Уникальное издание из библиотечного фонда музея
Мы продолжаем знакомить читателей сайта с редкими изданиями из библиотечного фонда Азовского музея-заповедника.
Сегодня речь пойдёт о книге К.М. Базили «Босфор и новые очерки Константинополя». Она издана в 1836 году в типографии Н. Греча, Санкт-Петербург. Тираж - 1000 экземпляров. Прижизненное издание, замечательно сохранившееся в библиотечном фонде музея. С четырьмя гравированными рисунками из альбомов Карла Павловича Брюллова. Старинный владельческий переплет, кожаный корешок. В этом году исполняется 187 лет со дня выхода этого издания.
Константин Михайлович Базили (1809-1884) – выдающийся русский востоковед, дипломат, писатель и историк. Представитель богатой греческой семьи, вынужденной бежать от турецких погромов из Константинополя в Одессу. Константин Базили получил образование в лучших южнорусских учебных заведениях: Нежинской гимназии высших наук и Лицее князя Безбородко, а затем в Ришельевском лицее. Среди его соучеников были: Н.В. Гоголь, Н.В. Кукольник, будущий поэт Е.П. Гребёнка, поэт-переводчик В.И. Любич - Романович, художник А.Н. Мокрицкий и другие. Поступив на государственную службу, он большую ее часть провел на дипломатическом поприще, на Востоке. Там он использовал свои знания семи иностранных языков.
В середине 1830-х годов имя Базили приобрело известность после появления ряда сочинений, посвященных истории и современным нравам стран Ближнего Востока, прежде всего — Греции и Турции. О его литературном таланте высоко отзывались современники (В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Н.В. Гоголь).
«Судьбы Востока и личная моя судьба дали мне новое отечество – Россию», – скажет позже Базили.
В 1835 г. были изданы «Очерки Константинополя», а уже через год, в 1836 г., появилось их продолжение – книга «Босфор и Новые очерки Константинополя». В основе этих работ лежал путевой дневник Базили. В книгу вошли очерки, в которых сплелись описания, происшествия, повести, воспоминания, впечатления – все, что может поразить воображение путешественника в новой для него стране. Дополнительную ценность изданию в глазах современников придавало и то, что оно было проиллюстрировано гравюрами, выполненными с рисунков из дорожного «турецкого альбома» Карла Брюллова.
Сам художник в это время как раз находился в Константинополе, куда заехал на полгода по пути из Италии в Россию. Имя создателя «Последнего дня Помпеи» уже гремело у него на родине, и ценители, ещё не видя самого «волшебника кисти», стремились познакомиться с любыми его работами, даже если речь шла лишь о путевых набросках, только что сделанных на берегах Босфора.
Главной темой очерков выступает история реформ, осуществленных султаном Махмудом II (годы правления 1808-1839): истребление янычарского корпуса, административные, религиозные и военные преобразования в Турции. Но повествование об этих событиях вплетено в канву бесконечно разнообразных историй из народной жизни громадной Османской империи, представляя как бы одно эпическое полотно. Автор умеет открыть перед читателем весь специфический, присущий только Востоку колорит и неподдельное очарование столицы султанов Стамбула, среди дворцов, рынков и минаретов которой еще проглядывал, в его время, прежний лик столицы всего восточно-христианского мира – Константинополя.
Базили основывался не на одних своих впечатлениях, он внимательно изучил широкий круг литературы: специальные исследования, хроники, документы, западноевропейские путешествия.
Работы К.М. Базили высокоценны не только по их чисто прикладному политическому значению, они являются ценным историческим источником для исследователей стран Востока первой половины XIX века, а имя К.М. Базили стоит в одном ряду с другими выдающимися российскими дипломатами и учеными.
«Босфор и новые очерки Константинополя» является редким библиографическим изданием, не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.
Автор статьи: Е.В. Черноусова
Сегодня речь пойдёт о книге К.М. Базили «Босфор и новые очерки Константинополя». Она издана в 1836 году в типографии Н. Греча, Санкт-Петербург. Тираж - 1000 экземпляров. Прижизненное издание, замечательно сохранившееся в библиотечном фонде музея. С четырьмя гравированными рисунками из альбомов Карла Павловича Брюллова. Старинный владельческий переплет, кожаный корешок. В этом году исполняется 187 лет со дня выхода этого издания.
Константин Михайлович Базили (1809-1884) – выдающийся русский востоковед, дипломат, писатель и историк. Представитель богатой греческой семьи, вынужденной бежать от турецких погромов из Константинополя в Одессу. Константин Базили получил образование в лучших южнорусских учебных заведениях: Нежинской гимназии высших наук и Лицее князя Безбородко, а затем в Ришельевском лицее. Среди его соучеников были: Н.В. Гоголь, Н.В. Кукольник, будущий поэт Е.П. Гребёнка, поэт-переводчик В.И. Любич - Романович, художник А.Н. Мокрицкий и другие. Поступив на государственную службу, он большую ее часть провел на дипломатическом поприще, на Востоке. Там он использовал свои знания семи иностранных языков.
В середине 1830-х годов имя Базили приобрело известность после появления ряда сочинений, посвященных истории и современным нравам стран Ближнего Востока, прежде всего — Греции и Турции. О его литературном таланте высоко отзывались современники (В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Н.В. Гоголь).
«Судьбы Востока и личная моя судьба дали мне новое отечество – Россию», – скажет позже Базили.
В 1835 г. были изданы «Очерки Константинополя», а уже через год, в 1836 г., появилось их продолжение – книга «Босфор и Новые очерки Константинополя». В основе этих работ лежал путевой дневник Базили. В книгу вошли очерки, в которых сплелись описания, происшествия, повести, воспоминания, впечатления – все, что может поразить воображение путешественника в новой для него стране. Дополнительную ценность изданию в глазах современников придавало и то, что оно было проиллюстрировано гравюрами, выполненными с рисунков из дорожного «турецкого альбома» Карла Брюллова.
Сам художник в это время как раз находился в Константинополе, куда заехал на полгода по пути из Италии в Россию. Имя создателя «Последнего дня Помпеи» уже гремело у него на родине, и ценители, ещё не видя самого «волшебника кисти», стремились познакомиться с любыми его работами, даже если речь шла лишь о путевых набросках, только что сделанных на берегах Босфора.
Главной темой очерков выступает история реформ, осуществленных султаном Махмудом II (годы правления 1808-1839): истребление янычарского корпуса, административные, религиозные и военные преобразования в Турции. Но повествование об этих событиях вплетено в канву бесконечно разнообразных историй из народной жизни громадной Османской империи, представляя как бы одно эпическое полотно. Автор умеет открыть перед читателем весь специфический, присущий только Востоку колорит и неподдельное очарование столицы султанов Стамбула, среди дворцов, рынков и минаретов которой еще проглядывал, в его время, прежний лик столицы всего восточно-христианского мира – Константинополя.
Базили основывался не на одних своих впечатлениях, он внимательно изучил широкий круг литературы: специальные исследования, хроники, документы, западноевропейские путешествия.
Работы К.М. Базили высокоценны не только по их чисто прикладному политическому значению, они являются ценным историческим источником для исследователей стран Востока первой половины XIX века, а имя К.М. Базили стоит в одном ряду с другими выдающимися российскими дипломатами и учеными.
«Босфор и новые очерки Константинополя» является редким библиографическим изданием, не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.
Автор статьи: Е.В. Черноусова
Начало активности (дата): 17.03.2023
Количество показов: 865