Версия для слабовидящих

Пётр I в первом Азовском походе

9 июня исполняется 349 лет со дня рождения первого российского императора Петра Великого. Имя Петра неразрывно связано с историей нашего города.
19 июля 1696 года российская армия и флот штурмом овладели мощной крепостью Азов в устье Дона, которой турки владели более 200 лет! Эта победа начала отсчёт новой эпохи истории Российского государства. На Азов было предпринято два похода. Первому военному походу Петра и роли молодого царя в этом походе посвящена данная публикация.
Пётр ПервыйВойска Петра I в первом Азовском походе
В XVI-XVII веках турецкий Азов запирал выход в Азовское и Чёрное моря, был главной турецкой базой набегов на русские земли. Поэтому первый поход на Азов был задуман как тайный. Об этом свидетельствует царская грамота, адресованная "крестному отцу" российской гвардии генералу Патрику Гордону, в которой было предписано строго наблюдать, чтобы в Азов не просочились вести из Москвы о подготовке военного похода. А по Москве было объявлено о подготовке и сборе войск в поход на Крымское ханство.
Тайно же были подготовлены к походу солдаты «полков нового строя»: Семёновского, Преображенского, Бутырского и Лефортова, а также Московские стрельцы, городские солдаты в составе 31 тысячи человек. Одной из причин поражения в первом Азовском походе было то, что не было назначено единого главнокомандующего войском. Войсками командовали три генерала: Автоном Михайлович Головин, Франц Яковлевич Лефорт и Пётр Иванович Гордон. Все главные вопросы решались на консилиуме трёх генералов. Но решения исполнялись не иначе, как с согласия «Бомбардира Преображенского полка, Петра Алексеева». Такое имя взял себе молодой царь ещё во время Кожуховских походов.
29 июня 1695 года (в этот день отмечался день ангела Петра) небольшой корабль, на котором плыл царь, подошёл к устью реки Койсуг и остановился у пристани, заранее подготовленной Гордоном. Около 10 утра царь вышел на берег и отправился в походную церковь, устроенную на берегу, чтобы присутствовать на Богослужении, которое продолжалось около двух часов. По этому поводу Пётр писал в Москву: «несомненно веруем, что сыны адские (турки-прим. автора) не одолеют нас». Патрик Гордон прислал в тот день к царю своего зятя с приглашением на обед, но царь занялся распоряжениями к высадке войск и выгрузке артиллерии, объявив, что к Гордону он будет только к ужину. Вечером состоялся ужин, где царя приветствовали пушечной пальбой. После ужина состоялся военный совет, на котором было принято решение, не теряя времени, двинуться под Азов. Царь сам, изучив карту местности, расставил войска. На правом фланге стали войска Головина, на левом - войска Лефорта, в центре - войска Гордона. Походный шатёр царя находился на правом фланге (в дивизии Головина). Пётр руководил строительством оборонительных сооружений, контролируя проведение всех работ самостоятельно. Это поднимало дух русских солдат. Воодушевлённые присутствием Государя, они работали быстро и с полной отдачей. В начале июля начался обстрел крепости Азов, Сильнейший огонь был в центре, где были поставлены две батареи. На одной из них расположился «Великий Бомбардир». Собственными руками он изготавливал снаряды, сам наводил орудия, сам прикладывал пальник и «около двух недель метал бомбы в Азов». Царь с увлечением занимался «бомбардирским делом». Главной победой первого похода было взятие донскими казаками и русской армией турецких башен-каланчей, преграждавших русским путь по Дону. После этого манёвра царь лично посетил завоёванные башни вместе с Патриком Гордоном и известил об этом радостном событии своего брата царя Ивана Алексеевич: «Ныне при помощи Божией ворота по Дону отверсты и ход свободен». 
В течение всего похода государь постоянно поддерживал связь с Москвой, посылая и получая письма. Так же он был в курсе всех дел международной политики. Но главные помыслы Петра I были под Азовом на поле боя. «Азов в крепком облежании, стены сильно порушены», писал он брату. В свою очередь царевич Иван просил Петра беречь себя «изволь в полках и в сражениях с неприятельскими людьми ходить опасно, сохраняя своё здравие». Недаром беспокоился царевич Иван о брате: доблестный царь служил примером отваги и бесстрашия для своих сподвижников. По воспоминаниям очевидцев: «Он был непрестанно под огнём неприятельским: то пускал бомбы и ядра с батарей, то с инструментом в руках работал в траншеях». Царь участвовал во всех событиях похода, сохраняя твёрдость духа. Даже когда русские войска стали терпеть неудачи, Пётр I стремился к достижению намеченной цели.
В Москве не все понимали, в каких условиях в военном походе живёт царь. Так приближённый к царю инженер Кревт писал, что царь в Азове «будет ездить на коляске…». В ответ Пётр пишет: «дорог Вы наших не видели, по коим не только в коляске, но и пешим наклонясь ходим с трудом, потому что подошли к гнезду близко и шершней раздразнили, которые за досаду свою крепко кусают. Однако гнездо их по маленьку сыплется».
Но как известно, осада турецкой крепости в Первом Азовском походе не увенчалась успехом. Военный совет решил осаду снять и вечером 2 октября последние русские войска покинули свой лагерь. Пётр I не оставлял свою армию во время трудного перехода через степи, деля невзгоды со всеми. Войска шли безлюдной обгорелой степью. В это время начались морозы, выпал снег. Люди и лошади гибли в степи от голода и холода. Царь шел вместе со своими любимыми полками Преображенским и Семёновским до первого русского города, откуда отправился вперёд в Тулу. Там он дождался прибытия войск и торжественно вступил с ними в Москву. Но ещё до прибытия в Москву Пётр писал в письме своему сподвижнику Андрею Андреевичу Виниусу, чтобы тот не забыл о «каторжных мастерах». Уже в это время царь думал о постройке «каторг» (галер - гребных судов) для будущей Азовской кампании. Все помыслы молодого царя сводились к планам постройки первого русского флота для взятия крепости Азов… .


Начало активности (дата): 09.06.2021
Количество показов: 8847

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться