Терракотовая Афродита из сарматского кургана
К 2500-летию Боспорского царства, которое празднуется в 2020 г., Азовский музей-заповедник на официальном сайте и на страницах в социальных сетях продолжает публикацию исторических заметок "Предметы культа Боспорского царства", посвящённых интересным предметам античного времени из фондов музея.
![2500 лет Боспорскому царству 2500 лет Боспорскому царству](/upload/medialibrary/fc9/fc930693a76b0e31e2985298a43e7381.png)
Богиня любви Афродита была не менее популярной в Боспорском царстве, чем богиня плодородия Деметра. Это подтверждают открытия посвященных ей храмов в Истрии, Борисфене, Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Нимфее, Фанагории, Горгиппии, Кепах, а также святилища в Китее, Мирмекии, Феодосии, существование домашних святилищ во многих эллинских городах и поселениях Боспора.
Богиню Афродиту изображали часто обнаженной или полуобнаженной, рядом с Эротом, опирающейся на колонну с разными атрибутами в руках: яблоком, голубем, скипетром, музыкальными инструментами. Изображение Афродиты с арфой не случайно, поскольку данный музыкальный инструмент позволял извлекать высокие звуки, за что его относили к разряду женских и связывали с любовными похождениями.
![Статуя богини Афродиты Статуя богини Афродиты](/upload/medialibrary/d28/d283c2574e19210ff4557a2c7aaee48f.jpg)
![Статуя богини Афродиты Статуя богини Афродиты](/upload/medialibrary/a70/a70706baceb5a2b408bc985937bf8168.jpg)
Наряду со своими основными функциями богиня любви и счастливой семейной жизни, наделялась и другими: Афродита Урания (Небесная), Эвплойя (Счастливо плавающая), Пандемос (Всенародная). Хтоническая черта ее культа прослеживается в Херсонесе. С этой ее ипостасью связывают обычай класть в погребения терракотовые статуэтки, изображающие Афродиту, а также расписные сосуды со сценами свадебных ритуалов. Вазы с подобными сюжетами часто клались в могилы не успевших выйти замуж девушек, которых называли невестами или супругами Плутона.
В фондах Азовского музея-заповедника хранится глиняная статуэтка Афродиты.
![Статуэтка богини Афродиты из фондов АМЗ Статуэтка богини Афродиты из фондов АМЗ](/upload/medialibrary/2b5/2b58da2b813f92a95acaa6e9030e412b.jpg)
![Рисунок Н.Е. Беспалой Рисунок Н.Е. Беспалой](/upload/medialibrary/bab/bab9ab9530400f68b9416b53769a3060.jpg)
Она представляет собой объемную статуэтку, изображающую частично обнаженную богиню, играющую на арфе-тригоне. У Афродиты сложная прическа из длинных волос: боковые пряди, по пять с каждой стороны, уложены горизонтально, сзади волосы спускаются на спину ниже плеч, на голове диадема. На богине легкий широкий плащ-гиматий, переброшенный через левое плечо, ниспадающий книзу складками и скрывающий нижнюю часть фигуры. Богиня, опирающаяся на колонну, стоит на невысоком постаменте. Высота статуэтки – 12,7 см. Датируется она первой половиной I в. н. э.
Эта статуэтка была обнаружена в 2015 году специалистами ГАУК РО «Донское наследие» при проведении охранно-спасательных раскопок курганного могильника «Камышевахский XI» в связи с запланированным строительством аэропортового комплекса «Платов» в Аксайском районе Ростовской области.
![Фото погребения](/upload/medialibrary/fd9/fd9d970ff87641f32987289d0dbbd542.jpg)
Было исследовано 11 курганов. В кургане № 7 помимо основного погребения в яме было обнаружено еще одно, впускное, подбойной конструкции, датируемое первой половиной I в. н. э. Оно представляет большой интерес вследствие достаточно редкого погребального обряда и инвентаря. Именно здесь была обнаружена терракотовая Афродита.
В погребении на дне подбоя находилась деревянная колода ладьевидной формы. Внутри колоды, черепом к югу, к «носу» ладьи, лежал костяк погребенной юной девушки 10-12 лет. На дне колоды сохранился белесый тлен, возможно, меловая посыпка. На погребенной были обнаружены украшения: на шее низка бус из сердолика, стекла, фаянса и дерева; на правой руке бронзовый браслет; на ногах остатки кожаных сапожек, расшитых стеклянным бисером. Верхняя одежда погребенной скалывалась бронзовой фибулой.
Среди погребального инвентаря можно выделить предметы, относящиеся к сарматскому кругу: небольшая сероглиняная лощеная кубышка, кружальные сероглиняные лощеные миска и кувшин. Поверх кувшина были обнаружены кости задней ноги барана с частью таза и железный нож, что является характерным признаком сарматских погребений. Судя по количеству и качеству найденных предметов, можно говорить о том, что погребенная девушка была знатной и относилась к верхушке сарматского общества.
Многие исследователи отмечают малочисленность погребений в лодках-колодах на Нижнем Дону и достаточно богатый сопутствующий инвентарь в них. По-видимому, данные погребения принадлежали людям определенного социального статуса, возможно, всаднического сословия.
![Карта расселения аорсов](/upload/medialibrary/d18/d180ea9eca16ecd36632673d17403cfb.jpg)
На рубеже веков территорию между Нижним Доном и северо-западным побережьем Каспийского моря заселяли аорсы, которые считались очень богатым племенем. По-видимому, могильник «Камышевахский XI» принадлежал аорской знати. Во многих погребениях была обнаружена меловая посыпка или встречались фрагменты мела. Чаще всего фрагменты мела обнаруживают в женских и детских захоронениях. Использование меловой посыпки, фрагментов мела разной величины и меловых статуэток связывают с верованиями древних в роль мела, как очистительного средства. Известно, что в древности к разряду «нечистых» относились люди разных категорий: маленькие дети, молодые женщины в определенные периоды жизни, больные люди. В ряде случаев встречаются куски мела пирамидальной формы с гранями, как будто стертыми о какую-то ровную поверхность. Интересно, что терракотовая статуэтка Афродиты из кургана 7 погребения 1 могильника «Камышевахский XI» с двух сторон была обильно натерта мелом. Возможно, девушка, в погребении которой и была обнаружена эта статуэтка, погибла в результате тяжелого заболевания. А ее юный возраст позволяет отнести погребенную к категории так называемых «невест Плутона».
Похожие по сюжету статуэтки Афродиты были обнаружены в некрополях боспорских городов: Пантикапея, Кеп, Фанагории, Херсонеса. Все они датируются III в. до н.э. - I в. н.э.
![Статуэтка Афродиты из Фанагории Статуэтка Афродиты из Фанагории](/upload/medialibrary/a03/a03b2d303d1abfd03f88c5ea2c88d1b7.jpg)
![Статуэтка Афродиты из Херсонеса Статуэтка Афродиты из Херсонеса](/upload/medialibrary/30e/30e88edcc33b48041bc072974268465e.jpg)
![Статуэтка Афродиты из Кеп Статуэтка Афродиты из Кепы](/upload/medialibrary/f87/f87c5decadd9ba6fa3269725024f1201.JPG)
![Статуэтка Афродиты из Пантикапей Статуэтка Афродиты из Пантикапей](/upload/medialibrary/1ea/1eadd259a1cdaec6126b630373d90a8f.JPG)
Однако, для погребального обряда кочевников не характерно использование терракотовых статуэток в качестве сопутствующих предметов при погребении. Обнаружение терракотовой Афродиты в погребении молодой сарматской девушки, относящейся к всадническому сословию и проживавшей на территории Нижнего Подонья на рубеже эр, позволяет сделать следующие выводы:
1. данная находка может свидетельствовать о высокой степени эллинизации верхушки сарматского общества, принявшей греческую религию и культуру.
2. она может являться свидетельством политической дипломатии, сопровождающейся взаимными услугами и дарами.
3. найденная терракотовая статуэтка подтверждает тезис о контроле аорсами старого торгового пути из Индии и Вавилонии через Мидию и Армению к Танаису, что позволяло им не только обогащаться, но и приобретать у боспорских греков предметы роскоши и искусства.
![2500 лет Боспорскому царству 2500 лет Боспорскому царству](/upload/medialibrary/fc9/fc930693a76b0e31e2985298a43e7381.png)
Богиня любви Афродита была не менее популярной в Боспорском царстве, чем богиня плодородия Деметра. Это подтверждают открытия посвященных ей храмов в Истрии, Борисфене, Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Нимфее, Фанагории, Горгиппии, Кепах, а также святилища в Китее, Мирмекии, Феодосии, существование домашних святилищ во многих эллинских городах и поселениях Боспора.
Богиню Афродиту изображали часто обнаженной или полуобнаженной, рядом с Эротом, опирающейся на колонну с разными атрибутами в руках: яблоком, голубем, скипетром, музыкальными инструментами. Изображение Афродиты с арфой не случайно, поскольку данный музыкальный инструмент позволял извлекать высокие звуки, за что его относили к разряду женских и связывали с любовными похождениями.
![Статуя богини Афродиты Статуя богини Афродиты](/upload/medialibrary/d28/d283c2574e19210ff4557a2c7aaee48f.jpg)
![Статуя богини Афродиты Статуя богини Афродиты](/upload/medialibrary/a70/a70706baceb5a2b408bc985937bf8168.jpg)
Наряду со своими основными функциями богиня любви и счастливой семейной жизни, наделялась и другими: Афродита Урания (Небесная), Эвплойя (Счастливо плавающая), Пандемос (Всенародная). Хтоническая черта ее культа прослеживается в Херсонесе. С этой ее ипостасью связывают обычай класть в погребения терракотовые статуэтки, изображающие Афродиту, а также расписные сосуды со сценами свадебных ритуалов. Вазы с подобными сюжетами часто клались в могилы не успевших выйти замуж девушек, которых называли невестами или супругами Плутона.
В фондах Азовского музея-заповедника хранится глиняная статуэтка Афродиты.
![Статуэтка богини Афродиты из фондов АМЗ Статуэтка богини Афродиты из фондов АМЗ](/upload/medialibrary/2b5/2b58da2b813f92a95acaa6e9030e412b.jpg)
![Рисунок Н.Е. Беспалой Рисунок Н.Е. Беспалой](/upload/medialibrary/bab/bab9ab9530400f68b9416b53769a3060.jpg)
Она представляет собой объемную статуэтку, изображающую частично обнаженную богиню, играющую на арфе-тригоне. У Афродиты сложная прическа из длинных волос: боковые пряди, по пять с каждой стороны, уложены горизонтально, сзади волосы спускаются на спину ниже плеч, на голове диадема. На богине легкий широкий плащ-гиматий, переброшенный через левое плечо, ниспадающий книзу складками и скрывающий нижнюю часть фигуры. Богиня, опирающаяся на колонну, стоит на невысоком постаменте. Высота статуэтки – 12,7 см. Датируется она первой половиной I в. н. э.
Эта статуэтка была обнаружена в 2015 году специалистами ГАУК РО «Донское наследие» при проведении охранно-спасательных раскопок курганного могильника «Камышевахский XI» в связи с запланированным строительством аэропортового комплекса «Платов» в Аксайском районе Ростовской области.
![Фото погребения](/upload/medialibrary/fd9/fd9d970ff87641f32987289d0dbbd542.jpg)
Было исследовано 11 курганов. В кургане № 7 помимо основного погребения в яме было обнаружено еще одно, впускное, подбойной конструкции, датируемое первой половиной I в. н. э. Оно представляет большой интерес вследствие достаточно редкого погребального обряда и инвентаря. Именно здесь была обнаружена терракотовая Афродита.
В погребении на дне подбоя находилась деревянная колода ладьевидной формы. Внутри колоды, черепом к югу, к «носу» ладьи, лежал костяк погребенной юной девушки 10-12 лет. На дне колоды сохранился белесый тлен, возможно, меловая посыпка. На погребенной были обнаружены украшения: на шее низка бус из сердолика, стекла, фаянса и дерева; на правой руке бронзовый браслет; на ногах остатки кожаных сапожек, расшитых стеклянным бисером. Верхняя одежда погребенной скалывалась бронзовой фибулой.
Среди погребального инвентаря можно выделить предметы, относящиеся к сарматскому кругу: небольшая сероглиняная лощеная кубышка, кружальные сероглиняные лощеные миска и кувшин. Поверх кувшина были обнаружены кости задней ноги барана с частью таза и железный нож, что является характерным признаком сарматских погребений. Судя по количеству и качеству найденных предметов, можно говорить о том, что погребенная девушка была знатной и относилась к верхушке сарматского общества.
Многие исследователи отмечают малочисленность погребений в лодках-колодах на Нижнем Дону и достаточно богатый сопутствующий инвентарь в них. По-видимому, данные погребения принадлежали людям определенного социального статуса, возможно, всаднического сословия.
![Карта расселения аорсов](/upload/medialibrary/d18/d180ea9eca16ecd36632673d17403cfb.jpg)
На рубеже веков территорию между Нижним Доном и северо-западным побережьем Каспийского моря заселяли аорсы, которые считались очень богатым племенем. По-видимому, могильник «Камышевахский XI» принадлежал аорской знати. Во многих погребениях была обнаружена меловая посыпка или встречались фрагменты мела. Чаще всего фрагменты мела обнаруживают в женских и детских захоронениях. Использование меловой посыпки, фрагментов мела разной величины и меловых статуэток связывают с верованиями древних в роль мела, как очистительного средства. Известно, что в древности к разряду «нечистых» относились люди разных категорий: маленькие дети, молодые женщины в определенные периоды жизни, больные люди. В ряде случаев встречаются куски мела пирамидальной формы с гранями, как будто стертыми о какую-то ровную поверхность. Интересно, что терракотовая статуэтка Афродиты из кургана 7 погребения 1 могильника «Камышевахский XI» с двух сторон была обильно натерта мелом. Возможно, девушка, в погребении которой и была обнаружена эта статуэтка, погибла в результате тяжелого заболевания. А ее юный возраст позволяет отнести погребенную к категории так называемых «невест Плутона».
Похожие по сюжету статуэтки Афродиты были обнаружены в некрополях боспорских городов: Пантикапея, Кеп, Фанагории, Херсонеса. Все они датируются III в. до н.э. - I в. н.э.
![Статуэтка Афродиты из Фанагории Статуэтка Афродиты из Фанагории](/upload/medialibrary/a03/a03b2d303d1abfd03f88c5ea2c88d1b7.jpg)
![Статуэтка Афродиты из Херсонеса Статуэтка Афродиты из Херсонеса](/upload/medialibrary/30e/30e88edcc33b48041bc072974268465e.jpg)
Однако, для погребального обряда кочевников не характерно использование терракотовых статуэток в качестве сопутствующих предметов при погребении. Обнаружение терракотовой Афродиты в погребении молодой сарматской девушки, относящейся к всадническому сословию и проживавшей на территории Нижнего Подонья на рубеже эр, позволяет сделать следующие выводы:
1. данная находка может свидетельствовать о высокой степени эллинизации верхушки сарматского общества, принявшей греческую религию и культуру.
2. она может являться свидетельством политической дипломатии, сопровождающейся взаимными услугами и дарами.
3. найденная терракотовая статуэтка подтверждает тезис о контроле аорсами старого торгового пути из Индии и Вавилонии через Мидию и Армению к Танаису, что позволяло им не только обогащаться, но и приобретать у боспорских греков предметы роскоши и искусства.
Начало активности (дата): 27.05.2020
Количество показов: 1499