Культ бога Диониса на Нижнем Дону
К 2500-летию Боспорского царства, которое празднуется в 2020 г., Азовский музей-заповедник продолжает публикацию исторических заметок "Предметы культа Боспорского царства", посвящённых интересным предметам античного времени из фондов музея.
В экспозиции и фондах Азовского музея-заповедника хранятся находки античного времени, подтверждающие распространение на Нижнем Дону культа бога Диониса, столь популярного на Боспоре. Остановимся на двух предметах, казалось бы, не связанных между собой: терракотовой статуэтке, изображающей юношу у гермы, боспорского производства I в. н.э. и расписном краснофигурном скифосе аттического производства IV в. до н.э.
Дионис – древнегреческий бог виноградарства и виноделия. Известна его и хтоническая ипостась, связывающая его с подземным миром. Дионисийские сюжеты часто встречаются на парадной расписной греческой керамике: скифосах, киликах, гидриях, кратерах, пеликах и т.д. Это изображения бога Диониса, сатиров, менад, сцены симпосиев (ритуальные пиршества), а также орнаменты из листьев плюща и пальметт. На территории многих боспорских городищ находят глиняные статуэтки и маски, изображающие Диониса и предметы его культа, которые служили жертвенными приношениями в храмы.
В 2014 году в ходе археологических исследований восточной границы некрополя Паниардиса по адресу пер. Коллонтаевский, 65 было обнаружено 14 погребений античного времени. Погребение 4 принадлежало молодой женщине 25-30 лет и датировалось первой половиной I в. н.э. Погребение сопровождал многочисленный инвентарь: краснолаковый кувшин, лепная курильница, серолощеный кубок, серолощеный кувшинчик с полой ручкой, лепное пряслице, шило, бронзовые фибула и зеркало, гешировые подвески, стеклянные бусины, медные серьги, фрагменты медных и железных изделий. Здесь же была сделана уникальная находка – единственная найденная за все годы исследований глиняная статуэтка. Она представляла собой объемную статуэтку, изображающую юношу, одетого в длинный хитон и плащ-гиматий и опирающегося на невысокую колонну-герму. Высота статуэтки – 15,5 см.
Подобные статуэтки были обнаружены в Мирмекии, Пантикапее, Горгиппии. Они относятся к боспорскому производству и датируются II в. до н. э. - I в. н. э. Большинство из них было обнаружено в погребальных комплексах.
Кем могли быть герои вышеупомянутых терракотовых статуэток – задумчивые юноши, опирающиеся на гермы? И почему эти предметы находят в погребальных комплексах? Попробуем ответить на данные вопросы.
Некоторые исследователи считали, что подобные статуэтки изображают эфебов. Известно, что в древнегреческом обществе юноша, достигший 16-18 лет, обретал все права гражданина, становился членом эфебии - общности молодых людей-граждан полиса. Через два года службы молодые люди объявлялись совершеннолетними и самостоятельными гражданами. Они получали право являться в суде, жениться и т. д.
Некоторые исследователи видели «эфебов» и в изображенных «фигурах в гиматиях» на античных расписных вазах. В некрополе Елизаветовского городища были найдены четыре краснофигурных скифоса, объединенных одних сюжетом – изображение фигур в гиматиях. На одном из них изображены две фигуры: обнаженный мужчина со стригилем в вытянутой правой руке и мужчина, одетый в длинный гиматий с посохом в правой руке.
М. М. Кобылина, исследуя поздние боспорские пелики, называла фигуры в гиматиях «палестритами» (участники гимнастической школы – «палестры»). В. Д. Блаватский отмечал, что подобные сюжеты занимали лицевую сторону более скромных пелик, или обратную сторону более богатых по росписи сосудов и изображали юношей - палестритов, которые, завернувшись в гиматий, отдыхают после утомительных атлетических упражнений.
Примечательно, что подобный сюжет можно встретить и на чернофигурных вазах IV в. до н. э. и акварельных пеликах III-II вв. до н. э. Многие исследователи считали данный сюжет на вазах «бессодержательным», фигуры в гиматиях называли «эфебами» или «палестритами».
Однако, сюжет «спокойно стоящие фигуры в гиматиях» использовался вазописцами в течение долгого периода – IV-II вв. до н.э. Он встречается на лицевой и обратной стороне пелик, кратеров, лебетов, ойнохой, скифосов и других видов расписных ваз, найденных практически во всех регионах аттического краснофигурного экспорта. Вряд ли поэтому его можно считать «случайным» и «бессодержательным».
И.В. Шталь связывала его с хтонической ипостасью древнегреческого бога Диониса. Изображаемыми символами дионисийского культа были герма, тимпан, алтарь и фиала над ним, жертвенные кушанья, стригиль. Таким образом, сюжет с фигурами в гиматиях знаменовал таинство перехода из одного мира в другой – через сакральный брак-смерть. Ю.А. Виноградов также считал, что сюжет «фигуры в гиматиях» изображает некую встречу в сакрализованном пространстве при переходе душ усопших в загробный мир.
Между терракотовыми статуэтками, изображающими юношей, опирающихся на герму, и расписными сосудами с сюжетом «фигуры в гиматиях», есть много общего. Прежде всего, изображение самих мужских фигур, закутанных в гиматий. Кроме того, общими являются некоторые элементы этих изображений: герма, венок на голове, застывшая поза, задумчиво-отрешенный взгляд. Объединяет их и место обнаружения – в погребальных комплексах. Кем же могли быть эти изображаемые мужчины в гиматиях? Какая роль им отводилась в древнегреческих заупокойных культах? Почему предметы с их изображениями пользовались такой популярностью на протяжении столь длительного исторического периода? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к античным эпическим и философским произведениям, содержащим сведения о представлениях древних людей о загробном мире.
Основой всех источниковедческих знаний античности являются эпические поэмы Гомера. В одиннадцатой главе его поэмы «Одиссея» рассказывается о том, как Одиссей по указанию Цирцеи отправился в область Аида, чтобы испросить прорицателя Тиресия о своем возвращении домой. Одиссей подробно описывает все и всех, кого он встретил во время этого путешествия: «…В аде узрел я Зевесова мудрого сына Миноса; Скипетр в деснице держа золотой, там умерших судил он…». Таким образом, он упоминает о суде в загробном мире, который вершит Минос, царь о. Крита. Существенным, на наш взгляд является упоминание золотого скипетра. На некоторых вышеупомянутых расписных сосудах мы видим изображения мужских фигур в гиматиях со скипетром в руках.
В философском произведении Платона «Диалоги» в шестой тетралогии «Горгий, или о риторике» описывается беседа Сократа с Калликлом. В этой беседе Сократ поведал о том, что «…при Кроне был закон - чтобы тот из людей, кто проживет жизнь в справедливости и благочестии, удалялся после смерти на Острова блаженных и там обитал, неизменно счастливый, вдали от всех зол, а кто жил несправедливо и безбожно, чтобы уходил в место кары и возмездия, в темницу, которую называют Тартаром. Во времена Крона и в начале царства Зевса суд вершили живые над живыми, разбирая дело в тот самый день, когда подсудимому предстояло скончаться». Однако зачастую приговоры выносились несправедливо, поскольку людей судили живыми и одетыми «в красивое тело, в благородство происхождения, в богатство». Да и судьями выступали живые люди. И тогда Зевс принимает решение, что «люди не должны больше знать дня своей смерти наперед, и чтобы их судили совершенно нагими, а для этого пусть их судят после смерти». Зевс назначает судьями душ человеческих в подземном мире своих сыновей: «…умерших из Азии будет судить Радамант, из Европы - Эак, а Миносу я дам почетное право разрешать сомнения двух остальных, когда те не смогут решить сами, и приговор, каким путем следовать каждому из умерших, будет безупречно справедливым». Платон упоминает о жезлах в руках Радаманта и Эака, а также о том, что «Минос сидит один, надзирая над ними, и в руке у него золотой скипетр».
Сцену суда в загробном мире описывает Вергилий в эпическом произведении «Энеида»: «…но без решенья суда не получат пристанища души; Суд возглавляет Минос: он из урны жребии тянет, Всех пред собраньем теней вопрошает о прожитой жизни».
На наш взгляд, не случайны изображения на вышеупомянутых расписных сосудах обнаженных мужчин со стригилями. Возможно, именно так изображали души усопших, которые должны были предстать перед высшим судом. Тогда фигуры в гиматиях, возможно, не кто иные, как судьи подземного царства Радамант, Эак или Минос.
Не случайно их изображали у герм, алтарей, зачастую, со скипетром в руке. Они могли быть также проводниками, которые встречали души усопших и провожали к месту высшего суда. Вероятно, именно их изображали глиняные статуэтки юношей у гермы, которые находят в погребениях в разных частях Боспорского царства. Это еще раз подтверждает тезис о широком распространении дионисийско-орфического культа на Боспоре в IV в. до н. э. – I в. н. э. Одна из подобных статуэток была обнаружена и в некрополе древнего Паниардиса, что может свидетельствовать о высокой степени эллинизации верхушки местного общества, почитающего культ Диониса хтонического.
Возможно, помещение ее в ногах усопшей отражало определенные религиозные верования местных жителей: она могла служить проводником в потусторонний мир. Ведь статуэтка изображает путника, остановившегося ненадолго отдохнуть у гермы со скульптурной головой Гермеса – проводника душ умерших. Венок на голове юноши также может напоминать о погребальных эллинских традициях.
В экспозиции и фондах Азовского музея-заповедника хранятся находки античного времени, подтверждающие распространение на Нижнем Дону культа бога Диониса, столь популярного на Боспоре. Остановимся на двух предметах, казалось бы, не связанных между собой: терракотовой статуэтке, изображающей юношу у гермы, боспорского производства I в. н.э. и расписном краснофигурном скифосе аттического производства IV в. до н.э.
Дионис – древнегреческий бог виноградарства и виноделия. Известна его и хтоническая ипостась, связывающая его с подземным миром. Дионисийские сюжеты часто встречаются на парадной расписной греческой керамике: скифосах, киликах, гидриях, кратерах, пеликах и т.д. Это изображения бога Диониса, сатиров, менад, сцены симпосиев (ритуальные пиршества), а также орнаменты из листьев плюща и пальметт. На территории многих боспорских городищ находят глиняные статуэтки и маски, изображающие Диониса и предметы его культа, которые служили жертвенными приношениями в храмы.
В 2014 году в ходе археологических исследований восточной границы некрополя Паниардиса по адресу пер. Коллонтаевский, 65 было обнаружено 14 погребений античного времени. Погребение 4 принадлежало молодой женщине 25-30 лет и датировалось первой половиной I в. н.э. Погребение сопровождал многочисленный инвентарь: краснолаковый кувшин, лепная курильница, серолощеный кубок, серолощеный кувшинчик с полой ручкой, лепное пряслице, шило, бронзовые фибула и зеркало, гешировые подвески, стеклянные бусины, медные серьги, фрагменты медных и железных изделий. Здесь же была сделана уникальная находка – единственная найденная за все годы исследований глиняная статуэтка. Она представляла собой объемную статуэтку, изображающую юношу, одетого в длинный хитон и плащ-гиматий и опирающегося на невысокую колонну-герму. Высота статуэтки – 15,5 см.
Подобные статуэтки были обнаружены в Мирмекии, Пантикапее, Горгиппии. Они относятся к боспорскому производству и датируются II в. до н. э. - I в. н. э. Большинство из них было обнаружено в погребальных комплексах.
Кем могли быть герои вышеупомянутых терракотовых статуэток – задумчивые юноши, опирающиеся на гермы? И почему эти предметы находят в погребальных комплексах? Попробуем ответить на данные вопросы.
Некоторые исследователи считали, что подобные статуэтки изображают эфебов. Известно, что в древнегреческом обществе юноша, достигший 16-18 лет, обретал все права гражданина, становился членом эфебии - общности молодых людей-граждан полиса. Через два года службы молодые люди объявлялись совершеннолетними и самостоятельными гражданами. Они получали право являться в суде, жениться и т. д.
Некоторые исследователи видели «эфебов» и в изображенных «фигурах в гиматиях» на античных расписных вазах. В некрополе Елизаветовского городища были найдены четыре краснофигурных скифоса, объединенных одних сюжетом – изображение фигур в гиматиях. На одном из них изображены две фигуры: обнаженный мужчина со стригилем в вытянутой правой руке и мужчина, одетый в длинный гиматий с посохом в правой руке.
М. М. Кобылина, исследуя поздние боспорские пелики, называла фигуры в гиматиях «палестритами» (участники гимнастической школы – «палестры»). В. Д. Блаватский отмечал, что подобные сюжеты занимали лицевую сторону более скромных пелик, или обратную сторону более богатых по росписи сосудов и изображали юношей - палестритов, которые, завернувшись в гиматий, отдыхают после утомительных атлетических упражнений.
Примечательно, что подобный сюжет можно встретить и на чернофигурных вазах IV в. до н. э. и акварельных пеликах III-II вв. до н. э. Многие исследователи считали данный сюжет на вазах «бессодержательным», фигуры в гиматиях называли «эфебами» или «палестритами».
Однако, сюжет «спокойно стоящие фигуры в гиматиях» использовался вазописцами в течение долгого периода – IV-II вв. до н.э. Он встречается на лицевой и обратной стороне пелик, кратеров, лебетов, ойнохой, скифосов и других видов расписных ваз, найденных практически во всех регионах аттического краснофигурного экспорта. Вряд ли поэтому его можно считать «случайным» и «бессодержательным».
И.В. Шталь связывала его с хтонической ипостасью древнегреческого бога Диониса. Изображаемыми символами дионисийского культа были герма, тимпан, алтарь и фиала над ним, жертвенные кушанья, стригиль. Таким образом, сюжет с фигурами в гиматиях знаменовал таинство перехода из одного мира в другой – через сакральный брак-смерть. Ю.А. Виноградов также считал, что сюжет «фигуры в гиматиях» изображает некую встречу в сакрализованном пространстве при переходе душ усопших в загробный мир.
Между терракотовыми статуэтками, изображающими юношей, опирающихся на герму, и расписными сосудами с сюжетом «фигуры в гиматиях», есть много общего. Прежде всего, изображение самих мужских фигур, закутанных в гиматий. Кроме того, общими являются некоторые элементы этих изображений: герма, венок на голове, застывшая поза, задумчиво-отрешенный взгляд. Объединяет их и место обнаружения – в погребальных комплексах. Кем же могли быть эти изображаемые мужчины в гиматиях? Какая роль им отводилась в древнегреческих заупокойных культах? Почему предметы с их изображениями пользовались такой популярностью на протяжении столь длительного исторического периода? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к античным эпическим и философским произведениям, содержащим сведения о представлениях древних людей о загробном мире.
Основой всех источниковедческих знаний античности являются эпические поэмы Гомера. В одиннадцатой главе его поэмы «Одиссея» рассказывается о том, как Одиссей по указанию Цирцеи отправился в область Аида, чтобы испросить прорицателя Тиресия о своем возвращении домой. Одиссей подробно описывает все и всех, кого он встретил во время этого путешествия: «…В аде узрел я Зевесова мудрого сына Миноса; Скипетр в деснице держа золотой, там умерших судил он…». Таким образом, он упоминает о суде в загробном мире, который вершит Минос, царь о. Крита. Существенным, на наш взгляд является упоминание золотого скипетра. На некоторых вышеупомянутых расписных сосудах мы видим изображения мужских фигур в гиматиях со скипетром в руках.
В философском произведении Платона «Диалоги» в шестой тетралогии «Горгий, или о риторике» описывается беседа Сократа с Калликлом. В этой беседе Сократ поведал о том, что «…при Кроне был закон - чтобы тот из людей, кто проживет жизнь в справедливости и благочестии, удалялся после смерти на Острова блаженных и там обитал, неизменно счастливый, вдали от всех зол, а кто жил несправедливо и безбожно, чтобы уходил в место кары и возмездия, в темницу, которую называют Тартаром. Во времена Крона и в начале царства Зевса суд вершили живые над живыми, разбирая дело в тот самый день, когда подсудимому предстояло скончаться». Однако зачастую приговоры выносились несправедливо, поскольку людей судили живыми и одетыми «в красивое тело, в благородство происхождения, в богатство». Да и судьями выступали живые люди. И тогда Зевс принимает решение, что «люди не должны больше знать дня своей смерти наперед, и чтобы их судили совершенно нагими, а для этого пусть их судят после смерти». Зевс назначает судьями душ человеческих в подземном мире своих сыновей: «…умерших из Азии будет судить Радамант, из Европы - Эак, а Миносу я дам почетное право разрешать сомнения двух остальных, когда те не смогут решить сами, и приговор, каким путем следовать каждому из умерших, будет безупречно справедливым». Платон упоминает о жезлах в руках Радаманта и Эака, а также о том, что «Минос сидит один, надзирая над ними, и в руке у него золотой скипетр».
Сцену суда в загробном мире описывает Вергилий в эпическом произведении «Энеида»: «…но без решенья суда не получат пристанища души; Суд возглавляет Минос: он из урны жребии тянет, Всех пред собраньем теней вопрошает о прожитой жизни».
На наш взгляд, не случайны изображения на вышеупомянутых расписных сосудах обнаженных мужчин со стригилями. Возможно, именно так изображали души усопших, которые должны были предстать перед высшим судом. Тогда фигуры в гиматиях, возможно, не кто иные, как судьи подземного царства Радамант, Эак или Минос.
Не случайно их изображали у герм, алтарей, зачастую, со скипетром в руке. Они могли быть также проводниками, которые встречали души усопших и провожали к месту высшего суда. Вероятно, именно их изображали глиняные статуэтки юношей у гермы, которые находят в погребениях в разных частях Боспорского царства. Это еще раз подтверждает тезис о широком распространении дионисийско-орфического культа на Боспоре в IV в. до н. э. – I в. н. э. Одна из подобных статуэток была обнаружена и в некрополе древнего Паниардиса, что может свидетельствовать о высокой степени эллинизации верхушки местного общества, почитающего культ Диониса хтонического.
Возможно, помещение ее в ногах усопшей отражало определенные религиозные верования местных жителей: она могла служить проводником в потусторонний мир. Ведь статуэтка изображает путника, остановившегося ненадолго отдохнуть у гермы со скульптурной головой Гермеса – проводника душ умерших. Венок на голове юноши также может напоминать о погребальных эллинских традициях.
Начало активности (дата): 29.05.2020
Количество показов: 2972