Как собирали скелет азовского слона
В сентябре 1982 года новый директор Азовского краеведческого музея Горбенко Анатолий Александрович, молодой, инициативный, отправляет письмо в Зоологический Институт АН СССР Гарутт Вадиму Евгеньевичу с просьбой взять на себя руководство по монтировке скелета трогонтериевого слона в экспозиции Азовского краеведческого музея.
Это было не первое письмо, адресованное в Зоологический Институт АН СССР.
В течение нескольких лет Анатолий Александрович вел переписку с Вадимом Евгеньевичем, тот вводил в курс дела молодого директора, сообщал обо всех этапах реставрационных работ и постоянно акцентировал внимание на уникальности черепа трогонтериевого мамонта. Действительно, в разных советских и зарубежных научно-популярных журналах постоянно публиковались статьи о ходе реставрации и возвращении скелета трогонтериевого слона в Азовский музей. Интерес к этому скелету не утихал, советские люди были в курсе событий, связанных с уникальной находкой из Кагальницкого песчаного карьера 1964 года. В журнале «Природа» и ленинградских газетах Вадим Евгеньевич Гарутт рассказывал об интересной находке скелета трогонтериевого слона, в ростовских периодических изданиях Вера Северьяновна Байгушева сообщала интересные факты о жизни древних слонов и мамонтов. А сотрудники музея и азовчане терпеливо ожидали прибытия необычного груза и скорого открытия новой, невиданной до сих пор, палеонтологической выставки, где центральным экспонатом будет смонтированный в полный рост скелет трогонтериевого мамонта.
В 1982 году в Азов приехали заведующий отделом остеологии Зоологического Института Академии Наук СССР Гарутт В. Е. и скульптор Комбината Жилищно-Оформительских Искусств Хитров И. Н. Наконец, сотрудники азовского музея встретились с главными специалистами – реставраторами скелета.
Заочно сотрудники азовского музея были знакомы с этими известными ленинградскими специалистами. Здесь надо отметить, что весь длительный процесс реставрационной работы, с 1964 по 1982 гг., который проходил в Ленинграде, был под контролем директора Евдокии Петровны Чумаковой, а потом переписку продолжил Анатолий Александрович Горбенко. Кроме директора, с Гаруттом постоянно переписывались сотрудники отдела природы Азовского музея.
Вадим Евгеньевич сразу очаровал персонал музея. Интеллигент, ленинградец, большой любитель балета и профессионал в палеонтологии, единственный советский палеонтолог, специализирующийся на видовой систематике хоботных, он расположил весь коллектив музея. Сразу погрузился с головой в работу, практически без перерыва и выходных дней он трудился над восстановлением черепа азовского слона. Четко, грамотно и профессионально руководил ходом работ, связанных с построением лесов и монтажа скелета.
Работы по подготовке к монтажу костей скелета начались еще до приезда ленинградских специалистов. К этому времени был определен зал на первом этаже нового здания музея, для скелета азовского слона решили выбрать самый большой и светлый экспозиционный зал.
Когда приступили к работе с костями скелета, было обнаружено, что череп слона сильно деформирован и повреждены позвонки скелета. Выяснилось, что при выгрузке в Азове контейнера с черепом и ящика с позвонками не была соблюдена инструкция, специально составленная Гаруттом перед отъездом и отданная водителю грузовика. Ценный груз был сброшен прямо с грузовой машины на землю, и череп оказался разбитым на отдельные фрагменты. Многолетний труд специалистов был сведен на нет. Монтаж костей скелета был отодвинут на неопределенный срок – необходимо было вторично реставрировать череп и спасать другие поврежденные кости скелета.
Первым делом Гарутт, как только приехал в азовский музей, начал работу по вторичной реставрации черепа. Уже здесь, в экспозиционном зале, он вместе с сотрудником отдела природы азовского музея Бондаренко В.В., восстанавливал разрушенные части, пропитывал, склеивал мельчайшие костные фрагменты - работал над сохранением целостности единственного в мире черепа трогонтериевого мамонта.
Для выполнения реставрационных работ потребовалось большое количество дефицитных в то время материалов. Большую помощь в поиске и доставке необходимых материалов оказали городские власти. Оперативно были привезены в зал музея деревянные доски, металлические брусья, арматура и другие строительные составляющие, необходимые для монтажных работ.
Кроме специалистов из Ленинграда вторичной реставрацией и тонировкой костей скелета занимались сотрудники Азовского музея – заведующая отделом природы Бондаренко В. В., старший научный сотрудник отдела природы Тишков М. Ю., были привлечены азовские художники Бедевко К. С., Максимченко В. Т., Новиков И. И.
Процесс монтажа скелета был довольно длительным, люди с большой ответственностью занимались «постановкой частей скелета», работа проходила медленно, но тщательно. Такие действия сотрудников были обоснованы, ведь они с таким видом деятельности столкнулись впервые, работа была очень сложной, до этого времени неизвестной, но от этого не менее интересной – с каждым новым днем в центре музейного зала все больше вырисовывался огромный древний исполин, обитавший более 800 тысяч лет назад.
Совместными усилиями рабочих, специалистов и музейных сотрудников был осуществлен монтаж скелета трогонтериевого слона, который сразу же стал центральным экспонатом выставки «История уникальной находки»,
А еще через несколько лет открылась палеонтологическая экспозиция «Приазовье в геологическом прошлом».
И, казалось бы, на этом можно завершить рассказ об азовском слоне из Кагальницкого карьера. Но… его уже ожидало новое, не менее захватывающее приключение – поездка в Страну восходящего солнца…
Это было не первое письмо, адресованное в Зоологический Институт АН СССР.
В течение нескольких лет Анатолий Александрович вел переписку с Вадимом Евгеньевичем, тот вводил в курс дела молодого директора, сообщал обо всех этапах реставрационных работ и постоянно акцентировал внимание на уникальности черепа трогонтериевого мамонта. Действительно, в разных советских и зарубежных научно-популярных журналах постоянно публиковались статьи о ходе реставрации и возвращении скелета трогонтериевого слона в Азовский музей. Интерес к этому скелету не утихал, советские люди были в курсе событий, связанных с уникальной находкой из Кагальницкого песчаного карьера 1964 года. В журнале «Природа» и ленинградских газетах Вадим Евгеньевич Гарутт рассказывал об интересной находке скелета трогонтериевого слона, в ростовских периодических изданиях Вера Северьяновна Байгушева сообщала интересные факты о жизни древних слонов и мамонтов. А сотрудники музея и азовчане терпеливо ожидали прибытия необычного груза и скорого открытия новой, невиданной до сих пор, палеонтологической выставки, где центральным экспонатом будет смонтированный в полный рост скелет трогонтериевого мамонта.
В 1982 году в Азов приехали заведующий отделом остеологии Зоологического Института Академии Наук СССР Гарутт В. Е. и скульптор Комбината Жилищно-Оформительских Искусств Хитров И. Н. Наконец, сотрудники азовского музея встретились с главными специалистами – реставраторами скелета.
Заочно сотрудники азовского музея были знакомы с этими известными ленинградскими специалистами. Здесь надо отметить, что весь длительный процесс реставрационной работы, с 1964 по 1982 гг., который проходил в Ленинграде, был под контролем директора Евдокии Петровны Чумаковой, а потом переписку продолжил Анатолий Александрович Горбенко. Кроме директора, с Гаруттом постоянно переписывались сотрудники отдела природы Азовского музея.
Вадим Евгеньевич сразу очаровал персонал музея. Интеллигент, ленинградец, большой любитель балета и профессионал в палеонтологии, единственный советский палеонтолог, специализирующийся на видовой систематике хоботных, он расположил весь коллектив музея. Сразу погрузился с головой в работу, практически без перерыва и выходных дней он трудился над восстановлением черепа азовского слона. Четко, грамотно и профессионально руководил ходом работ, связанных с построением лесов и монтажа скелета.
Работы по подготовке к монтажу костей скелета начались еще до приезда ленинградских специалистов. К этому времени был определен зал на первом этаже нового здания музея, для скелета азовского слона решили выбрать самый большой и светлый экспозиционный зал.
Когда приступили к работе с костями скелета, было обнаружено, что череп слона сильно деформирован и повреждены позвонки скелета. Выяснилось, что при выгрузке в Азове контейнера с черепом и ящика с позвонками не была соблюдена инструкция, специально составленная Гаруттом перед отъездом и отданная водителю грузовика. Ценный груз был сброшен прямо с грузовой машины на землю, и череп оказался разбитым на отдельные фрагменты. Многолетний труд специалистов был сведен на нет. Монтаж костей скелета был отодвинут на неопределенный срок – необходимо было вторично реставрировать череп и спасать другие поврежденные кости скелета.
Первым делом Гарутт, как только приехал в азовский музей, начал работу по вторичной реставрации черепа. Уже здесь, в экспозиционном зале, он вместе с сотрудником отдела природы азовского музея Бондаренко В.В., восстанавливал разрушенные части, пропитывал, склеивал мельчайшие костные фрагменты - работал над сохранением целостности единственного в мире черепа трогонтериевого мамонта.
Для выполнения реставрационных работ потребовалось большое количество дефицитных в то время материалов. Большую помощь в поиске и доставке необходимых материалов оказали городские власти. Оперативно были привезены в зал музея деревянные доски, металлические брусья, арматура и другие строительные составляющие, необходимые для монтажных работ.
Кроме специалистов из Ленинграда вторичной реставрацией и тонировкой костей скелета занимались сотрудники Азовского музея – заведующая отделом природы Бондаренко В. В., старший научный сотрудник отдела природы Тишков М. Ю., были привлечены азовские художники Бедевко К. С., Максимченко В. Т., Новиков И. И.
Процесс монтажа скелета был довольно длительным, люди с большой ответственностью занимались «постановкой частей скелета», работа проходила медленно, но тщательно. Такие действия сотрудников были обоснованы, ведь они с таким видом деятельности столкнулись впервые, работа была очень сложной, до этого времени неизвестной, но от этого не менее интересной – с каждым новым днем в центре музейного зала все больше вырисовывался огромный древний исполин, обитавший более 800 тысяч лет назад.
Совместными усилиями рабочих, специалистов и музейных сотрудников был осуществлен монтаж скелета трогонтериевого слона, который сразу же стал центральным экспонатом выставки «История уникальной находки»,
А еще через несколько лет открылась палеонтологическая экспозиция «Приазовье в геологическом прошлом».
И, казалось бы, на этом можно завершить рассказ об азовском слоне из Кагальницкого карьера. Но… его уже ожидало новое, не менее захватывающее приключение – поездка в Страну восходящего солнца…
Начало активности (дата): 21.07.2020
Количество показов: 1961