Версия для слабовидящих

Как в Азове клады искали

Азов – город с богатым историческим прошлым. И, пожалуй, один из немногих городов, на территории которого проводятся ежегодные масштабные спасательные и научные археологические исследования. Понимание уникальности места у горожан сложилось не сразу, в отличие от ученых. Первые научные раскопки на территории посада Азов были проведены 150 лет назад. К концу XVIII – началу XIX вв. Азов представлял собой военную крепость.
План Азовской крепости 1799 г.
В результате присоединения Крыма и Кубани и вхождения в 1801 г. Грузии в состав России обстановка в Приазовье и на Северном Кавказе резко изменилась в пользу Русского государства. Во втором десятилетии XIX в. новые укрепленные линии и крепости сооружаются уже далеко за Кубанью и Тереком. В связи с этим, необходимость в содержании Азова, как военной крепости, отпала. В 1810 г. Постановлением Сената крепость упраздняется и Азов становится посадом Екатеринославской губернии. В результате своего расположения посад начинает отставать в развитии от Таганрога, который становится крупным портом и Ростова – связующего звена между Россией и Кавказом. Вместе с выведенным гарнизоном крепость оставляют и обыватели – члены семей военного и гражданского населения, люди, работающие на строительстве крепости, ремесленники и торговцы. К 1816 году по итогам 7-й ревизии в Азове проживало 167 человек. Уже через 8 лет – менее 100 человек.
Посад Азов. Алексеевский сад и Алексеевские ворота (открытка начала XX в. из фондов АМЗ)
Надо отметить, что Азов был известен, прежде всего, историческими победами Петра и в ту пору не представлял интереса как памятник древности. Местных жителей история их города практически не интересовала. По крайней мере, Эдвард Даниэль Кларк, английский путешественник, возвращаясь в 1801 г. из России на родину через южную границу с Турцией, посетив Азов, в своих записках сделал запись о печальном виде запустевающих крепостных укреплений и самое главное, об отсутствии каких-либо остатков классической древности. Именно Э. Кларк впервые увидев Азов, поставил под сомнение тождественность средневековой Таны античному Танаису и предположил, что Танаис следует искать в окрестностях Синявки.
С 1825 г. начинает наблюдаться постоянный прирост населения, и в 1826 г. количество населения составляет 2635 человек. Причина такого прироста – активное заселение юга России, которое усиленно проводилось правительством с последней четверти XVIII в. В результате к 1847 г. бывшая крепость становится мещанским посадом с населением в 5607 человек. Довольно большой процент (60%) от общего числа жителей составляли иногородние.
Посад Азов. Набережная. Открытка нач. ХХ в.
В связи с притоком населения начинается активное строительство, в ходе которого стали появляться находки древностей. Среди дел Азовской посадской ратуши, основанной в 1823 г., хранились дела о «доставке всевозможных исторических сведений» за 1824, 1830, 1832, 1835 и последующие годы. Это ярко свидетельствует о том, что у местного населения зарождается интерес к истории своего города.
Найденные предметы древности породили массу слухов и легенд, побудили у местного населения страсть к поиску кладов. «Золотой конь» и подземные ходы до сих пор волнуют местных жителей и гостей города.
Первые археологические раскопки в Приазовье были связаны с именем Иосафато Барбаро – венецианца, проживавшего в Тане полтора десятка лет (1436–1452 гг.) и вместе с товарищами проводившего раскопки в поисках сокровищ аланского царя. «Первая археологическая экспедиция» претерпела крах. Но тема поиска кладов осталась открытой и во второй половине XIX века превратилась для азовчан в маниакальную страсть. Вероятно, это было связано с тем, что Азов на протяжении длительного времени оставался тупиковой, захолустной российской глубинкой и эта оторванность от «центра» накладывала свой отпечаток на различные стороны жизни. Это подтверждается свидетельствами Петра Ивановича Хицунова, который после раскопок в станице Елизаветинской отметил: «Вообще здешние казаки гораздо развитее азовских мещан, бредящих об одних лишь кладах …».
Посад Азов. Крепостной вал и ров. Открытка нач ХХ в. из фондов АМЗ.
В августе 1870 г. в станице Елизаветинской под руководством П.И. Хицунова планировалось провести очередные раскопки, но в связи с эпидемией холеры работы проводились около г.Азова, «древнего Адзака, итальянской Таны». «По отрывочным слухам, действительно на дворах, огородах, при рытье погребов и канав иногда находимы были расписная посуда, браслеты, кольца, монеты, но какого свойства и формы, добиться было трудно, ибо теперешние жители бол[ьшей] частью народ простой, вечно бредит о кладах и зарытых сокровищах, всегда предполагая, что по старинным планам и описям непременно ищут денежных кладов».
Как видно из приведенного «Извлечения из журнала археологических разысканий», местное население практически не интересовалось историческим прошлым города, раскопки носили грабительский характер с целью личной наживы.
О том, как проходили первые научные раскопки в Азове, что планировал найти известный археолог и что обнаружил в действительности, расскажет вторая статья цикла «Азовские страницы донской археологии».


Начало активности (дата): 18.05.2020
Количество показов: 1472

Возврат к списку

Поделиться:

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться