Гордость отечественной полиграфии
Продолжаем знакомить посетителей сайта с выдающимися книгоиздателями конца XIX– начала XX века и редкими библиографическими и коллекционными изданиями из библиотечного фонда Азовского музея-заповедника, представляющими большую историческую и культурную ценность.
В России на рубеже XIX-XX вв. в книгопечатании преобладала тенденция к укрупнению и слиянию предприятий. Следуя в ногу со временем, два «колоса графического искусства» - Р.Р. Голике и А.И. Вильборг в 1902 году объединили принадлежащие им типографию и фотоцинкографию. Так в России появилось беспрецедентно крупное частное полиграфическое производство.
Многие российские издатели стремились завоевать рынок, получить прибыль и потому выпускали так называемые «книги для народа», которые отличались низкой ценой и соответствующим качеством. Однако, Р. Голике и А. Вильборг, сохраняя верность своим принципам, ставили перед новым полиграфическим предприятием иные задачи: выпускать только высокохудожественные образцы, выгодно отличаться роскошным оформлением и достойным содержанием, которые бы удовлетворяли «самый изысканный вкус».
18 июня 1902 года император Николай II подписал Устав товарищества, утвердив «Товарищество на паях». Об этом событии объявили 15 декабря 1902 года на I общем Собрании учредителей. Р.Р. Голике и А.И. Вильборг сразу получили звание Поставщиков Двора Его Императорского Величества. Это звание присваивалось по заключению министра Императорского двора и означало признание государством высокого качества продукции, гарантировало фирме широкий выход на иностранный рынок, получение выгодных и престижных заказов и, как следствие, высокую прибыль. Фирма получала право изображения на торговой марке Государственного герба, своего наименования и даты основания. На торговой марке фиксировались также полученные на международных и всероссийских выставках награды. Поставщики двора выполняли заказы для царской семьи.
За долгие годы под маркой Товарищества было выпущено немало первоклассных изданий. Расцвет элитной полиграфии пришелся на период тесного сотрудничества фирмы «Р. Голике и А. Вильборг» с художниками объединения «Мир искусства» - А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомовым и др. Выходили подарочные издания, книги к знаменательным датам (300-летие дома Романовых, История русско-японской войны, Культурно-исторический очерк жизни С-Петербурга за два века XVIII-XIX и др.).
Издания, выпущенные предприятием Р.Р. Голике и А.И. Вильборга, неоднократно удостаивались высших наград на отечественных и зарубежных выставках: в Дрездене (1909), Турине (1911), на выставке «Искусство в книге и плакате» в Петербурге (1912).
Товарищество процветало вплоть до 1917 года, его называли «купелью санкт-петербургской школы книжной графики». В 1918 г. оно одним из первых было национализировано и переименовано в Гостипографию №15. Учредители покинули Россию.
В годы своего существования Товарищество «Р. Голике и А. Вильборг» зарекомендовало себя производителем печатной продукции непревзойденного качества.
Менялись ее виды – книги, альбомы, плакаты, лубки, брошюры, афиши, открытки и т.п. – но неизменным оставался высокий уровень исполнительского мастерства. Один из современников очень точно оценил их труд: «Исчезнут люди, фирмы, но сохранятся книги, насквозь которых проходит любовь и стремление выпустить ее возможно лучше». Действительно, прошло столетие, а уникальные издания российского Товарищества «Р. Голике и А. Вильборг» украшают собрания библиофилов и фонды библиотек, являя собой образец истинных произведений печатного искусства.
В России на рубеже XIX-XX вв. в книгопечатании преобладала тенденция к укрупнению и слиянию предприятий. Следуя в ногу со временем, два «колоса графического искусства» - Р.Р. Голике и А.И. Вильборг в 1902 году объединили принадлежащие им типографию и фотоцинкографию. Так в России появилось беспрецедентно крупное частное полиграфическое производство.
Многие российские издатели стремились завоевать рынок, получить прибыль и потому выпускали так называемые «книги для народа», которые отличались низкой ценой и соответствующим качеством. Однако, Р. Голике и А. Вильборг, сохраняя верность своим принципам, ставили перед новым полиграфическим предприятием иные задачи: выпускать только высокохудожественные образцы, выгодно отличаться роскошным оформлением и достойным содержанием, которые бы удовлетворяли «самый изысканный вкус».
18 июня 1902 года император Николай II подписал Устав товарищества, утвердив «Товарищество на паях». Об этом событии объявили 15 декабря 1902 года на I общем Собрании учредителей. Р.Р. Голике и А.И. Вильборг сразу получили звание Поставщиков Двора Его Императорского Величества. Это звание присваивалось по заключению министра Императорского двора и означало признание государством высокого качества продукции, гарантировало фирме широкий выход на иностранный рынок, получение выгодных и престижных заказов и, как следствие, высокую прибыль. Фирма получала право изображения на торговой марке Государственного герба, своего наименования и даты основания. На торговой марке фиксировались также полученные на международных и всероссийских выставках награды. Поставщики двора выполняли заказы для царской семьи.
За долгие годы под маркой Товарищества было выпущено немало первоклассных изданий. Расцвет элитной полиграфии пришелся на период тесного сотрудничества фирмы «Р. Голике и А. Вильборг» с художниками объединения «Мир искусства» - А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомовым и др. Выходили подарочные издания, книги к знаменательным датам (300-летие дома Романовых, История русско-японской войны, Культурно-исторический очерк жизни С-Петербурга за два века XVIII-XIX и др.).
Издания, выпущенные предприятием Р.Р. Голике и А.И. Вильборга, неоднократно удостаивались высших наград на отечественных и зарубежных выставках: в Дрездене (1909), Турине (1911), на выставке «Искусство в книге и плакате» в Петербурге (1912).
Товарищество процветало вплоть до 1917 года, его называли «купелью санкт-петербургской школы книжной графики». В 1918 г. оно одним из первых было национализировано и переименовано в Гостипографию №15. Учредители покинули Россию.
В годы своего существования Товарищество «Р. Голике и А. Вильборг» зарекомендовало себя производителем печатной продукции непревзойденного качества.
Менялись ее виды – книги, альбомы, плакаты, лубки, брошюры, афиши, открытки и т.п. – но неизменным оставался высокий уровень исполнительского мастерства. Один из современников очень точно оценил их труд: «Исчезнут люди, фирмы, но сохранятся книги, насквозь которых проходит любовь и стремление выпустить ее возможно лучше». Действительно, прошло столетие, а уникальные издания российского Товарищества «Р. Голике и А. Вильборг» украшают собрания библиофилов и фонды библиотек, являя собой образец истинных произведений печатного искусства.
Начало активности (дата): 06.12.2022
Количество показов: 1612