Версия для слабовидящих

РЕШЕНИЕ

Расширенное заседание Президиума Союза музеев России

Государственный музей-заповедник А.М. Шолохова

Станица Вешенская 15-16 сентября 2012 г.

По итогам состоявшегося обсуждения включенных в повестку дня расширенного заседания Президиума Союза музеев России вопросов участники заседания приняли следующие решения.

1. Считать необходимым продолжить усилия, направленные на максимально полное воплощение в жизнь принятых в ходе Саратовской встречи решений.

1.1. Использовать все доступные каналы для защиты позиции Союза по внесению уточнений и изменений в проект федерального закона «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», позволяющих в максимальной степени отразить специфику музейной деятельности.

1.2. Просить Минкультуры России вынести на обсуждение Правительства Российской Федерации предложения по созданию финансового механизма, гарантирующего проведение выставок культурных ценностей, временно ввозимых на территорию Российской Федерации, а также защиту интересов российских музеев при осуществлении ими выставочной деятельности на территории Российской Федерации и за рубежом.

1.3.. Оказать содействие Минкультуры России в мониторинге условий приема выставочных проектов в музеях России и разработке возможных маршрутов «передвижных выставок» из собраний федеральных музеев с учетом запросов и потребностей жителей конкретных регионов.

Членам Совета представителей Союза музеев России осуществить сбор необходимой информации и данных изучения зрительских предпочтений и обобщенные материалы направить в Президиум Союза не позднее 31 декабря 2012 года.

1.4. Одобрить в целом принципиальные подходы к формированию и обеспечению функционирования «виртуальных музеев». После доработки с учетом состоявшегося обсуждения направить концепцию «виртуальных музеев» на рассмотрение Минкультуры России.

1.5. Направить Председателю Российского исторического общества С.Е.Нарышкину предложение о включении в структуру вновь образованного Общества направления по развитию музеев и музейной науки в Российской Федерации.

2. Утвердить основные положения концепции законопроекта «О культуре в Российской Федерации» в части основ правового регулирования деятельности музеев и введения в структуру законопроекта отдельной главы «Музеи России».

2.1. Направить утвержденную концепцию Председателю Государственной Думы Российской Федерации С.Е.Нарышкину и Министру культуры Российской Федерации В.Р.Мединскому.

2.2. Активизировать работу над концепцией и текстом нового законопроекта как в рамках деятельности соответствующей рабочей группы Общественного совета Минкультуры России, так и во взаимодействии с депутатами Государственной Думы Российской Федерации и членами Общественной Палаты Российской Федерации.

2.3. Членам Президиума и Совета представителей Союза музеев России завершить разработку и представление в Исполнительную дирекцию Союза своих предложений к концепции законопроекта «О культуре» до 1 ноября 2012 г.

3. Считать необходимой максимальную скоординированность разработки проекта Концепции развития музейного дела в Российской Федерации до 2020 года как с работой над новым вариантом законопроекта «О культуре», так и с разработкой проекта Государственной программы Российской Федерации «Культура России».

Все три документа в своей совокупности, по мнению Союза музеев России, должны составлять базовые основы и механизмы реализации государственной культурной политики страны на ближайшие десятилетия.

3.1. Утвердить основные положения Концепции развития музейного дела в Российской Федерации до 2020 года.

3.2. Предложить Минкультуры России сформировать рабочую группу по разработке проекта Концепции с включением в ее состав экспертов Союза музеев России, членов Общественной Палаты Российской Федерации, представителей региональных Общественных палат.

3.3. Просить Администрацию Президента Российской Федерации в лице Советника Президента Российской Федерации В.И.Толстого рассмотреть вопрос о проекте Концепции на очередном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

4. Предпринять все необходимые шаги для максимально полного учета специфики музейных видов деятельности при разработке системы «эффективного контракта», а также для полномасштабной реализации решения Президента Российской Федерации о превентивном, не связанном с переводом на «эффективный контракт», повышении заработной платы работникам музеев.

4.1. Утвердить основные подходы к формированию системы «эффективного контракта» применительно к деятельности музеев в Российской Федерации.

4.2. Образовать рабочую группу по разработке проектов профессиональных стандартов для работников и специалистов музеев, показателей эффективности каждого работника, а также возможных вариантов типового трудового договора с музейными работниками.

Организовать работу по формированию предложений о возможной структуре и полномочиям органов самоуправления в музеях Российской Федерации, а также по разработке кодекса профессиональной этики.

4.3. Обратиться в Минкультуры России, в Российский профсоюз работников культуры с предложением обеспечить максимально широкое участие музейного сообщества страны в разработке нового этапа реформ.

4.4. Просить Минкультуры России предоставить членам Союза музеев России возможность ознакомиться с предложениями ведомства по «установлению критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, эффективности деятельности руководителей учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, а также по применению результатов указанной оценки в качестве основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601).

4.5. Предложить членам Союза музеев России провести в коллективах обсуждение основных направлений планируемых реформ трудовых отношений и системы оплаты труда и направить в Президиум Союза свои рекомендации и замечания.

5. Предпринять максимально возможные усилия по включению в проект Государственной программы Российской Федерации «Культура России» позиций и мероприятий, жизненно необходимых для сохранения и развития музеев страны.

5.1. Считать необходимым при разработке Государственной программы Российской Федерации «Культура России» осуществить корректировку Федеральной целевой программы «Культура России. 2012-2018 годы», включив в ее структуру комплекс мер и проектов, направленных на практическую реализацию выводов и решений Правительственной комиссии по координации вопросов организации и проведения комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации

5.2. Считать исключительно важным исполнение решения Президента Российской Федерации о выделении ежегодно, начиная с 2013 года, 1 миллиарда рублей в целях пополнения государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

5.3. Проинформировать Минкультуры России о готовности Союза музеев России предоставить откорректированный по срокам проект программы Обеспечения сохранности Музейного фонда Российской Федерации для включения ее мероприятий в состав Государственной программы Российской Федерации «Культура России».


Приложение 1

О подходах к созданию виртуальных музеев

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству поручено создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

Пионером в разработке и реализации проекта виртуальных музеев в нашей стране является Государственный Русский музей, который на данный момент создал уже 107 информационно-образовательных центров "Русский музей: виртуальный филиал".

Каждый центр состоит из мультимедийного кинотеатра и информационно-образовательного класса. Содержательным наполнением центра является Медиатека, включающая интерактивные мультимедийные программы и фильмы, созданные Русским музеем. Деятельность информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» обеспечивается квалифицированными специалистами в области искусства и образования, новейших технологий, музейной педагогики и детского творчества.

Со своей стороны Союз музеев России в сотрудничестве с Фондом Б.Н.Ельцина и Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея уже 6 лет реализует программу «Музей. Инновационные технологии. Творчество», начинавшуюся как проект «Музей. Музыка. Дети» и направленную на развитие научно-образовательной и воспитательной деятельности музеев по творческому развитию и художественному образованию с использованием современных технологий. Создаваемые в рамках реализации этой программы Ресурсные центры творческого развития детей с различными социальными и творческими возможностями, безусловно, могут стать базовыми точками развития общероссийской сети виртуальных музеев.

Современные технологии позволяют создать на основе собраний российских музеев разнообразные и абсолютно уникальные по насыщенности визуальной информации и передаче эффекта присутствия цифровые и мультимедийные продукты.

Главное, что может и должно отличать виртуальный музей от реального, - это его междисциплинарный и межмузейный характер.

Так, создавая виртуальный этнографический музей, можно не только представить зрителю соответствующие коллекции Российского этнографического музея, но и виртуально поместить их в реальную среду традиционного проживания конкретного народа (на основе экспозиций музеев под открытым небом или музеев-заповедников), дополнить детальное знакомство с этнографическими памятниками «живой» реконструкцией обрядов годового и жизненного циклов, профессиональным исполнением подлинного музыкального фольклора.

В формате виртуального музея появляется возможность создать наиболее полную презентацию археологического наследия России, предоставив «виртуальному посетителю» возможность и детально познакомиться с археологическими коллекциями российских музеев, относящихся к разным эпохам, и совершить путешествие по местам этих находок: от Костенок до Каповой пещеры, от петроглифов Онеги и Белого моря до Луговского, и так далее, вплоть до Старой Рязани и Великого Новгорода.

В режиме виртуального музея становится реальным создание историко-культурных экспозиций, объединенных величайшими географическими объектами России. «Музей Волги», «Музей Байкала», «Музей Енисея», «Музей Урала», - такие виртуальные музейные комплексы могли бы соединить в единый визуальный и познавательный ряд самые разнообразные памятники природы, истории, культуры, сосредоточенные в десятках музейных собраний.

Сказанное никак не отменяет возможность создания виртуальных версий крупнейших музеев России.

Однако представляется правильным использовать инициативу Президента именно для создания в цифровом формате уникальных музейных продуктов, невозможных в реальном измерении.

В качестве гипотетических вариантов комплексного контента для виртуальных музеев можно назвать такие, как:

  • «Доисторическая Россия» – палеонтология, геология, палеоботаника, археология палеолита, неолита, бронзового и железного веков
  • «Великая степь»
  • «Великий Новгород и Псков. Путь из варяг в греки»
  • «Народы России»
  • «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • «Музей Волги»
  • «Тихий Дон»
  • «Музей Байкала»
  • «Музей Енисея»
  • «Музей Урала»
  • «Пермский период» (от Сибирских траппов до Марата Гельмана)
  • «Музей авиации и космонавтики»
  • «Российская Армия»
  • «Морская держава»
  • «Пушкинский музей»
  • «Лев Толстой»
  • «Музей Великой Отечественной войны»

Для реализации проекта необходимо:

* Создание межмузейных и междисциплинарных рабочих групп по разработке концепции каждого из тематических комплексов, отбору и описанию экспонатов, их размещению внутри виртуальной экспозиции, методическая адаптация материалов, подготовка дополнительной информации и рекомендаций для пользователей;

* Организация съемки и высококачественной оцифровки фото- и видео- материалов, в том числе с созданием версий для автостереоскопического воспроизведения. Печать материалов виртуальных музеев на соответствующих носителях;

* Разработка необходимого программного обеспечения, позволяющего использовать интерактивные сервисы и производить диверсификацию материалов, включенных в каждый виртуальный музей, разработка различных вариантов обновления контента виртуальных музеев;

* Оснащение 27 точек доступа к виртуальным музеям необходимым оборудованием, обучение сотрудников на местах, организация методической поддержки виртуальных музеев;

* Разработка комплекса образовательных и просветительных программ для различных групп посетителей, в том числе и с использованием дистанционных форм взаимодействия.

Если бы удалось реализовать такого рода проект, это стало бы принципиально новым этапом в работе музеев страны, позволило бы не только расширить доступ, пусть виртуальный, наших сограждан к сокровищам Музейного фонда, но и существенного повысить уровень научной деятельности и степень интеграции самих российских музеев.


Приложение 2

Предложения Союза музеев России к концепции проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности музеев в Российской Федерации

Новый текст законопроекта должен однозначно установить:

особый правовой режим деятельности музеев в Российской Федерации, сочетающий выполнение государственных функций и оказание государственных (муниципальных) услуг в рамках бюджетного и автономного государственного либо муниципального учреждения;

гарантии бюджетного финансирования исполнения музеями государственных функций – собирания, хранения, изучения, обеспечения сохранности музейных предметов и музейных коллекций, введение критериев эффективности исполнения музеями государственных функций и определение принципов формирования государственного задания по этим видам деятельности;

придание музейной экспертизе статуса Государственной экспертизы культурных ценностей при включении их в состав музейного фонда Российской Федерации и исключения из его состава, а также восстановление лицензирования деятельности музеев, чтобы отделить музеи как таковые от «Музеев» водки, эротики, занимательных наук и т.п.;

порядок создания, финансирования, деятельности и обеспечения территориальной целостности музеев-заповедников в Российской Федерации;

специальные требования к применению Федеральной контрактной системы в области государственных (муниципальных) закупок для поставок товаров, работ, услуг, обеспечивающих исполнение музеями государственных функций;

закрепление особенностей финансирования и осуществления музеями образовательной деятельности, включая статус музейных педагогов, и научной деятельности, включая доплаты музейным специалистам за ученые степени.


Приложение 3

Основные подходы к разработке Концепции развития музейного дела в Российской Федерации до 2020 года

Считать необходимым при разработке проекта Концепции развития музейного дела в Российской Федерации до 2020 года предусмотреть:

Практическую реализацию норм об особом статусе музеев как государственных и муниципальных учреждений, создаваемых для одновременного исполнения государственных функций и оказания государственных и муниципальных услуг;

Создание полноценной материально-технической базы музеев России, их технологическое переоснащение с внедрением новейших технологий, в первую очередь, в работу по хранению, учету, реставрации, обеспечение безопасности музейных предметов;

Создание условий для научного и выставочного обмена между музеями страны, включая создание системы государственных гарантий финансовой ответственности при перемещении музейных предметов;

Создание цифровых ресурсов на основе собраний музеев и организация доступа к ним граждан на территории всей страны как посредством сети Интернет, так и через создание, развитие и методическую поддержку «виртуальных музеев»;

Целенаправленная поддержка, в том числе административная, организационная и финансовая, собирательской деятельности музеев, призванная исключить возникновение в Музейном фонде страны лакун в музейном документировании исторических процессов конца 20-го – начала 21-го веков;

Повышение престижа труда музейных специалистов, диверсификация существующих системы и программ их подготовки, создание и развитие системы повышения квалификации музейных работников;

Поддержку и развитие отечественной школы реставрации культурных ценностей;

Сохранение и развитие сети музеев-заповедников, совершенствование правоприменительной практики по защите объектов и территорий, входящих в состав музеев-заповедников либо в их зоны охраны, последовательную музеефикацию археологических памятников, достопримечательных мест, создание историко-культурных заповедников;

Отнесение музеев и музеев-заповедников всех уровней ведения к числу объектов, охрану которых обеспечивают подразделения МВД России, а обеспечение пожарной безопасности – подразделения МЧС России;

Разработку и утверждение в установленном порядке обязательных минимальных требований (стандартов, технических регламентов) к параметрам фондохранилищ, хранительскому и экспозиционному оборудованию, к используемым для хранения и обеспечения безопасности музейных предметов техническим средствам и технологическим решениям.


Приложение 4

Основные подходы к формированию системы «эффективного контракта» применительно к деятельности музеев в Российской Федерации

Признать необходимым при подготовке и реализации второго этапа реформирования системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений применительно к музеям в Российской Федерации:

Внести изменения и уточнения в перечень государственных и муниципальных услуг (включая коллективные услуги, то есть государственные функции), оказываемые государственными и муниципальными музеями;

Разработать и утвердить общие для всех музеев страны показатели эффективности исполнения государственных функций (оказания коллективных услуг), основываясь преимущественно на качественных, а не количественных показателях;

На основе переработанных перечней государственных и муниципальных услуг и показателей эффективности деятельности музеев внести уточнения и изменения в порядок формирования государственных и муниципальных заданий;

Исключить музеи из числа бюджетных отраслей, для которых даже теоретически может рассматривать перевод на нормативно-подушевое финансирование, а также тех видов учреждений, повышение базовых окладов в которых будет осуществляться только за счет сокращения сети;

Разработку системы перехода на «эффективный контракт» осуществлять одновременно с разработкой применительно к музеям норм и мероприятий по созданию производственных советов, институтов самоуправления и кодекса профессиональной этики;

Осуществить в соответствии с решением Президента Российской Федерации превентивное, не связанное с переводом на «эффективный контракт», повышение заработной платы работникам музеев;

Внести необходимые изменения в действующие и разрабатываемые законодательные и нормативные правовое акты с целью исключить формирование фонда стимулирующих выплат в музеях исключительно за счет собственных доходов учреждения;

Начать, вне зависимости от предлагаемых Минтруда России сроков, разработку проектов профессиональных стандартов для работников и специалистов музеев, показателей эффективности каждого работника, а также возможных вариантов типового трудового договора с музейными работниками.

Вернуться

 

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться