Версия для слабовидящих

Начало археологической эпохи в Азове. П. И. Хицунов

Мы продолжаем публикацию серии статей "Азовские страницы Донской археологии".
В начале XIX в. Азов превратился в пустующую военную крепость с населением не более сотни человек. Коллекционеры древностей постепенно теряли интерес к Азову: «Я обманулся в ожиданиях своих в отношении к Азову. Я нашел тут небольшой городок или деревню; место сие еще известно было грекам под именем Танаиса... Теперь и следов нет прежднего состояния Азова.» (Донская археология, № 1, 1998, С. 71).
С 20-х годов XIX в. посад Азов все больше стал привлекать внимание мещан, первые находки древностей при строительстве жилья породили необъяснимый интерес исследователей того времени, да и простого народа, к поиску кладов.
Наиболее ранние научные исследования Азова и его окрестностей зафиксированы в публикациях Петра Ивановича Хицунова - исследователя отечественной археологии XIX века.
Впрочем, до определенного времени существовала версия, что первые научные раскопки Азова были проведены В. Н. Ястребовым в 1890 году. Но детальные изучения исторических источников того времени опровергают этот факт. Обнаруженная первичная археологическая документация, датированная 1870 годом, связывает первые шаги изучения прошлого Азова с именем П. И.
Хицунова.
П. И. ХицуновРаскопки П. И. Хицунова в Азове
Известно, что Петр Иванович родился в семье священнослужителя в 1809 году. Службу начал в канцелярии церковного ведомства Ростовского духовного направления. Далее была должность секретаря в Ростовском временном уездном суде. Но у будущего исследователя была неопределимая тяга к изучению истории. Поступление в Главный педагогический институт, переименованный далее в Петербургский университет, обеспечило получение достойного образования.
Служебная деятельность Петра Ивановича началась в Кавказской областной гимназии с должности старшего учителя. Интерес к истории и географии Северного Кавказа побудил П. И. Хицунова впервые написать и опубликовать сочинение под названием «Отечественные записки» о своем путешествии от Дона до Кавказа. Примечательно, но археология на тот момент мало его интересовала.
Началом археологического пути стали раскопки кургана в Ставрополе в сентябре 1842 г. Он был приглашен в качестве эксперта. Найденный склеп, фрагменты глиняной и стеклянной посуды, одно железное кольцо сомнений не вызывали, а 4 железных предмета одинаковой формы заставили археолога теряться в догадках об их функциональном предназначении. Интерес к древностям постепенно нарастал.
В 1869 году директор Керченского музея древностей А. Е. Люценко обратился к председателю Императорской Археологической Комиссии С. Г. Строганову с просьбой об отставке по состоянию здоровья и о назначении на должность директора П. И. Хицунова. Но руководство ИАК с недоверием отнеслось к новому претенденту на пост директора.
Первые археологические раскопки Петр Иванович провел уже в зрелом возрасте, почти в 60 лет. Получив открытые листы, приступил к раскопкам на Таманском полуострове, далее - на Керченском. Известный скифский курган Темир-Гора был открыт и исследован П. И. Хицуновым совместно с А. Е. Люценко (Причерноморье ..., выпуск 2, 2018, с. 25).
В настоящее время имеется два архивных документа ИИМК РАН, свидетельствующих о проведении первых научных раскопках в Азове в 1870 году именно Петром Ивановичем Хицуновым.
Первым документом является доклад Императорской Археологической Комиссии за 1870 год: «…Кроме того, Арх[еологическая] Ком[миссия] поручила г. Хицунову, заняться разследованием древнего городища на правом низменном берегу Дона, в видах отыскания предполагаемых там остатков древнего Танаиса.» (А. Л. Бойко, Редкий документ).
Но стихийные бедствия и сложная эпидемиологическая обстановка (бушевала холера) приостановили работы. Хицунов был вынужден проводить разведки «… на высоком левом берегу Дона, против Елизаветовской станицы, в ближайших окрестностях Азова, построенного на месте генуэзской колонии Таны, которая была разрушена Тимуром в конце XIY века».
Разведки показали наличие крепости с сохранившимися высокими валами, кирпичными сводами ворот и глубокими окопами. Этот факт зафиксирован во втором документе - «Извлечении из журнала археологических разысканий, произведенных Надв[орным] Советником] П. Хицуновым на развалинах древняго Танаиса, близ слободы Недвиговки, Обл[асги] Войска Донскаго, и около г. Азова, на основании разрешения Г[осподина] Председателя Императорской Археологической комиссии — 16 марта за № 49 и 14 мая 1870 года за № 227 на имя П. Хицунова последовавщих» (А. Л. Бойко, Редкий документ).
Согласно полевым запискам, П. И. Хицунов обнаружил крепость в юго-западной части города. Но беспорядочная застройка и наличие дворовых хозяйств на предполагаемых местах древних поселений заставили археолога обратиться к северной стороне города, где были обнаружены 2 больших земляных вала (Донская археология, № 1, 1998, с. 72). Раскопки осуществлялись на равнине между валами, ямы закладывались на глубину от 4 до 5 аршин (2,85-3,56 м). Были и более глубокие ямы.
В ходе исследований найдена масса битой глиняной посуды, костей животных, разноцветного стекла. В глубине открылись фундаменты кирпичного здания с человеческими костями. Собрано до 30 штук восточных монет. При этом не найдена ни одна итальянская монета, хотя доподлинно известно, что «древний Адзак» был густо заселен «Генуэзцами и Венецианами» с процветающей торговлей.
По мнению П. И. Хицунова отсутствие древностей объяснялось незначительностью произведенных им раскопок и существующими градостроительными ограничениями.
Археолог предпринял еще одну попытку проведения раскопок. Азовчане рассказали о месте, где «во времена проезда действительно слышен гул». Между первым и вторым валами напротив бывших ворот была исследована территория. Одной из первых находок, удививших Петра Ивановича, стали осколки белого мрамора. Ожидалось, что элементы принадлежали к надгробной доске или статуе. Был заложен раскоп, но археолога ждала неудача. Фрагменты белого мрамора относились, вероятно, к военной сторожевой башне, имевшей мраморную доску с надписью. Найденные остатки фундаментов и деревянных брусьев подтверждают эту версию.
Далее последовал раскоп кургана с восточной стороны валов. Но и здесь археолог потерпел фиаско - погребение было разграблено.
Зарисовка камняДело Императорской археологической коллекции
На глубине 2-х аршин был найден камень со странными изображениями из твердого серого песчаника, весом от 3 до 4 пуд (1 пуд=16,38 кг).
На обеих широких сторонах камня нарисованы отчетливые геометрические фигуры (круги, шестиугольники, пирамиды). Большое количество расходящихся лучей. Из воспоминаний П. И. Хицунова: «Мне не случалось видеть ничего подобного ни у нас, ни за границею на надгробных памятниках христианских, магометанских или еврейских» («Извлечение из журнала…»).
Затем было принято решение раскопать 5 небольших курганов. Глубина раскопов была от 2-х до 4 аршин. По прошествии 3-х месяцев с начала раскопок стали попадаться множество костей и разрушенных скелетов, порой наваленных друг на друга. Скорее всего, это последствия осады Азова XVII века.
На некоторых скелетах сохранились медные и бронзовые крестики. Также найдены серебряная ваза с повреждениями, чугунные пули и ядра.
Подводя итоги, можно сказать, что П. И. Хицунов провел по тем временам крупномасштабную археологическую экспедицию по обследованию древностей Азова. Это были первые научные исследования территории города. Конечно, методика проведения раскопок имела свои недочеты, но стремление к изучению и сохранению прошлого сглаживает все шероховатости.
Необходимо подчеркнуть, что археолог не ставил себе целью поиск кладов, его интересовала лишь историко-культурная ценность объектов древнего Азова. Сравнивая его работу с предшественниками, можно утверждать, что П. И. Хицунов стремился к глубокому и осмысленному исследованию, сбору достоверных сведений и материалов, составлению научных отчетов и описанию коллекций и находок.
Но, к сожалению, денежный вопрос внес свои корректировки. Отсутствие дальнейшего финансирования экспедиций приостановило проведение раскопок в Азове на последующие 20 лет. Археологическая судьба П.И. Хицунова закончилась. И только лишь в 1890 году на Дон повторно был направлен сотрудник Императорской Археологической Комиссии В. Н. Ястребов со специальным заданием…


Начало активности (дата): 10.06.2020
Количество показов: 1004

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться