Версия для слабовидящих

Терракотовая Афродита из сарматского кургана

К 2500-летию Боспорского царства, которое празднуется в 2020 г., Азовский музей-заповедник на официальном сайте и на страницах в социальных сетях продолжает публикацию исторических заметок "Предметы культа Боспорского царства", посвящённых интересным предметам античного времени из фондов музея.
2500 лет Боспорскому царству
Богиня любви Афродита была не менее популярной в Боспорском царстве, чем богиня плодородия Деметра. Это подтверждают открытия посвященных ей храмов в Истрии, Борисфене, Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Нимфее, Фанагории, Горгиппии, Кепах, а также святилища в Китее, Мирмекии, Феодосии, существование домашних святилищ во многих эллинских городах и поселениях Боспора.
Богиню Афродиту изображали часто обнаженной или полуобнаженной, рядом с Эротом, опирающейся на колонну с разными атрибутами в руках: яблоком, голубем, скипетром, музыкальными инструментами. Изображение Афродиты с арфой не случайно, поскольку данный музыкальный инструмент позволял извлекать высокие звуки, за что его относили к разряду женских и связывали с любовными похождениями.
Статуя богини АфродитыСтатуя богини Афродиты
Наряду со своими основными функциями богиня любви и счастливой семейной жизни, наделялась и другими: Афродита Урания (Небесная), Эвплойя (Счастливо плавающая), Пандемос (Всенародная). Хтоническая черта ее культа прослеживается в Херсонесе. С этой ее ипостасью связывают обычай класть в погребения терракотовые статуэтки, изображающие Афродиту, а также расписные сосуды со сценами свадебных ритуалов. Вазы с подобными сюжетами часто клались в могилы не успевших выйти замуж девушек, которых называли невестами или супругами Плутона.
В фондах Азовского музея-заповедника хранится глиняная статуэтка Афродиты.
Статуэтка богини Афродиты из фондов АМЗРисунок Н.Е. Беспалой
Она представляет собой объемную статуэтку, изображающую частично обнаженную богиню, играющую на арфе-тригоне. У Афродиты сложная прическа из длинных волос: боковые пряди, по пять с каждой стороны, уложены горизонтально, сзади волосы спускаются на спину ниже плеч, на голове диадема. На богине легкий широкий плащ-гиматий, переброшенный через левое плечо, ниспадающий книзу складками и скрывающий нижнюю часть фигуры. Богиня, опирающаяся на колонну, стоит на невысоком постаменте. Высота статуэтки – 12,7 см. Датируется она первой половиной I в. н. э.
Эта статуэтка была обнаружена в 2015 году специалистами ГАУК РО «Донское наследие» при проведении охранно-спасательных раскопок курганного могильника «Камышевахский XI» в связи с запланированным строительством аэропортового комплекса «Платов» в Аксайском районе Ростовской области.

Было исследовано 11 курганов. В кургане № 7 помимо основного погребения в яме было обнаружено еще одно, впускное, подбойной конструкции, датируемое первой половиной I в. н. э. Оно представляет большой интерес вследствие достаточно редкого погребального обряда и инвентаря. Именно здесь была обнаружена терракотовая Афродита.
В погребении на дне подбоя находилась деревянная колода ладьевидной формы. Внутри колоды, черепом к югу, к «носу» ладьи, лежал костяк погребенной юной девушки 10-12 лет. На дне колоды сохранился белесый тлен, возможно, меловая посыпка. На погребенной были обнаружены украшения: на шее низка бус из сердолика, стекла, фаянса и дерева; на правой руке бронзовый браслет; на ногах остатки кожаных сапожек, расшитых стеклянным бисером. Верхняя одежда погребенной скалывалась бронзовой фибулой.
Среди погребального инвентаря можно выделить предметы, относящиеся к сарматскому кругу: небольшая сероглиняная лощеная кубышка, кружальные сероглиняные лощеные миска и кувшин. Поверх кувшина были обнаружены кости задней ноги барана с частью таза и железный нож, что является характерным признаком сарматских погребений. Судя по количеству и качеству найденных предметов, можно говорить о том, что погребенная девушка была знатной и относилась к верхушке сарматского общества.
Многие исследователи отмечают малочисленность погребений в лодках-колодах на Нижнем Дону и достаточно богатый сопутствующий инвентарь в них. По-видимому, данные погребения принадлежали людям определенного социального статуса, возможно, всаднического сословия.

На рубеже веков территорию между Нижним Доном и северо-западным побережьем Каспийского моря заселяли аорсы, которые считались очень богатым племенем. По-видимому, могильник «Камышевахский XI» принадлежал аорской знати. Во многих погребениях была обнаружена меловая посыпка или встречались фрагменты мела. Чаще всего фрагменты мела обнаруживают в женских и детских захоронениях. Использование меловой посыпки, фрагментов мела разной величины и меловых статуэток связывают с верованиями древних в роль мела, как очистительного средства. Известно, что в древности к разряду «нечистых» относились люди разных категорий: маленькие дети, молодые женщины в определенные периоды жизни, больные люди. В ряде случаев встречаются куски мела пирамидальной формы с гранями, как будто стертыми о какую-то ровную поверхность. Интересно, что терракотовая статуэтка Афродиты из кургана 7 погребения 1 могильника «Камышевахский XI» с двух сторон была обильно натерта мелом. Возможно, девушка, в погребении которой и была обнаружена эта статуэтка, погибла в результате тяжелого заболевания. А ее юный возраст позволяет отнести погребенную к категории так называемых «невест Плутона».
Похожие по сюжету статуэтки Афродиты были обнаружены в некрополях боспорских городов: Пантикапея, Кеп, Фанагории, Херсонеса. Все они датируются III в. до н.э. - I в. н.э.
Статуэтка Афродиты из ФанагорииСтатуэтка Афродиты из ХерсонесаСтатуэтка Афродиты из КепыСтатуэтка Афродиты из Пантикапей
Однако, для погребального обряда кочевников не характерно использование терракотовых статуэток в качестве сопутствующих предметов при погребении. Обнаружение терракотовой Афродиты в погребении молодой сарматской девушки, относящейся к всадническому сословию и проживавшей на территории Нижнего Подонья на рубеже эр, позволяет сделать следующие выводы:
1. данная находка может свидетельствовать о высокой степени эллинизации верхушки сарматского общества, принявшей греческую религию и культуру.
2. она может являться свидетельством политической дипломатии, сопровождающейся взаимными услугами и дарами.
3. найденная терракотовая статуэтка подтверждает тезис о контроле аорсами старого торгового пути из Индии и Вавилонии через Мидию и Армению к Танаису, что позволяло им не только обогащаться, но и приобретать у боспорских греков предметы роскоши и искусства.


Начало активности (дата): 27.05.2020
Количество показов: 1308

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться