточки в коллекции Ю.Н. Родзянко появились благодаря его любви к горам, к белоснежным вершинам Кавказа. Относительно хорошую сохранность имеют карточки с черно-белым изображением Теберды.
Есть в коллекции Ю.Н. Родзянко серия открыток с репродукциями картин русских, советских художников.
Довольно большую подборку фотокарточек с портретами актеров собрал Ю.Н. Родзянко в молодые годы. В этой коллекции фотопортреты русских, советских и зарубежных актеров, ярких звезд немого кино.
Известна дата первого издания иллюстрированных открыток в России. Более ста тридцати лет, в 1890-е гг., в Москве начали выпускать серии почтовых карточек с черно-белым изображением киноактеров. Актеры театра и кино стали излюбленными персонажами открытых писем. С появлением кино довольно скоро возник культ кинозвезд, и карточки с портретами артистов вклеивались в альбомы, дарились на праздники и на память. «Кинопечать» в 1920-е годы издавала большими тиражами открытки с портретами Рамона Новарро, Гарри Пиля, Дугласа Фербенкса, Лиа де Путти, Пола Негри.
Эра немого кино была достаточно короткой — порядка 30 лет, но многие фильмы того времени составили золотой фонд мирового кинематографа. В отличие от звукового кино, в «великом немом» актеры блестяще передавали эмоции без использования слов, виртуозно играли сцены страсти и отчаяния, выражали радость и печаль без помощи слов. Такие открытки привлекают внимание, их хочется долго и осознанно рассматривать, вглядываясь в лица настоящих профессионалов.
Хорошо сохранились открытки с фотографиями популярных актеров немого кино: Ивана Мозжухина, Владимира Гайхарова, Ивана Коваль-Самборского, Анатолия Кторова, Галины Кравченко и др.
В коллекции фотооткрыток Ю.Н. Родзянко, датируемых 1927 г., сохранилась открытка с портретом звезды советского немого кино, актрисы Веры Малиновской, получившей известность и популярность в середине двадцатых годов прошлого века, в период НЭПа.
Первую роль Вера Малиновская получила в 1924 г. в фильме "Всем на радость". Вскоре по предложению режиссера актриса уехала в Германию и осталась там жить. Именно ей принадлежит фраза: «Я не могу жить в стране, где у женщины всего два платья - рабочее и домашнее». Вера Малиновская была в дружеских отношениях с Максимом Горьким, Эрихом Ремарком, известными выдающимися писателями того времени.
В конце XIX века в типографских издательствах началось массовый выпуск открыток. Тематика изображений на лицевой стороне была довольно разнообразной. Выпускались открытые письма к Рождеству, виды городов, портреты известных людей, художников, артистов, ученых. В 1909 году формулировка «открытое письмо» была заменена на название «почтовая карточка». Одним из первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки, был Попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община св. Евгении) и издательство А. Фельтена в Петербурге. Такие издательства выпускали иллюстрированные открытки с изображением репродукций картин И. Репина, К. Маковского.
Открытки со временем становятся доступным средством передачи информации для населения, массово распространяются. Меняется дизайн, расширяется спектр изображений, появляются наборы тематических открыток, конверты для отправки открыток по почте. Появляются коллекционеры, филокартисты.
Коллекционирование открыток становится самым распространенным и массовым занятием, досугом советского гражданина. Увлечение, переросшее в коллекционирование открыток, было и у известного ученого, донского геолога Юрия Николаевича Родзянко.
Комплекс содержит личные документы, фотографии, почтовые карточки, открытки, статьи и другие материалы, которые поэтапно рассказывают о периоде учебы, работы, научной деятельности Ю.Н. Родзянко, ведущего специалиста в области геологии, гидрологии, картографии. В этом же комплексе представлены фотографии родителей, семейные фото, фотографии, на которых запечатлены фрагменты экспедиционной жизни, разведывательно-полевых работ ученого.
Все материалы после проведения соответствующих обязательных процедур распределяются в фондовые коллекции музея соответственно тематике и назначению.
В фонд «Филокартии» определена коллекция почтовых карточек и открытых писем, собранная Ю.Н. Родзянко. Датировка открытых писем охватывает почти столетний период, начинается с конца XIX в. и заканчивается 70-ми гг. XX в. Это уникальная подборка разных по содержанию, оформлению, тематике черно-белых и цветных открыток различных типографий, издательств.
В коллекции открыток конца XIX в., собранных Ю.Н. Родзянко, имеется интереснейшая по содержанию, оформлению цветная открытка «Гора Эльбрус», изданная в Стокгольме (Швеция). Бумага открытки высшего качества, она плотная, гладкая, на лицевой стороне четкое фотоизображение. Открытка выпущена издательской фирмой Гранберга.
Карл‑Густав Гранберг с середины 1880‑х гг. работал в шведской столице в издательской фирме, которая к 1896 г. перешла в его владение. Возникло Акционерное общество Гранберга в Стокгольме, выпускавшее цветные открытки – видовые, художественные и сувенирные. Вплоть до начала Первой мировой войны оно много работало по заказам русских издателей. Сам Гранберг неоднократно посещал Россию и, расширяя производство, увеличивал выпуск открыток для нашей страны. Фирма прекратила свое существование в 1923 году.
Потрясающая подборка открыток с видами разных городов.
На них показаны достопримечательности, архитектурные строения разных эпох, крепостные сооружения. Удивительно узнавать местоположение здания, построенного более ста лет назад и сохранившегося в настоящее время. Ещё более трогательно и в то же время интересно узнать на открытке начала XX века городскую площадь или городской мост, или другую вековую достопримечательность.
Разглядывая черно-белые и цветные изображения на почтовых карточках, мы как бы попадаем в ту эпоху, наполняем себя новым духом, ностальгируем. Проживаем этапы изменений городских построек, вглядываемся в лица людей, рассматриваем одежду, определяем вид транспорта, понимаем городскую инфраструктуру.
Очень интересная подборка почтовых фотокарточек, связанная с изображениями достопримечательностей города Одессы. В коллекции Ю.Н. Родзянко есть несколько почтовых карточек с изображением площади Карла Маркса, улицы Ленина, центральной городской «потемкинской» лестницы морского города Одессы.
Уникальной особенностью является то, что эти фотокарточки выпускались в 1920-е годы, как раз в период переименований многих улиц, площадей не только в отдельных городах РСФСР, но и в других республиках.
Так, например, на почтовой карточке цветное изображением городской центральной лестницы имеет название «Лестница имени броневика Потемкин на бульваре имени Фельдмана». Интересно, но в 1877 году в честь Великого князя Николая Николаевича одесский бульвар переименовали в Николаевский, а в 1920 году советская власть нарекла бульвар фамилией революционера Фельдмана. И остроумные одесситы тотчас "ответили" анекдотом о приезжем, который нанял у вокзала старого извозчика: "На бульвар Фельдмана". "Куды?", - вопрошает извозчик, и пассажир шепотом поясняет: "На Николаевский бульвар". "Это ж надо, - недоумевает старик, - тридцать лет ездию по Одессе и не знал, что Николаю была фамилия Фельдман!"
Почтовая карточка «Одесса. Улица Ленина» с панорамным изображением широкой оживленной улицы. Ранее улица носила название Ришельевская, в 1920-е годы была переименована в улицу Ленина.
Символом кавказских городов стал орел с раскрытыми крыльями, с зажатой в лапах змеёй. В коллекции открыток, собранной Ю.Н. Родзянко, есть несколько почтовых карточек с изображением скульптуры орла в разных городах Северного Кавказа.
В коллекции открыток выделяется интересная подборка с видами гор Северного Кавказа. Открытки датируются 1920-30—ми гг. Тема Кавказского горного хребта для Юрия Николаевича на протяжении всей жизни была самой близкой, актуальной. Любовь к горам он воплотил в коллекционировании открыток с видами горных вершин, потрясающе красивых горных мест Кавказа.
На лицевой стороне одной из открыток черно-белое изображение Военно-сухумской дороги. Эта историческая дорога известна еще с давних времен, в XIV в. через нее проходил караванный путь, в конце XIX в. началось строительство железной дороги через главный Кавказский хребет.
Самые первые почтовые карточки в коллекции Ю.Н. Родзянко появились благодаря его любви к горам, к белоснежным вершинам Кавказа. Относительно хорошую сохранность имеют карточки с черно-белым изображением Теберды.
Есть в коллекции Ю.Н. Родзянко серия открыток с репродукциями картин русских, советских художников.
Довольно большую подборку фотокарточек с портретами актеров собрал Ю.Н. Родзянко в молодые годы. В этой коллекции фотопортреты русских, советских и зарубежных актеров, ярких звезд немого кино.
Известна дата первого издания иллюстрированных открыток в России. Более ста тридцати лет, в 1890-е гг., в Москве начали выпускать серии почтовых карточек с черно-белым изображением киноактеров. Актеры театра и кино стали излюбленными персонажами открытых писем. С появлением кино довольно скоро возник культ кинозвезд, и карточки с портретами артистов вклеивались в альбомы, дарились на праздники и на память. «Кинопечать» в 1920-е годы издавала большими тиражами открытки с портретами Рамона Новарро, Гарри Пиля, Дугласа Фербенкса, Лиа де Путти, Пола Негри.
Эра немого кино была достаточно короткой — порядка 30 лет, но многие фильмы того времени составили золотой фонд мирового кинематографа. В отличие от звукового кино, в «великом немом» актеры блестяще передавали эмоции без использования слов, виртуозно играли сцены страсти и отчаяния, выражали радость и печаль без помощи слов. Такие открытки привлекают внимание, их хочется долго и осознанно рассматривать, вглядываясь в лица настоящих профессионалов.
Хорошо сохранились открытки с фотографиями популярных актеров немого кино: Ивана Мозжухина, Владимира Гайхарова, Ивана Коваль-Самборского, Анатолия Кторова, Галины Кравченко и др.
В коллекции фотооткрыток Ю.Н. Родзянко, датируемых 1927 г., сохранилась открытка с портретом звезды советского немого кино, актрисы Веры Малиновской, получившей известность и популярность в середине двадцатых годов прошлого века, в период НЭПа.
Первую роль Вера Малиновская получила в 1924 г. в фильме "Всем на радость". Вскоре по предложению режиссера актриса уехала в Германию и осталась там жить. Именно ей принадлежит фраза: «Я не могу жить в стране, где у женщины всего два платья - рабочее и домашнее». Вера Малиновская была в дружеских отношениях с Максимом Горьким, Эрихом Ремарком, известными выдающимися писателями того времени.
В конце XIX века в типографских издательствах началось массовый выпуск открыток. Тематика изображений на лицевой стороне была довольно разнообразной. Выпускались открытые письма к Рождеству, виды городов, портреты известных людей, художников, артистов, ученых. В 1909 году формулировка «открытое письмо» была заменена на название «почтовая карточка». Одним из первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки, был Попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община св. Евгении) и издательство А. Фельтена в Петербурге. Такие издательства выпускали иллюстрированные открытки с изображением репродукций картин И. Репина, К. Маковского.
Открытки со временем становятся доступным средством передачи информации для населения, массово распространяются. Меняется дизайн, расширяется спектр изображений, появляются наборы тематических открыток, конверты для отправки открыток по почте. Появляются коллекционеры, филокартисты.
Коллекционирование открыток становится самым распространенным и массовым занятием, досугом советского гражданина. Увлечение, переросшее в коллекционирование открыток, было и у известного ученого, донского геолога Юрия Николаевича Родзянко.
Начало активности (дата): 11.04.2023
Количество показов: 696