Версия для слабовидящих

Азовский музей: эксперимент со временем. Автор М.Каминская. Газета "Наше Время"

 
Материалы газеты "Наше Время" № 25 от 24.01.2014 г. 

Недавно я подписала за Барклая де Толли, военного министра Александра I, важную государственную бумагу. Но ответственность за это мы с Барклаем не несем: это все Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник придумал. Не исключено, что кого-то из читателей, очень-очень серьезных, такой интерактив встревожит. «Вот уже и музейные выставки стали превращаться в аттракционы», — скажут они с тяжелым вздохом. 

Беспокойство напрасно: для таких вольностей в зале экспозиции «От Петра до Барклая де Толли» отведено особое место. В терминологии музейщиков это — «зона отдыха».

Походишь по выставке, наполнишься исторической информацией, а на этом пятачке с его сенсорной тумбой можно играючи свои знания укрепить и приумножить. Например, составив из возникших на экране элементов одежды комплекты обмундирования для петровских солдат разных родов войск. А, кстати, документ, который посетителям предлагается подписать электронным гусиным пером за де Толли — об упразднении Азовской крепости как военно-стратегического объекта в связи с завершением этой ее миссии.

В донских музеях еще немало залов с развернутой поясняющей информацией на традиционных стендах, но их постепенно заменяют мультимедийными киосками. Они и фактов вмещают больше, и преподносят их ярче. Сопровождая всевозможными иллюстрациями, в том числе звуковыми.

Азовчане на донском музейном пространстве — лидеры в освоении тех новых технологий, которые делают путешествие посетителей во времени более увлекательным. В том же зале «От Петра до Барклая» подойдешь к восковым, в человеческий рост фигурам Петра Первого и его сподвижника Лефорта, и откуда-то сверху на тебя прольются звуки старинного марша. Приблизишься к другой композиции — с восковой персоной государыни Анны Иоанновны — раздастся музыка, услаждавшая слух тогдашнего высшего света.

В азовских музейных залах вы можете увидеть, как благодаря анимации оживают старинные изображения: плывут к Азову из Италии купеческие суда, кочевники гонят мимо крепостных стен свои бесчисленные стада.

А давно ли были вы в Азовском пороховом погребе? Если больше года назад, то считайте, что вроде как и не были. Сегодня рядом с ним выросли сторожевые вышки с лестничными маршами и переходами, острог и лазарет. Спустишься в погреб, услышишь гулкие шаги за спиной. Это приближается из глубины экрана на стене, словно из самой петровской эпохи, смотритель (эту роль отменно играет азовский дизайнер Михаил Захаров). Поднимает на уровень глаз фонарь и пристально всматривается в посетителя.

Все мультимедийные сюрпризы придуманы и осуществлены своими людьми — азовчанами: сотрудниками музея и местной дизайнерской фирмы.

У этого творческого союза большая предыстория. Когда-то (точнее в середине 1980-х) нынешний генеральный директор этой фирмы Юрий Бессмертный, проработав после института год школьным учителем изобразительного искусства, оказался на распутье. Он четко осознал, что педагогика — не его призвание. Но где в небольшом городке найти работу по душе, если ей больше всего в радость занятия графикой: лубками, офортами?

Такой работы, конечно, не нашлось, но... Мы часто и не догадываемся о дремлющих в нас до поры до времени талантах и возможностях. Директор Азовского музея Анатолий Горбенко предложил тогда молодому художнику оформить афишу выставки. А потом и саму выставку — одну, вторую, третью. И Бессмертного увлекла работа музейного оформителя.

Это перспективное сотрудничество прервала перестройка, ломавшая не только творческие планы — судьбы. Прошли годы, прежде чем они пересеклись вновь: директор музея, выдержавшего все испытания времени и даже ставшего за этот период еще более заметным явлением на музейной карте России, и художник, подававший большие надежды в области музейного дизайна.

Сегодня залы, оформленные коллективом под руководством Юрия Бессмертного, есть и в других музеях. К примеру, в Ростове, во Владикавказе и Майкопе. Приглашают, оценив азовские достижения.

К работе в Азовском музее-заповеднике у Юрия Бессмертного отношение особое. «Здесь благодаря Горбенко и его команде самый благоприятный климат для экспериментов», — говорит он. И поясняет, что эксперимент — это риск, а Горбенко — тот человек, который готов рисковать.

Какой, спросите, риск в таком деле? Техника может подвести: производители всех этих сенсорных штучек обещают одно, а реально может получиться не совсем то, что обещано. Можно промахнуться с предполагаемой реакцией посетителей. Перепланировку, в результате которой часть музейного зала превратилась во фрагмент старинной крепости, посетители восприняли на ура. А вот от первоначальной идеи захватывающей экскурсии «втемную» по Пороховому погребу пришлось отказаться. По задумке экскурсанты должны были получить фонари старинного фасона и несколько минут следовать с ними за экскурсоводом. Немножко страшно, но весело.

Однако багровый свет фонаря освещал каждому только крошечный участок под ногами, и некоторым становилось скорее страшно, чем весело. Поэтому экскурсии здесь вновь проводят «всветлую», оставив оригинальный вариант для экстремалов.

Пожалуй, самая сложная, но в то же время и самая увлекательная задача была у Юрия Бессмертного при оформлении зала, посвященного Азовскому осадному сидению. Теоретически чем меньше артефактов, тем свободнее полет фантазии дизайнера. Но когда артефактов, благодаря которым можно было бы реконструировать быт и, главное, атмосферу времени, совсем уж мало... Как сделать, чтобы у посетителей возникло ощущение насыщенной музейной экспозиции? Чем воодушевить? А ведь Азовское осадное сидение - это гордость не только Азова, но и всего казачества, героическая страница российской истории...

Придумали установить в зале огромную — во всю стену - сенсорную панель. Пусть зрители увидят на ней живые, динамичные кадры сражений за Азовскую крепость!

Думаете, взялись строить декорации, как на киностудии? Все было еще неожиданнее и интереснее. Авторы этого выставочного проекта узнали, что в Турции сохранилась до наших дней крепость, очень похожая по ряду параметров на Азовскую. Значит, надо ехать в Турцию!

В Турции снимали крепостные стены, на буграх и холмах станицы Раздорской — смельчаков-казаков, дерзнувших захватить Азовскую крепость (их роли исполнили участники военно-исторических реконструкций). А затем с помощью современных технологий «упаковали» заснятые на кинокамеру архитектурные фрагменты в конфигурацию Азовской крепости.

Для дизайнеров это была потрясающе интересная круглосуточная работа. Теперь каждый посетитель может вкусить и оценить плоды их усилий.

Есть в этом зале и еще один неожиданный объект, с первого взгляда резко контрастирующий с сенсорной панелью и прочими мультимедийными штуковинами. Это — витрина с моделью штурма Азовской крепости, выполненной из пластилина и природных материалов.

Посетили недавно Азовский музей-заповедник столичные культработники, удивились такому соседству: сенсорная панель — это здорово, а пластилиновый штурм — прошлый век. Изменилось ли их мнение после того, как узнали, почему новация и «ретро» в одном зале, - не знаю. А на мой взгляд, такое соседство — характерный и очень хороший штрих к портрету и создателей нынешних экспозиций, и музея в целом, и даже Азова.

Эту пластилиновую панораму взятия Азовской крепости сделали когда-то в подарок музею и родному городу ученики одной из азовских школ под руководством своего учителя. Много лет она выручала музей, была заметной частью прежней экспозиции на эту тему. Ее фрагмент дизайнеры решили разместить и в обновленном зале. Потому что многие азовчане ее помнят, с удовольствием показывают детям и внукам как своего рода достопримечательность, от вида которой на душе становится светло и тепло.

Автор - Марина Каминская. Материалы газеты "Наше Время" № 25 от 24.01.2014 г. 


Начало активности (дата): 06.02.2014
Количество показов: 1000

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться