Версия для слабовидящих

Коллекция половецких статуй Азовского музея-заповедника будет опубликована в «Своде средневековых каменных изваяний кочевников Евразии»

А. В. Евглевский за работой с коллекцией половецких каменных изваяний Азовского музея-заповедникаА. В. Евглевский за работой с коллекцией половецких каменных изваяний Азовского музея-заповедникаА. В. Евглевский за работой с коллекцией половецких каменных изваяний Азовского музея-заповедникаА. В. Евглевский за работой с коллекцией половецких каменных изваяний Азовского музея-заповедника
На днях Азовский музей-заповедник с рабочим визитом посетил известный в России и за рубежом исследователь каменных изваяний, принадлежавших средневековым тюркоязычным кочевникам, старший научный сотрудник Донецкого Национального университета (Донецкая Народная Республика) Александр Викторович Евглевский. Несмотря на сложное политическое и эпидемиологическое положение в ДНР, ученый находит в себе силы и время для продолжения работы над крупным научно-издательским проектом, которому посвятил пятнадцать лет своей жизни. Александр Викторович готовит к публикации 30-ти томный «Свод средневековых каменных изваяний кочевников Евразии». В него войдут около 4 000 средневековых каменных статуй, выявленных и исследованных автором на огромной территории от Юго-Восточной Монголии до современной Болгарии. В целом они датируются VII-XIII вв. и принадлежат тюркоязычным народам различной этнической принадлежности: тюркам, уйгурам, карлукам, кимакам и кыпчакам (больше известным у нас, как половцы).
Труды по археологии «Степи Европы в эпоху Средневековья» (том 10) с публикацией с.н.с. И. Р. Гусач Изваяние каменное мужское (изображение воина в шлеме). Половцы, 2 пол. XII – 1 пол. XIII вв. Изваяние каменное мужское (изображение воина в шлеме). Половцы, 2 пол. XII – 1 пол. XIII вв. Изваяние каменное женское (в головном уборе). Половцы, 2 пол. XII – 1 пол. XIII вв.  
Александр Викторович уже не первый раз приезжает в Азов, чтобы всесторонне изучить коллекцию половецких каменных изваяний, хранящихся в Азовском музее-заповеднике. Эта коллекция впервые полностью была опубликована старшим научным сотрудником Азовского музея-заповедника - Гусач И. Р. в 2012 г. в Трудах по археологии «Степи Европы в эпоху Средневековья» (том 10), но с тех пор пополнилась новыми ценными экспонатами, требующими особого к себе внимания. По мнению ученого, музей обладает хотя и не большим, но весьма интересным в научно-исследовательском плане собранием статуй степных кочевников (так называемых, «половецких баб»), датируемых XI-XIII вв.
Изваяние каменное женское (в головном уборе) из могильника «Новосоколовский-IV». Половцы, конец XII – начало XIII вв.Изображение 4-х шейных гривен на изваянии из могильника «Новосоколовский-IV» Изваяние каменное женское из могильника «Потайной-II» и фрагмент нижней части изваяния (с изображением ног) из могильника «Колдыри». Половцы, кон. XI-XII вв.Фрагмент каменного изваяния (нижняя часть) с изображением человечка и музыкального инструмента. Половцы, кон. XI-XII вв.
Среди них есть два очень редких (можно сказать, уникальных) каменных изваяния, каких нет ни в одном другом известном ему российском и зарубежном музейном или частном собрании. Одно изваяние, найденное археологами под г. Новошахтинском Ростовской области в 2008 г. в ходе раскопок курганного могильника «Новосоколовский-IV» (руководитель раскопок Хахонина Т. Е.), принадлежит кочевнице высочайшего социального статуса (возможно, жене или матери весьма почитаемого племенного вождя). Об этом свидетельствует изображение на шее статуи 4-х витых гривен (гривна – золотое или серебряное ожерелье в виде обруча), количество которых на других статуях никогда не превышает 3-х штук (обычно, 1-2 или максимум - 3 гривны, по принципу: чем больше гривен, тем выше статус). Другое каменное изваяние (точнее, фрагмент нижней части изваяния), обнаруженное в 1983 г. при археологических исследованиях курганного могильника «Колдыри» в Багаевском районе Ростовской области (руководитель раскопок Беспалый Е.И.), замечательно тем, что на нем древний мастер помимо кочевнического струнно-смычкового музыкального инструмента типа кеменче или кобыза (что тоже является большой редкостью) выбил загадочное изображение в виде «танцующего» человечка с неопределенным предметом в руках (возможно, бубном), поднятым вверх над головой. Ученый утверждает, что данное изображение на сегодняшний день – уникальное, и поэтому его атрибуция – весьма важное для исторической науки дело.

Начало активности (дата): 20.08.2020
Количество показов: 1436

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться